О ПРИРОДЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ
Беседа на апостольское чтение 20-й Недели по Пятидесятнице.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14) – таковы слова первой в мире евангельской проповеди о родившемся на земле Спасителе. Ее произнесли не человеческие уста, но ангельские. Ангелы Божии явились первыми в истории проповедниками Христа, а затем эта блаженная эстафета передалась и людям. Природа евангельской проповеди – не человеческая, но есть откровение мира иного, мира ангельского. Недаром слово Евангелие имеет общий корень со словом Ангел.
Многое в нашей с вами духовной жизни взято из иного мира, из мира Ангелов. Например, когда мы поем на литургии Херувимскую песнь, то ведь подпеваем Ангелам. Поэтому и говорится: «Иже херувими тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающее». Это значит: «Таинственно изображая херувимов, мы припеваем (вместе с ними) трисвятую песнь Животворящей Троице».
То же касается и евангельской проповеди. Правильно благовествуя о Христе, мы несем ангельское служение на земле и, по сути, присоединяемся к хору бесплотных сил, возвещающих людям: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
О том же говорит нам сегодня и апостол Павел. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1:11). Природа евангельской проповеди не человеческая, не от мира сего. Евангелие – откровение из мира иного. Поэтому Павел прибавляет: «…ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12).
Вот, братья и сестры, ясные свидетельства о божественном происхождении нашей веры. И мы ведь живем в Церкви именно этим чувством. Как-то в разговоре с одним из прихожан спрашиваю:
– Какую книгу сейчас читаешь?
– «Сектоведение» А. Дворкина, – говорит.
(А эта книжка, как известно, есть справочник по вероучению действующих ныне сект).
– Неужели, – говорю, – тебе интересно читать справочник?
– Ты знаешь, – отвечает он, – ничто не убеждает в истинности нашей веры так, как знакомство с сектантским вероучением. Сразу становится ясной грань между учением человеческим и Божественным. Первое можно выдумать, а второе – нет.
Действительно, наша вера есть удивительный и великий дар. Хоть мы и научены вере, но по сути своей она не есть учение, а откровение Иисуса Христа. И мы знаем случаи, когда абсолютно ненаученные в вере люди обретали дар этой веры. Один из таких людей – Павел. Посмотрите: он, получив откровение веры, не пошел учиться, не искал наставлений. Ему не надо было ничего уточнять, но ему требовалось пережить полученное. Поэтому он и отправляется в аравийскую пустыню, чтобы там в молитве и безмолвии окрепнуть для последующего подвига.
Он об этом сам сегодня говорит нам, продолжая свою речь: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию» (Гал. 1:15–17).
По своей сути, братья и сестры, наша с вами вера тоже такова. Нам, конечно, обязательно нужно учиться (вспомним, что Павел очень много учился еще до того, как стал христианином), но внутренний стержень нашей веры вовсе не в знаниях, а в удостоверении сердца. И нам, так же, как и Павлу, уже не нужны какие-то внешние доказательства истинности нашей веры, потому что наше сердце уже нашло Христа и успокоилось в Нем. Мы – удостоверены. Есть у пророка Исайи такие слова: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9). Мы должны быть удостоверены. И если этого свидетельства сердца нет, то бесполезны будут все знания. Вера христианская – вера Павла, Петра, Иоанна, Иакова – это именно упокоение сердца во Христе, которое дается свыше. И если мы имеем такую веру, нам уже не страшно жить, ибо мы знаем, для чего жить и как жить. Нам уже не страшно умирать, ибо мы знаем, что и смерть имеет великий смысл. Мы знаем то, над чем бились тысячи лучших умов человечества: смысл жизни и смысл смерти.
В этот воскресный день очень хочется благодарить. Благодарить Бога за неизреченный дар Его – веру нашу, за то, что хоть мы и очень слабы как христиане, но все же в нашем сердце родился Христос, за то, что хоть нам и нужно еще много сделать, но мы уже имеем самое драгоценное, что есть в мире – истинную веру и богопознание. Мы правильно веруем в истинного Бога. Мы идем по пути, который Он Сам нам дал. Мы имеем то, чего по разным причинам лишены миллиарды людей, которые ничуть не хуже нас. Помянув и их, всех тех, кто пока еще не знает Бога истинного, скажем Ему сегодня: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». Благодарим Тебя, Господи, за то, что мы живем в мире, на небе которого сияет звезда Рождества.
Сергей Комаров
https://pravlife.org/ru/content/o-prirode-evangelskoy-propovedi
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии