О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВЯМИ
12 февраля на Кубе, в международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване, состоится встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Важность этой встречи заключается вовсе не в том, что Патриарх Русской Православной Церкви впервые встречается с Главой Ватикана. Если бы встреча была значима сама по себе то, безусловно, она бы прошла в более торжественной обстановке (в Ватикане или в Москве). Важность этого мероприятия обуславливается вопросами, которые будут на нем обсуждаться, и, судя по всему, вопросы эти – неотложны.
Мнение о том, что Православных Церквей много и что каждая сама определяет характер и отношения с другими Церквями, в том числе с Католической, является заблуждением. В действительности деление Православной Церкви на поместные общины (Поместные Церкви) – условное, не нарушающее Церковного Единства. Именно поэтому аббревиатуры УПЦ (Украинская Православная Церковь), РПЦ (Русская Православная Церковь), БПЦ (Болгарская Православная Церковь) и др. означают лишь то, что на данной территории, в данной конкретной стране существует община православных христиан. Не более. По сути же своей все Поместные Православные Церкви мира (совокупность которых, согласно православному вероучению, и составляет Единую Церковь Христову) имеют одну природу, одно Священное Писание, единое вероучение, единый канонический корпус, святоотеческое учение, а также признают действительность обрядов рукоположений и имеют общение в Таинствах. В этом смысле каждая Поместная Православная Церковь может строить свои отношения с другими инославными Церквями исключительно в общих для всех Православных Церквей рамках, вероучительных канонических границах.
Почему Папа и Патриарх встречаются в аэропорту? Немного странное место для исторической встречи.
Скорее всего, возникла экстренная необходимость в такой встрече в связи с важностью вопросов, которые планируется на ней обсудить. Мнение же о том, что в Москве не хотят проводить подобную встречу на более высоком уровне (в Ватикане, Москве, Константинополе или Иерусалиме), опасаясь недовольства консервативных кругов РПЦ, можно считать необоснованным. Во-первых, если уж консерваторы и будут возражать, то прекословия эти будут касаться самой возможности проведения такой встречи, а не ее места (которое имеет третьестепенное значение). А во-вторых, потому что Патриарх Кирилл в бытность свою главой ОВЦС уже посещал Ватикан, где и встречался с Римским Понтификом.
Ранее в РПЦ действительно воздерживались от подобных встреч, но не из-за позиции неких мифических «консерваторов», которых, скорее всего, никто и в глаза не видел, а по причине множества нерешенных вопросов в отношениях между РПЦ и Католической Церковью, без которых подобное мероприятие лишалось бы всякого смысла.
Формально до 1054 года православные и католики составляли единую неразделенную христианскую Церковь. Но потом по причине некоторых богословских расхождений, а также из-за обострившихся политических, социальных и культурных разногласий между Западом и Востоком они прекратили общение. Оно до сих пор не восстановлено.
Расхождения по вопросу первенства Римского епископа в Церкви действительно являются одним из основных, но не единственным отличием между католичеством и православием. Католики считают Римского Первосвященника, ни больше ни меньше, «Главой» Церкви, «викарием» (т. е. замещающим Христа на земле). Именно так они интерпретируют слова Иисуса, обращенные к апостолу Петру: «И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
В свою очередь православные уверены, что в данном случае Христос говорил о вере Петра, на которой и должна быть основана Его (Христа) Церковь. Именно такой трактовки придерживались святые отцы неразделенной Православной Церкви I тысячелетия. Так, например, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – т. е. на вероисповедании – созижду Церковь Мою. Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем» (1).
При этом православные указывают, что истинным Главой Церкви, «краеугольным камнем, сделавшимся главою угла», т.е. положенным в основание Церкви, является не Петр, а Господь наш Иисус Христос, что неоднократно подтверждал и сам апостол Петр (Деян. 4:10–12).
Так что православная позиция в этом вопросе имеет именно вероучительное, догматическое, а не административное основание.
К сожалению, сегодня невозможно решить разногласия вероучительного, догматического характера, которые имеют место между Католической и Православной Церквями в рамках встречи Римского Понтифика с одним из Глав Поместной Православной Церкви. Для решения таких вопросов требуется участие всей полноты Вселенского Православия. Но есть и другие сферы взаимоотношений между Католической и Православной Церквями, в которых можно и нужно решать возникшие разногласия (речь о них пойдет ниже).
Как отмечалось, все Православные Поместные Церкви имеют единое вероучение, а следовательно, общие вероучительные, богословские разногласия с Католической Церковью. Более того, сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что православие и католичество представляют собой принципиально различные религиозные мировоззрения. Проблема заключается в том, что западное христианство, в отличие от восточного, на протяжении всей своей истории мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями, нежели онтологическими. Вот перечень некоторых вероучительных разногласий между Католической и Православной Церквями: юридическая концепция искупления, папский примат, филиокве, католическая мариология, католическая мистика и учение о духовной жизни и т. д. (2).
Поможет ли встреча Патриарха и Папы сблизить две ветви христианства?
Конечно. Во-первых, это сближение не обязательно должно быть в плоскости богословских разногласий. Во-вторых, оно может произойти в случае, если Ватикан ослабит свою экспансию на Восток. И в-третьих, как заявил недавно глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев): «Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется “подлинный геноцид христианского населенияˮ, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквями. “В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениямˮ».
Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Примечания:
1. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Том 2. М.: Издательский отдел Московского Патриарха, 1993. С. 554.
2. Православные и католики – в чем разница? // Эл. ресурс: http://www.pravlife.org/content/pravoslavnye-i-katoliki-v-chem-raznica
http://pravlife.org/content/o-razlichiyah-mezhdu-katolicheskoy-i-pravosl...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии