О Рождестве, политике, календарях и распрях. Кирилл Александров
До Революции 1917 г. Рождество праздновали 25 декабря, после – 7 января. Сейчас ПЦУ и УГКЦ опять празднуют 25 декабря. Избавились от советского прошлого или наоборот, приобщились к нему?
На фоне победных реляций В. Зеленского, будто уже второй год все как один украинцы перешли на празднование новостильного Рождества Христова (и аналогичных заявлений руководства ПЦУ с УГКЦ), в сети начали постить изображения календарей начала XX века, где Рождество значилось именно под датой 25 декабря. На основании этих календарей пропагандисты стали разгонять тезис, что, мол, изначально Рождество праздновалось 25 декабря, потом большевики передвинули его на 7 января, а теперь, вот, мы наконец-то избавляемся от советского прошлого и возвращаем этот праздник опять на 25 декабря. Это конечно смешно, но доверчивый потребитель пропаганды начинает думать, что ПЦУ вкупе с УГКЦ действительно возвращают нам исконную дату Рождества, а УПЦ упорно не цепляется за советское наследие.
На самом же деле Церковь отмечала и отмечает Рождество Христово 25 декабря. Но не по григорианскому, а по юлианскому календарю, по которому наши предки жили все время вплоть до 1918 года. Можно взять современный церковный богослужебный календарь и убедиться, что Рождество приходится на 25 декабря по старому стилю. Дата 7 января появилась из-за того, что в 1918 г. в УНР (следом за большевиками) был введен новый, григорианский календарь, сдвинув при этом все даты на 13 дней назад. А поскольку Церковь отказалась на него переходить и двигать Рождество (вместе с другими праздниками), то и получилось, что по новому стилю оно выпадает на 7 января.
Проблемы календарей
Украинские власти решили передвинуть Рождество в стиле большевиков – насильно, грубо, не считаясь с мнением миллионов украинских граждан. Что говорить, если Зеленский отменил 7 января выходной день? Но если копнуть в историю, то именно так и происходило внедрение григорианского календаря и в XVI веке, и в XX. О том, что юлианский календарь несовершенен знали, вероятно, уже его авторы, группа александрийских астрономов во главе с неким Созигеном.
По этому календарю, введенному при Юлии Цезаре в 45 до Рождества Христова, год составляет 365,25 суток. Тропический год, т. е. время, за которое Солнце завершает один полный цикл смены времен года, является величиной изменяемой, хоть и очень незначительно. Например, в полдень 1 января 2000 года он составлял 365,2421897 суток. Эта разница приводила к тому, что юлианский год длился на 11 минут и 15 секунд дольше, чем год тропический, следовательно за каждые 128 лет накапливался лишний день. Таким образом праздник Рождества, который в IV веке почти совпадал с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигался в сторону весны. Но самую большую проблему это обстоятельство представляло для расчета Пасхалии. В 325 г. когда Первый Вселенский собор в Никее утвердил (хотя и косвенно) Пасхалию, дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. Но каждые 128 лет она смещалась на один день и к XVI веку это смещение составило уже 10 дней.
Эту проблему и на Востоке, и на Западе осознавали очень давно. Например, в 1324 году византийский ученый Никифор Григора предлагал императору Андронику II Палеологу скорректировать юлианский календарь. Но император предложение отклонил, так как не видел возможности согласовать календарную реформу со всеми Поместными Церквами. Также в XIV веке на неточность юлианского календаря обращал внимание и византийский ученый и канонист Матфей Властарь. При этом он не только не считал возможным практическое осуществление реформы, но и не видел в этом особой необходимости. В 1373 году византийский ученый Исаак Аргир также писал о том, что календарь неточен, но также предлагал оставить все как есть и не предпринимать практических шагов по его изменению.
