О правильном прохождении Великого поста. Схиигумен Авраам (Рейдман)
(Евангелие от Матфея, 17 зачало, глава VI, стихи 14-21)
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Прощеное воскресенье. Евангельское чтение в этот день начинается с рассуждения о прощении: нам необходимо прощать друг друга, если мы хотим, чтобы Бог простил нас. Евангелие можно уподобить необыкновенному окну, через которое мы из обыкновенного, временного и суетного мира можем взглянуть на нечто совершенно непривычное, возвышенное, вечное. Читая Евангелие, мы с удивлением, благоговейным ужасом и духовным вожделением взираем на тайны будущего века. Евангелие написано на обычном человеческом языке, но через него мы видим совершенно иную реальность: новую, удивительную, чудесную. Евангелие так насыщено благодатью, что иногда кажется, будто сквозь написанные слова, сквозь буквы и знаки препинания мы видим вечность. Сегодня особенно важный для нас день — преддверие духовного поприща Великого поста. Мы должны понять, как нужно поститься и подвизаться в эти дни для того, чтобы еще теперь, находясь на земле, предвкусить вечность и стяжать ее в будущем, потому что второе невозможно без первого.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (ст. 14–15). О чем нужно прежде всего подумать, когда мы читаем эти стихи? О том, что мы нуждаемся в прощении грехов. Нет такого человека, который бы не имел согрешений, больших и малых. Об одних грехах мы забываем или снисходительно их себе прощаем. Другие уязвляют нашу совесть и не дают покоя. Человек ежедневно совершает бесконечное множество нравственных преступлений. Не замечает этого только тот, кто относится к себе слишком снисходительно или вовсе не предъявляет к себе никаких требований, считая естественным каждый свой поступок и находя оправдание любому греху, например, тем, что он должен отстаивать свои интересы и исполнять свои желания. Но тот, кто имеет некоторые нравственные принципы, а в особенности тот, кто следует Евангелию, постоянно обнаруживает, что согрешениям его нет числа. Прошлое, настоящее, сиюминутное — все полно грехами, и даже будущее угрожает многими преткновениями и падениями. Нравственного человека это устрашает и заставляет, не надеясь на себя, умолять Бога о помощи и просить прощения за уже содеянные грехи. Для того чтобы Бог простил нам наши бесконечные и бесчисленные прегрешения, мы должны сами простить всем людям, виноватым перед нами. Прощение не должно быть формальным — недостаточно просто не желать отмщения людям за их вину (хотя это тоже чрезвычайно важно), нужно прощать, как сказано в Евангелии, от сердца нашего. В душе не должно оставаться никакого зла, даже никакой неприязни — так, как будто бы не произошло ничего досадного или обидного для нас.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Этот закон действует незаметно, но естественно и постоянно: когда мы всей душой человека прощаем, то сразу же чувствуем некое благодатное изменение в себе — умиротворение, покой, любовь и смирение, а когда в нас вкрадывается хотя бы помысел неприязни, душевный мир тут же нарушается и мы никак не можем вернуться в прежнее мирное состояние. Мы надолго лишаемся благодати из-за какого-то мимолетного и ничтожного, как нам кажется, помысла. При молитве мы уже не можем обрести внимания, покаяния и умиления, которые казались нам приобретенными навсегда. Конечно, это понятно только тем, кто молится. Человек, который не принуждает себя к молитве, не придает ей значения, молится без усердия, формально, только чтобы исполнить свой долг, — он, как правило, в молитве не чувствует никаких перемен. Для того чтобы понять, как важно правильное отношение к ближнему в деле спасения, нужно, прежде всего, почувствовать в себе благодать, а она естественнее и быстрее всего приобретается добродетелью молитвы.
Сегодняшнее евангельское чтение предупреждает нас о том, что, вступая на поприще Великого поста, мы должны думать о прощении грехов, а не о достижении какой-то особой духовности, святости или совершенства. Некоторые люди настолько неразумны, что думают постом приобрести сверхъестественные дарования вроде прозорливости или чудотворения. Но не для этого мы постимся, а для того, чтобы Бог простил нам грехи, условием чего является прощение грехов ближним с нашей стороны. Это спасительное условие открыто нам не святым человеком или пророком, но Самим воплотившимся Сыном Божиим, а потому — это истина, вечный Божественный закон, в котором нет ничего частичного или временного, и мы не имеем возможности им пренебречь. Если бы даже мы сделали такую самонадеянную попытку, то из этого ничего бы не вышло. Неприязненно относясь к человеку, мы сразу чувствуем, если выражаться приземлено, неприязнь к нам со стороны Божией. Этот закон действует постоянно, нет такого мгновения, в которое мы могли бы остановиться и отдохнуть от духовной брани. Внутренняя жизнь человека подобна не останавливающемуся потоку, и таким же постоянным должно быть его внимание и следование Божественным заповедям.
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 16). Каждый стих Евангелия является глубочайшим и полезнейшим назиданием. В этом стихе тоже заключена бездна смысла. Когда мы постимся, мы должны не сетовать, роптать и унывать, а радоваться тому, что взяли на себя этот подвиг. Есть очень точное и мудрое выражение: Великий пост — это духовная весна. Весной, когда оживает и расцветает природа, человек не может грустить. Тем более не может он сетовать, когда сам духовно оживает. Покаяние удивительным образом сочетается с радостью, как это ни покажется странным людям, не имеющим духовного опыта. Преподобный Григорий Синаит сказал о покаянном плаче, что это плач радостотворный, то есть творящий радость. Действительно, никто бы не выдержал многих и горьких слез, если бы они не приносили душе благодатное утешение и радость.
Но, оказывается, люди могут унывать еще и напоказ. В славянском переводе говорится, что они «помрачают лица свои», а в подстрочном переводе с греческого сказано «обезображивают» Мы обезображиваем, искажаем свои лица ради похвалы, ради того, чтобы люди подумали, что мы совершаем нечто необыкновенное, невыносимое для человека, от чего внутренне страдаем, мучаемся так, что даже лицо наше искажается от поста. Конечно, это признак лицемерия. Мы должны поститься не ради людей, а ради Бога. Желание показаться постящимися людям, приобрести награду в виде похвалы, одобрения, уважения — и греховно, и безумно. К сожалению, несправедливость действительно часто торжествует: лицемеры пользуются большей славой и уважением, чем люди искренние. Господь Иисус Христос обличал иудеев, говоря: «Ваш отец диавол, и он есть отец лжи. И потому вы верите лжи. А как Я истину говорю, вы не веруете Мне» (см. Ин. 8, 44–45). Так уж устроен человек: тот, кто привык лгать, верит лжи, а правду не принимает, потому что она кажется ему неестественной. Простота не воспринимается лукавым человеком. Но мы не должны искать одобрения человеческого, иначе мы получим награду свою в виде похвалы. Нам нужно, если можно так выразиться, одобрение Божие. Некоторые люди считают, что нужно быть совершенно бескорыстными и даже от Бога ничего не ждать. Да, вероятно, это и есть высочайшее духовное состояние человека. Но большинство людей устроены так, что за свои поступки и жертвы хотят получить награду. Господь не отвергает такое устроение, наоборот, призывает нас к некой корысти, поощряет к подвигам, обещая награду. Однако в том случае, если наши подвиги будут показными, то мы получим награду от людей и не получим воздаяния от Бога.
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 17–18). Не стоит понимать эти слова буквально: будто нужно умастить голову благовониями и нарядиться. Эти слова означают, что мы должны исполнять подвиг поста радостно, без уныния. Унывает даже поневоле тот, кто постится ради людей, потому что он делает это без желания, но тот, кто совершает пост ради Бога, радуется, что может получить от Него награду. И если человек постится правильно, он действительно ее получает. Конечно, не всегда пост можно скрыть от людей, да и не всегда это уместно. Православные христиане по всему миру с завтрашнего дня вступают в Великий пост, и не нужно это скрывать. Если мы будем говорить другим людям, что не постимся, то можем таким образом соблазнить их, подтолкнуть пренебречь церковным установлением. Подвиг поста нужно совершать втайне от самого себя, то есть нетщеславно, не придавая этому никакого значения, не думая, будто мы делаем нечто великое и, значит, достойны награды. Награда наша состоит в прощении грехов. Мы должники пред Богом, и пост — это попытка возвратить Ему хотя бы малую часть долга, а точнее, показать, что мы желаем это сделать, хотя и не можем. Тогда Бог, Существо духовное, скрытое от людей, живущих по страстям, открывается и воздает нам явно. Явно не для других людей, а для нас самих. Если мы этого не чувствуем, значит, делаем что-то неправильно: скорее всего, постимся тщеславно или не простили нашим братьям грехов, совершенных ими против нас. Всегда есть какая-нибудь причина. Иначе мы почувствовали бы это явное благодатное воздаяние: близость Божию, любовь к Богу и ближним, прощение грехов, умиление, душевный мир, смирение. Неизъяснимое действие благодати доставляет душе сверхъестественное утешение, мир, не колеблемый никакими земными скорбями, не зависящий ни от чего внешнего, земного. Очень важно помнить во время Великого поста, что Бог воздает нам явно, то есть мы должны не просто почувствовать удовлетворение от сознания исполненного долга, но явно пережить действие благодати, может быть, незаметное для других людей, но совершенно реальное для нас.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (ст. 19–20). Сокровища на земле собирает тот, кто совершает добродетели, и пост в том числе, ради одобрения, похвалы от людей, ради славы и утверждения среди других людей или, как сейчас говорят, ради самореализации. Но на земле «моль и ржа истребляют». Что такое «моль и ржа»? Это забвение. Отношение людей постепенно меняется, и слава, которой мы так дорожили, начинает забываться, пропадать, иногда даже превращается в свою противоположность. То, что вчера казалось нам весьма славным, сегодня превратится в наш позор, и нам будет стыдно за это во все время нашей жизни на земле. Ценить славу, приобретенную среди людей, — неразумно. На земле все временно и суетно. «Воры подкапывают и крадут, моль и ржа истребляют» — этими словами Евангелие говорит о зависти, неприязни, ненависти. «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут», — где ничего не меняется, а потому, если мы угодили Богу, то на небесах не потеряем ничего и никогда. Как бы ни переменилась наша жизнь — сегодня нас уважают, завтра над нами будут смеяться, сегодня нам кланяются, завтра будут с презрением отворачиваться, — но на небе ничего не изменится. Если мы приобрели сокровище на небесах, то оно останется нашим достоянием в вечности, потому что там нет земного зла и суеты.
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (ст. 21). Если у человека есть какое-либо имущество, он не может о нем не думать, боясь его потерять. Человек заботится о своем сокровище, и мысли его всегда с ним. Если нашим сокровищем станет человеческая слава, то мы постоянно будем думать о том, как бы нам ее поддержать. Иногда люди одобряют действительно хорошие поступки, но нередко (а может быть, и чаще всего) в наше время хвалят то, что на самом деле грешно и отвратительно. Добиваясь славы человеческой, мы в конце концов придем к тому, что будем грешить, желая угодить людям. Иногда человек готов сделать зло или даже подлость только для того, чтобы показать, что он может за себя постоять, что он мужественный, стойкий и хитрый, а не какой-то слабый, беспомощный. Можно привести бесчисленное количество примеров, когда человекоугодие приводит ко греху. Но если сокровище наше будет на небесах, если мы будем искать только славы Божией (а слава Божия — это Божественная благодать, милость), тогда там будет и наше сердце и мы будем пренебрегать земными преимуществами. Мы будем всей душой стремиться к тому, чтобы овладеть своими сокровищами, которыми сейчас не имеем возможности пользоваться. Представьте себе, что человек стремится разбогатеть, но все его деньги находятся за границей. И вот он копит и копит, но не может воспользоваться своим богатством, пока не выедет за пределы страны. Нечто подобное происходит и с человеком, который копит себе сокровище на небесах. Он знает, что оно есть, и уже в этом мире предвкушает благодатное утешение, но овладеть своим сокровищем в полной мере, жить в изобилии духовных благ он еще не может, потому что для человека, живущего на земле, это невозможно. И потому тот, кто достиг истинно христианского состояния, кто думает только об угождении Богу, тот всей душой стремится на небеса, и для него сама смерть становится радостным (хотя и трудным) переходом от временной, суетной и скорбной жизни к вечному блаженству.
Спаситель говорит, что нужно прощать людям грехи и в то же время не заниматься человекоугодием. Об этом мы должны всегда помнить: следуя заповедям, живя по совести, желая всех любить, мы не должны поступаться своими принципами. Мы должны всех прощать, но это не значит, что мы должны повиноваться людям, которые навязывают нам свою волю, противную Евангелию. Вот с каким настроением и какими мыслями мы должны вступать на поприще Великого поста. Нужно пройти его богоугодно, чтобы почувствовать, что мы действительно нечто явное приобрели покаянием, прощением и снисхождением к ближним, нетщеславным прохождением времени Великого поста. Аминь.
17 марта 2002 год
.http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/pod_vp/05/6/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии