О романтике Бога и прагматике дьявола. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Христос не только наш Спаситель, Он – Автор, Который сочинил и воплотил весь видимый и невидимый мир. Фото: prav-news.ru

Апостольское чтение этого воскресения говорит нам о прощении наших грехов ценой Крови Христовой. Грех и прощение –вечная и неиссякаемая тема для размышлений христианина.

Во время богослужебного чтения воскресного дня мы слышим слова апостола Павла о нашем прощении грехов и искуплении Кровью Христа, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стои́т» (Кол. 1:12-18).

Мир и все, что в нем, включая нас самих – это плод воображения Бога. Христос не только наш Спаситель, Он – Автор, Который сочинил и воплотил весь видимый и невидимый мир. Божественный Логос – художник, который, взяв кисти Своего Промысла и обмакнув их в пустоту ничего, нарисовал картину потрясающей красоты и великолепия. Он – музыкант, наполнивший Свое творение многообразием дивных звуков. Но если мы забудем, что все это окружающее нас великолепие (включая нас самих) есть само по себе ничто, то вместо того, чтобы обрести свое бытие в Боге, мы можем заблудиться в лабиринтах собственных фантазий.

Не вне нас, не где-то там, далеко на небесах, а внутри нас самих идет неустанная работа по очищению души. В нашем внутреннем человеке, пока туманно и неопределенно, живет иное Бытие, реальное по сравнению с тем, что окружает нас во вне. Оно требует к себе полного внимания и участия. Душа, вывернутая наружу, омертвевает, будучи сама по себе ничем и отдающая себя пустоте ничего. По-настоящему сердце, прилепившееся к земле, трогает только святая красота души, как образа и подобия Божия, несравнимая ни с чем в целом мире и во всей Вселенной, до тех пор, пока оно не познает превосходящую всякие земные представления нетленную красоту Христа, которая спасает мир.

Дух – это наша истинная личность, которой предстоит проснуться от лености ума и стать преображенным богом по благодати.

От нашей души требуется, чтобы она, вернувшись в свой собственный дом, разбудила дух, который живет внутри нашего духовного сердца. Этот дух необъятно беспределен и в нем мы можем открыть простор безграничных духовных постижений. Дух – это наша истинная личность, которой предстоит проснуться от лености ума и стать преображенным богом по благодати.

Христос дает нам великое счастье войти в Его жизнь до конца. С каждым из нас Он пребывает в особом сокровенном общении. Голос Божий слышен в нас настолько, насколько наш дух проснулся от своей спячки. В этом «просыпании» суть духовной жизни. Но как углубиться в себя, непрерывно кружась в беличьем колесе повседневной суеты? Как найти себя в океане безликой человеческой массы наклоненных к земле голов? На самом деле нашей душе не нужно ничего, кроме Бога, для того, чтобы приобрести ту свободу, которую она имела изначально. И каждому сердцу Христос наедине говорит именно то, что ему необходимо для спасения.

Если психология учит тому, как убрать то или иное беспокойство, часто усыпляя нас таким же бессмысленным оптимизмом, то Христос призывает к простому мужеству: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8:34). Только решившись бескорыстно служить Богу и людям, не ожидая при этом ни малейшей выгоды для себя, человек начинает водиться Духом Святым. Когда этот Дух входит в человека, то все его существо озаряется невозмутимым покоем, светом и радостью, наполняясь сострадательной любовью к каждому человеку.

Только решившись бескорыстно служить Богу и людям, не ожидая при этом ни малейшей выгоды для себя, человек начинает водиться Духом Святым.

Самый сложный период нашей жизни – это странствие по пустыне обезбоженности. Это время, когда мир для нас уже стал чужым, а Небо еще молчит. Живя между уже мертвым для нас миром и неожившим еще Небом, мы чувствуем глубокую беспомощность и одиночество. Это время, когда зло будет пытаться отомстить нам за то, что мы посмели покинуть его сонную обитель сомнительных удовольствий. Оно будет преследовать нас, отравляя пищу, питье и даже воздух в наших легких невыносимой горечью. До конца жизни нам придется каяться в том, что грешили, не ведая беспредельного милосердия Божия, что предавали и огорчали Господа, что не имели твердой решимости оставить грех навегда.

В темноте этого пустынного одиночества Бог дает нам возможность самим снять покрывало с Неба руками собственных страданий. Всю жизнь мы боимся страданий и боли. Но только в этой пустыне нам становится понятно, что спасение приходит только после добровольного распятия. Невозможно научиться любить, не пройдя через боль и скорбь, в которых мы обретаем спасительную любовь ко Христу. В этом таинстве наш дух окрыляется Божественной любовью и Христос делает то, что человеку сделать невозможно – наполняет его Своей бесконечной Жизнью.

*   *   *

У нашей души есть одно очень важное свойство – она не может быть пустой. Если мы обращаемся к свету веры, в ней начинает жить Христос, а если уходим во тьму безверия – в нее поселяется диавол. Он учит нас быть прагматиками и жить по законам логики, убивая в себе солнечную детскость сердца и юношескую радость.

Но диавол «лжец и человекоубийца от начала» (Ин.8:44). Песок времени погребает под собой все чары его обмана, и в душе остается лишь унылый смог, туман разочарования. Только когда Христос начинает царствовать в нашем сердце, человек созревает к благодатной умудренной старости, источающей сладость нектара мудрости и нетварный Свет вечной Жизни. Когда Бог начинает подобно ярким солнечным лучам просвещать наш дух, ум замирает, оставив всякое мысленное движение. Как через прозрачную чистую воду в душу проступает необозримая Божественная беспредельность, сотканная из непереводимых в слова смыслов и непостижимых уму интуиций. А из этой беспредельности дышит чистая свежесть вечно юной Жизни. «Обновится, как у орла, юность твоя»(Пс. 102:5).

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/76565-o-romantike-boga-i-pragmat...