О РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ЖАЖДЕ МЕСТИ И ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ СИЛЕ ПРОЩЕНИЯ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ «ВОЗМЕЗДИЕ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Тема возмездия всегда была и остается одной из самых популярных среди множества различных авторов мирового литературно-художественного творчества. 

Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, как не простить и мстить…
Святитель Тихон Задонский

В разные эпохи к  теме возмездия обращались такие мастера пера, как Эсхил и Эврипид, У. Шекспир, Лопе де Вега, П. Корнель, А. Дюма, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Чехов и др. И это вовсе не удивительно, потому что мотивы мести и прощения, присутствующие во многих литературных произведениях, касаются проблемы жизненно-важного трудного нравственного выбора, побуждающего человека к тем или иным действиям и приводящего к определенным положительным или отрицательным последствиям. И в каком бы ракурсе эта тема ни рассматривалась и ни раскрывалась, она по сути своей является евангельской. Потому что в конечном итоге каждая личность, оказавшаяся перед дилеммой – мстить или простить, выбирает для себя свое настоящее и будущее.

Не обошел стороной эту тему и современный кинематограф, изобилующий большим количеством кинолент, хороших и плохих, в которых режиссеры пытаются по-своему представить разрешение этого вопроса. Из всех кинофильмов последнего десятилетия на тему возмездия обращают на себя внимание две абсолютно разные по сюжету и воплощению зарубежные киноленты, появившиеся практически в одно и то же время – «Возмездие» (2013) режиссера Джонатана Теплицки и «Темная долина» (2014) режиссера Андреаса Прохазки. Собственно главный герой «Темной долины» не ставит перед собой вопроса морального выбора. Он изначально избирает для себя путь мести, считая, что зло, наказанное злом, является справедливым воздаянием за совершенные преступления. 

Фильм «Возмездие» с незамысловатой сюжетной линией и с не очень динамичным развитием психологически более сложный. Он является экранизацией одноименной автобиографической книги бывшего офицера Британской армии Эрика Ломакса. Известный журналист Джон Маккарти назвал книгу Ломакса «историей пыток и примирения». Название киноленты в оригинале звучит несколько иначе – «Железнодорожник» или «Человек железных дорог». Но именно наименование «Возмездие» и передает всю суть той значительной нравственно-духовной проблемы, разрешением которой занимается главный герой фильма. Перед нами разворачивается история отношений жертвы и палача, искалечившего жизнь молодому человеку, история жестокости и милосердного прощения. Тот сложный вопрос, который однажды задал своему брату Алеше Иван Карамазов в известном романе Ф. М. Достоевского о том, возможно ли простить палача и примириться с ним, Эрик Ломакс, пройдя через все нравственные муки, кошмары и испытания, решает в итоге для себя положительно.

Сюжет фильма переносит зрителя во времена Второй мировой войны. Британский офицер, инженер Эрик Ломакс, вместе с группой однополчан попадает в японский плен и оказывается на строительстве Тайско-Бирманской железной дороги, которая получила название Дороги Смерти из-за ужасающих и нечеловеческих условий содержания, работы и жестокого обращения, в которых находились пленные. Чтобы поддерживать связь с внешним миром и узнавать новости, Эрик со своими однополчанами собирают радио. Об этом становится известным лагерному начальству. Кроме этого, при обыске находят карту железной дороги, которую перерисовал Ломакс. Чтобы не подвергать опасности других военнопленных, он берет всю вину на себя. После этого его начинают истязать, используя такую изощренную пытку, известную еще с времен испанской инквизиции, как пытка водой. В истязаниях принимает участие и молодой японский переводчик Такаси Нагасе. Эрик Ломакс, невзирая на сильнейшие физические и психологические травмы, выживает. Пребывание в лагере и тюрьме и все ужасы прошлого не убили в нем личности, но сильно повредили ее. Вернувшись в мирную жизнь, он никак не может найти себя и успокоиться. Воспоминания о пережитом преследуют его повсюду и настигают неожиданно. Желание отомстить не дает ему покоя и делает фактически больным человеком.

Жажда мести за причиненную боль и обиды была присуща большинству людей всегда. Психологи утверждают, что даже одна мысль о возможности расквитаться с обидчиком способна доставить человеку удовольствие и облегчение. Однако облегчение это временное, потому что стремление к возмездию является разрушительным по отношению к личности. Жажду мщения святитель Иоанн Златоуст называет глубочайшей раной, которую человек наносит себе самому. В одной из своих бесед он говорит: «Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенный душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении. Что хуже этого неистовства – всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться?»

Месть воспринимается многими людьми как попытка восстановления справедливости. Однако справедливость эта субъективна, а подобное воздаяние выглядит как желание управлять судьбой другого человека. Возмездие отвергает Божье водительство, а совершающий месть ставит себя на место Главного Судьи – Бога.

Такой огонь горел и в душе Эрика Ломакса, заставляя срываться его с места и ездить железной дорогой по всей стране. В одной из таких поездок он знакомится с девушкой Патрицией, которая вскоре становится его женой. Пэтти сразу же понимает, что с ее мужем что-то не так, и пытается ему помочь. В этот момент друг Ломакса и его сослуживец Финли находит газету с сообщением о том, что один из бывших палачей Эрика – переводчик Такаси Нагасе жив и занимается тем, что проводит экскурсии к месту, где когда-то размещался лагерь военнопленных. Он пытается уговорить Эрика разыскать Такаси и убить. Но жажда возмездия к этому моменту у Ломакса уже поубавилась, потому что он полюбил Патрицию. И любовь заставила смотреть его на вещи несколько иначе. Однако после того как Финли, не сумевший пережить психологическую травму, нанесенную ему войной, кончает жизнь самоубийством, Эрик Ломакс отправляется на поиски бывшего своего мучителя. Но японец к этому моменту уже изменил свою жизнь, раскаялся в том, что когда-то причинял страдания другим людям, построил на свои средства буддийский храм, пытаясь искупить вину японцев за жестокое обращение с военнопленными. Встреча закончилась прощением и трогательным примирением. И это прощение врага исцелило больную душу Эрика, которую столько лет терзали жуткие воспоминания и жажда мести.

Святитель Иоанн Златоуст писал, что, прощая другого человека, мы сами получаем благодеяние и извлекаем для себя великую пользу. Такой светлый и вдохновляющий конец этой реальной и поучительной истории как нельзя лучше иллюстрирует замечательные слова митрополита Антония Сурожского: «Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не суди его, Господи». Несомненно, что герой киноленты «Возмездие» Эрик Ломакс всю жизнь будет помнить то, что произошло с ним в тяжелые и страшные времена пребывания в плену, но он больше никогда не будет желать зла своему бывшему обидчику, которого он не только смог простить, но и с которым навсегда смог примириться.

Валентина Новикова (Чернышева)

https://pravlife.org/ru/content/o-razrushitelnoy-zhazhde-mesti-i-iscelya...