Как проходила календарная реформа на западе
На Западе необходимость исправления юлианского календаря обсуждалась гораздо энергичнее, чем на Востоке. В XIV веке папа Римский Климент VI заявлял, что реформу проводить надо. В 1414 г. кардинал Петр Д'Альи инициировал, как бы мы сейчас сказали, слушания по этому вопросу в Ватикане. Проблема обсуждалась на Базельском соборе в 1437 г. Кардинал Николай Кузанский (1401 - 1461 гг.), выдающийся католический богослов, философ и ученый, представил свой вариант реформы. В 1475 г. папа Сикст IV начал уже практическую подготовку календарной реформы. С этой целью он пригласил в Рим немецкого астронома и математика Вольфганга Мюллера (1436 - 1476 гг.), известного также под именем Региомонтан. Кстати, он впервые составил печатные астрономические таблицы, которыми пользовались Колумб и Васко да Гама.
В 1514 г. на Латеранском соборе католической церкви была образована календарная комиссия, которой поручили разработать проект исправления календаря. Для участия в ее работе был приглашен Николай Коперник (1473 - 1543 гг.), уже имевший на тот момент репутацию светила науки. Коперник отказался участвовать в работе комиссии, но представил свое мнение в письменном виде. Оно сводилось к тому, что реформа календаря является преждевременной и может привести к возникновению проблем в будущем.
Разработкой реформы занимался Тридентский собор (1545 – 1563 гг.), потом папы: Пий IV и Пий V. Наконец в 1582 г. была создана комиссия, которая представила окончательный проект реформы. И вот 24 февраля 1582 г. папа Григорий XIII издал буллу «Inter gravissimas», согласно которой вводился новый календарь, получивший впоследствии название григорианского. Согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней, в октябре 1582 г. после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е.
По большому счету григорианский календарь тоже не точен. Год, согласно нему, длится 365,2425 суток, что, конечно, ближе к тропическому году, но также не совпадает с ним. Уже на этапе создания григорианского календаря предполагалось, что регулярно каждые 400 лет из него будут изыматься три избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсотлетие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97. И если в XVI веке разница между юлианским и григорианским календарем составляла 10 дней, то сегодня – 13. А с 2101 г. Рождество Христово, которое по юлианскому календарю будет по прежнему приходится на 25 декабря, по григорианскому будет выпадать уже не на 7-е, а на 8-е января.
После проведения в 1582 г. календарной реформы, против нее выступили большинство ученых того времени и практически все европейские университеты. Начались протесты, в том числе и не мирные. Многие католические страны принимали реформу только после того, как папа пригрозил анафемой всем, кто с ней несогласен. Основным аргументом несогласия с новым календарем было то, что он не решал всех проблем старого календаря, зато порождал много новых, главной из которых было нарушение Пасхалии, утвержденной Первым Вселенским собором.
Скорее всего папа Григорий XIII и сам прекрасно понимал несовершенство своего календаря. Но почему же он тогда решил сломать всех через колено и силовым способом все же продвинул свою реформу? Ведь решение этого вопроса можно было откладывать и откладывать. Одной из причин было, что в том же XVI веке произошли события, известные нам под именем Реформации. Из-под власти католической церкви ушли обширные территории на европейском континенте. Реформация породила Контрреформацию, борьбу за восстановление папского престижа и папской власти. И календарная реформа папы Григория XIII была как раз одним из элементов Контрреформации. Ватикан просто хотел утвердить свою власть в борьбе с протестантами, тем более что Григорий XIII был настроен решительно против Реформации. Например, после того, как католики в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. устроили резню гугенотов (Варфоломеевская ночь) и жестоко убили 30 тыс. человек, этот понтифик приказал отслужить благодарственный молебен.
Протестанты уже тогда поняли, что дело не в том, правильный календарь и не правильный, а в том, подчиняются они папской булле или нет. Характерна протестантская поговорка того времени: «Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Известный протестантский богослов Лука Осиандер в 1583 г. назвал реформу календаря безбожной, а самого папу – антихристом, который «дерзновенно возжелал повелевать звездами, яко Бог». Примерно до 1700 г. протестантские страны не переходили на новый календарь.
Реакция на реформу православных
Реакция православных на папскую реформу календаря была примерно такой же. В 1583 г. Константинопольский патриарх Иеремия II (Транос) собрал по этому вопросу собор в Константинополе, который решил следующее: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. Соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание».
Впоследствии анафема на григорианский календарь, по сути, была подтверждена окружным посланием Константинопольского патриарха Кирилла V в 1756 г. и окружным посланием патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского в 1848 г.
В конце XIX – начале XX века обсуждение календарного вопроса в православных странах активизировалось. В 1902 г. Константинопольский патриарх Иоаким III (Деведзис) вместе с Синодом из 12 митрополитов обратился к Поместным Православным Церквям, с «важнейшими и достойнейшими тщательного рассмотрения и изучения вопросами» урегулирования взаимоотношений православия с католической и протестантской отраслями христианства, «с целью сблизить их с православием в духе христианской любви». Среди этих «важнейших вопросов» была и календарная реформа. Смыл ответов сводился к тому, что менять один несовершенный календарь на другой несовершенный не целесообразно. Дословно общее мнение Православных Церквей было сформулировано так: «Производить реформу юлианского календаря, как именно научно неточного, и привести таким образом средний гражданский год в большее согласие с тропическим мы считаем ныне преждевременным и вообще лишним. Ибо мы с церковной точки зрения не имеем нужды в перемене календаря, и наука, как утверждают сведущие люди, еще не высказалась решительно о той точности, с которой исчисляется тропический год».
При этом, представители католической церкви, которые лоббировали принятие григорианского календаря православными, не скрывали, что дело не в его правильности, а в признании верховенства римского папы. Например, католический аббат Тондини де Кваренги, который в то время ездил по православным странам и читал лекции, доказывая необходимость переходить на новый стиль в 1905 г., заявил, что корень вопроса о переходе или не переходе на григорианский календарь лежит в принятии или непринятии римского понтифика как «единого источника церковной юрисдикции».
Понимали это и православные иерархи. Например, Иерусалимская Церковь в своем ответе на послание Константинопольского патриарха Иоакима III заявила: «При тех условиях, в которых ныне находится Православная Церковь на Востоке, непрерывно подвергающаяся миссионерским действиям со стороны приверженцев и слуг католической церкви и протестантской, – всякое постановление о реформе господствующего календаря, и особенно в сторону предпочтения григорианского, послужит ко вреду Православия».
Почему большевики сразу перешли на новый стиль
Однако светские власти в отличие от церковных руководствовались совсем иными мотивами. Для них на первом месте были не вопросы правильности календаря и даже не вопросы единства верующего народа, а вопрос политической целесообразности. Буквально сразу после того, как большевики захватили власть, они приняли григорианский календарь. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет, что за средой, 31 января 1918 г., должен следовать четверг, 14 февраля 1918 г. Аналогично поступило и правительство Украинской Народной Республики. Закон «О заведении на Украине исчисления времени по новому стилю и переводу часов на среднеевропейское время» был принят 12 февраля 1918 года в Коростене.
Казалось бы, к чему большевикам такая спешка? Только пришли к власти, эта власть еще очень неустойчивая, вокруг масса врагов, угрожающих эту власть отобрать. Зачем браться за такую масштабную реформу, которую предыдущее царское правительство не решалось проводить на протяжении десятилетий? А дело в том, что именно в это время шли переговоры о выходе России из Первой мировой войны, что было большевикам необходимо как воздух. В Декрете Народных комиссаров так и говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Переход на новый стиль был необходим как аргумент для дипломатии, как создание благоприятного фона на переговорах. Брестский мир Россия подписала 3 марта 1918 г., а УНР еще раньше, 9 февраля 1918 г. По нему Германия и Австро-Венгрия признавали суверенитет УНР, а УНР обязалась поставлять этим государствам продовольствие и сырье, а также не вступать в военные союзы, направленные против них.
Интересная ситуация с календарями сложилась на тех территориях современной Украины, которые входили в Речь Посполиту, а затем в Австро-Венгерскую империю. Светские власти ввели там григорианский календарь еще в XVI веке. Но Православная Церковь, а затем и греко-католическая, по-прежнему жили своей богослужебной жизнью по старому юлианскому календарю.
Новоюлианский календарь
В начале 1920-х годов была совершена попытка перевести на новый стиль Православные Церкви. В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) организовал в Константинополе мероприятие, которое преподносилось как Собор православных восточных Церквей. На самом же деле это был «Всеправославный конгресс», на который приехали всего 9 архиереев, многие из которых вообще не имели полномочий представлять свои Поместные Церкви, как, например, архиепископы Александр (Немоловский) и Анастасий (Грибановский). Тем не менее Конгресс принял решение разработать новый календарь, отличный от григорианского, чтобы формально обойти анафемы, наложенные на сторонников григорианского календаря. Задачу выполнил сербский математик и астроном Милутин Миланкович, который и придумал новоюлианский календарь. Не вдаваясь в подробности, это календарь на сегодняшний день ничем не отличается от григорианского и не будет отличаться еще почти 800 лет.
Чтобы представить себе какие личности продвигали переход на новый стиль в Православии и что за Конгресс решил этот вопрос скажем, что патриарх Мелетий IV (Метаксакис) был активным сторонником экуменизма и модернизма, членом Великой масонской ложи Греции, основателем теории подчинения всех православных общин в диаспоре Константинопольскому патриарху. По характеристике одного из греческих иерархов того времени: «Беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис – непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон».
А «Всеправославный конгресс» 1923 г., состоявший из 9 человек, кроме календарной реформы заявил о допустимости вступления клириков в брак после хиротонии, в том числе и повторный для вдовцов, а также принял ряд заявлений, направленных на заключение унии с англиканской церковью.
Есть в этой календарной эпопее еще один очень интересный эпизод. На волне перехода некоторых Поместных Православных Церквей на новый стиль (т. е. на новоюлианский календарь), Русская Церковь также приняла такое решение и перешла на новый календарь 2 (15 по новому стилю) октября 1923 г. Причем, Обновленческая церковь сделала это на 3 месяца раньше. При этом московские приходы восприняли это без возражений, а вот украинские общины, которые прекрасно чувствовали на себе, что такое католическая экспансия, резко воспротивились. Также выступили против и российские провинции. Новый стиль продержался в РПЦ всего 24 дня и уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».
Так что история говорит однозначно: переход на новый стиль – это тема не украинская, а большевистская. Украинский народ стойко противился переносам Рождества и других праздников и в XVI веке, и во все последующие времена. Даже когда руководство РПЦ в Москве пошло на этот шаг, в Украине с этим не согласились.
Сегодняшний переход ПЦУ и УГКЦ по распоряжению светских властей на новый календарь, также продиктован не религиозными и даже не астрономическими соображениями. Это та же самая политика.
Просто украинским властям нужно показать, что «мы не такие как московиты», что «мы с Европой». Один в один как в Декрете большевиков 1918 г.: «В целях установления <…> одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». И так же, как и в XVI веке, и в начале XX-го вопрос перехода на новый стиль – это вопрос признания власти римского папы и согласие на экуменические братания с католицизмом. ПЦУ на это соглашаются, УПЦ – нет.
Послесловие
Ну и напоследок, диалог православного верующего с представителем ПЦУ:
– Мы вот перенесли Рождество на 25 декабря, празднуем как все западные страны.
– А вы свой собственный день рождения тоже перенесли?
– Как это? Зачем?
– Ну вы же день рождения Христа перенесли, так переносите и свой.
– М-м-м-м-м-м…
https://spzh.eu/ru/zashhita-very/83744-o-rozhdestve-politike-kalendarjak...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии