О ПРЕОБРАЖЕНИИ И ОСВЯЩЕНИИ ПЛОДОВ
С приближением праздника Преображения привычно частыми становятся вопросы о предстоящем освящении плодов. «Когда будут освящать, что правильнее приносить для освящения, как относиться к освящённым плодам и, конечно же, куда в коне концов девать кочерыжку?»
Вопросы вроде как понятные – церковная жизнь на разнообразные особенности богата, и если праздник случается раз в год, то немудрено и чего-нибудь забыть. А если и сам человек бывает в храме немногим чаще, то уж подавно. И мы, конечно, отвечаем. Зачастую в тех же выражениях. Настолько опять-таки привычных, что даже факт того, что вокруг «освященных» плодов сложился едва ли не целый фольклорный пласт. Яблок до дня Преображения есть нельзя, кочерыжку не дай Бог выбросить, а от кое-кого мне даже приходилось слышать, что между этими самыми яблоками и участью в вечности есть какая-то связь.
Понятно, что всё это не имеет ни малейшего отношения ни к вере, ни к благочестию. Для начала разберёмся, почему именно яблоки благословляются вместе с начатками овощей, притом что Устав про них, что называется, ни сном ни духом. Итак, Типикон содержит указание на благословение в день Преображения винограда. Причём с весьма интересной припиской: если кто не удержится и станет есть его до праздника, то потом пускай не ест винограда в течение всего августа. В наших краях, как известно, до недавнего времени виноград произрастал только на юге, поэтому во времена формирования Типикона на большей части нашей территории о нём знали лишь понаслышке. Но ведь Устав есть Устав. Ладно бы просто благословение каких-то плодов, каковых в глаза не видели ни далёкие предки, ни досужие современники. Так тут же целая епитимия за невоздержание предусмотрена, значит, винограду нужна замена. Трудно судить, насколько яблоки могут быть альтернативой винограду, но, как известно, за неимением гербовой бумаги пишут на простой, поэтому новая традиция прижилась. Прижился и запрет на вкушение яблок до Преображения, хотя его трудно назвать не то что уставным, а даже просто обоснованным – чем провинились яблоки, если в монастыре, где изначально формировался Устав, который лёг в основу Типикона, их принципиально не едят ни до Преображения, ни после, ни вообще? В контексте Устава запрет касается конкретно винограда, и едва ли можно утверждать, что в отрыве от правил конкретного монастыря и, собственно, винограда он вообще имеет какой-либо смысл. Если к сказанному прибавить ещё и тот факт, что Типикон окончательно сформировался к XVI веку, то есть ко времени, когда на Руси всякая книга воспринималась чуть ли не как истина последней инстанции (вспомним, сколько трудов было положено преподобным Нилом Сорским, чтобы сформировать у современников привычку критически оценивать прочитанное), то сразу станет понятно, как частная практика Палестинского монастыря могла столь причудливо мутировать и так крепко прижиться в церковной жизни Руси. Благо хоть письменно её никто зафиксировать не додумался.
Однако вернёмся к нашим овощам. Жизнь на месте не стоит, церковная в том числе. Со временем в вопросе благословения плодов на Преображение возобладала логика Устава: виноград в Палестине благословлялся в этот праздник как в ближайший ко времени его созревания. Отсюда, зачем ограничиваться яблоками, если к Преображению много чего ещё поспевает? Так и сформировался привычный нам обычай благословения начатков овощей на праздник Преображения и с Уставом согласный, и ненужных запретов избавленный.
А теперь прошу заметить: я сознательно ни разу не назвал благословение плодов освящением. Во-первых, потому что именно так названа молитва, читаемая над плодами: «Молитва на благословение начатков овощей». Во-вторых, потому что плоды не освящаются, то есть им не сообщается никакая благодатная сила. Они просто благословляются к вкушению. Мы принесли в храм начатки нового урожая, поэтому Церковь благословляет их нам в пищу. То есть они не святыня. Они – пища. И не более того. Так что всем и сразу рекомендую забыть о косточках и кочерыжках, остающихся после съедения плодов. Не бойтесь их выбросить, после того как вкусите от плодов, бойтесь Бога за это не поблагодарить.
Итак, всё, как видите, просто. Главное только не забывать Того, Кому посвящён праздник, не зацикливаться на второстепенном, не разменивать преобразившегося Христа на яблоки, корзинки и кочерыжки.
Протоиерей Владимир Пучков
https://pravlife.org/ru/content/o-preobrazhenii-i-osvyashchenii-plodov
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии