О ПРАВИЛЬНОМ ПОНИМАНИИ ЦЕРКОВНЫХ ОБЫЧАЕВ. СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)
Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)
В 2016 году чтение Недели 27-ой по Пятидесятнице
(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава XIII, стихи 10-17)
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда мы слушаем проповедь в храме, то обычно желаем услышать какое-то назидание и нравоучение. Так уж это принято и считается само собой разумеющимся. Если же нам покажется, что ничего конкретного и приложимого именно к нашей жизни мы не услышали, то такую проповедь мы считаем бесполезной. Но я думаю, что это неправильный подход к чтению и толкованию Священного Писания, а в особенности Евангелия. Самого евангельского повествования было бы уже достаточно и даже предостаточно для нашей пользы, хотя бы мы и не понимали ничего, кроме самого буквального его смысла, то есть того, что легко можно понять при первом же прочтении. Ведь что может быть полезнее и нравоучительнее, чем вера в то, что Иисус есть Сын Божий – Христос, то есть помазанник Божий, пришедший спасти мир?! Этого было бы уже достаточно!
В сегодняшнем евангельском повествовании содержится рассказ о том, как Господь исцелил скорченную женщину, много лет страдавшую этим страшным недугом. Из самого рассказа об этом чуде мы получаем великую пользу, ибо из него мы можем сделать самый главный вывод: Иисус есть Сын Божий, так как, совершив это чудо, Он показал Свое Божественное всемогущество.
Некоторые из святых отцов говорят о таком признаке довольно высокого духовного преуспеяния человека, который заключается в том, что чтение Священного Писания превращается для него в богословие. Оно перестает быть простым чтением, при котором человек рассуждает и пытается понять смысл прочитанного. Евангельские слова действуют на душу преуспевшего в духовной жизни человека с такой силой, что вызывают в нем искреннейшую веру и он уже не просто читает Евангелие, а созерцает в нем воплотившегося Сына Божия.
При таком отношении и даже, можно сказать, ощущении Священного Писания нравоучительные выводы уже не так важны, потому что есть живая вера, вера не от ума, а от сердца, вера действенная и благодатная. Она без всяких нравоучений заставляет человека переменить свою жизнь и начать относиться к себе гораздо более ответственно. Вот что нам в первую очередь необходимо извлекать из евангельских повествований прежде всяких нравоучений, ибо описанное в Евангелии имеет значение само по себе, а не только как поучительное для нас.
Сейчас мы через толщу веков взираем на чудо исцеления скорченной женщины и из него хотим получить назидание и конкретную пользу для самих себя. Но в то время самым главным, наверное, было то, что исцелился человек, и то, что Иисус Христос как Своим всемогуществом, так и милосердием обнаружил Свое Божество. И лучше всего, если именно это производит на нас впечатление и волнует нас, когда мы читаем Священное Писание, ибо это и значимо. Пусть мы не будем в точности понимать ни смысла притч, ни смысла тех или иных поступков Спасителя, но зато будем созерцать Евангелие своим духом. Для нас важно просто и по-детски верить в Евангелие, так, чтобы все описанное в нем как бы проходило перед нашими глазами. Если же не будет этого самого главного, то никакие нравоучения и назидания вовсе не будут иметь значения.
В XIX столетии на Западе в лоне лютеранской церкви существовала так называемая новая Тюбингенская богословская школа. Ее представители в своем истолковании Евангелия доходили до совершеннейшего абсурда: пытались во всех поступках и словах Спасителя увидеть какое-то нравоучение. Само Евангелие и даже самые простые поступки Спасителя они считали некой аллегорией, так что вообще перестали верить в бытие Иисуса Христа как исторической личности. В бесконечных поисках нравственного назидания они свели религию к одной только нравственности, а все остальное, что более и выше нравственности, отринули как некое иносказание. Не дай нам Бог иметь такой дух, каким были проникнуты эти «богословы»!
Прежде всего – вера! Прежде всего – буквальный смысл Священного Писания, принимаемый всем сердцем! Потом уже – назидание. Нельзя бесконечно гоняться за одним только нравоучением, отрицая самое главное – любовь к Богу и даже саму веру в Бога. Конечно, недостаточно довольствоваться только буквальным смыслом Евангелия, нужно еще и поучаться и назидаться, но важнейшее назидание дарует нам именно вера, ради чего, собственно, мы и признаем Евангелие. А уже после этого будем стараться оценивать свои конкретные поступки с позиций Евангелия, чтобы применять его в своей жизни.
Я бы назвал такое чтение Священного Писания созерцательным. Мы знаем, что святые отцы много читали Богодухновенное Писание. Преподобный Серафим Саровский каждый день прочитывал одного евангелиста, преподобный Парфений Киевский – даже нескольких евангелистов. Один из основателей общежительного монашества учредил для всех монахов в своем монастыре правило выучивать наизусть Евангелие и Псалтирь. Святитель Тихон Задонский, если не ошибаюсь, тоже знал наизусть Евангелие и Псалтирь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что весьма полезно выучивать наизусть Евангелие. И многие другие великие подвижники обильно питали свои души чтением Священного Писания, придавая особенно важное значение Евангелию, ибо такое чтение Евангелия, о котором я говорил, есть одновременно и самое безопасное и полезное богомыслие. Когда мы сами размышляем о каких-то возвышенных предметах, то по своей неопытности и невежеству в богословских вопросах мы можем уклониться от православных догматов. А когда мы просто, без всякого размышления читаем Евангелие, то такое богомыслие безопасно для нас и приносит огромную пользу, так как возбуждает в нас искреннюю живую веру. Ничто так не укрепляет и не воспламеняет в нас веру, как чтение Божественного Евангелия.
Постоянные прихожане нашего монастыря, конечно, заметили, что в своих проповедях я иногда говорю что-то нравоучительное, а иногда просто стараюсь живо описать то, как происходило то или иное евангельское событие. И это последнее порой бывает для меня гораздо интереснее. Я, если хотите, даже завидую тем людям, которые были непосредственными свидетелями чудес, совершенных Господом Иисусом Христом, и, насколько это возможно для моего воображения, представляю себя свидетелем тех событий. Может быть, я не совсем правильно и точно изображаю некоторые подробности, так что они не всегда соответствуют действительности, но евангельские события оживают для меня и становятся близкими. Поэтому я хочу преподнести вам Евангелие именно как действительность – это дороже и выше всего.
«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (ст. 10–11). Вы, наверное, видели таких больных людей, врачи приписывают их мучительное состояние действию какой-то нервной болезни и, может быть, иногда они оказываются правы. Однако причина болезни этой женщины заключалась в «духе немощи», то есть ее мучил демон.
«Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (ст. 12–13). Возложив руки на эту женщину, Господь Иисус Христос показал и Свое Божество, и истинность Своего воплощения, то есть что Он есть также истинный человек. Божественное всемогущество выразилось в исцелении, а человеческое свойство – в возложении рук. Божественная сила воздействовала на несчастную женщину через человеческие руки.
«Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Произошло нечто великое: женщина, которая восемнадцать лет страдала от страшного недуга и, наверное, как это обычно бывает, роптала на свою беспомощность, унывала и отчаивалась, вдруг исцелилась и стала прославлять Бога. Казалось бы, благочестивые люди, считавшиеся духовными авторитетами в израильском народе, должны были возрадоваться этому. Но в данном случае, как и во многих других описанных в Евангелии, произошло иначе.
«При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (ст. 14). Какая нелепость, что в субботу нельзя творить чудеса! Нужно будто бы соблюдать ее до того строго, что даже пророк, каким в то время уже почитался за Свои очевидные чудеса Господь Иисус Христос, не имеет права творить чудеса в субботу, будто суббота выше чудотворений! Начальник синагоги, избранный, видимо, за свое благочестие, не смел, однако, упрекнуть Самого Спасителя и обратился с упреком к женщине. Вместо того, чтобы прославить Бога и возрадоваться с исцеленной женщиной, он упрекает ее за то, что она пришла исцеляться в субботу. Но ведь она не для этого пришла, она и не ожидала, что исцелится, значит, упрек косвенно относился к Самому Господу. Получается, что в субботу нельзя творить чудеса и в благодарность за них нельзя прославлять Бога. Вот до чего доводит формализм и благочестие, понимаемое только в смысле внешнего соблюдения закона!
«Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (ст. 15–16). Конечно, даже обычный житейский опыт учит нас, что есть вещи, которые необходимо исполнять при любых обстоятельствах, так как без них мы не можем обойтись. Такой пример и приводит Спаситель. Если человек, руководствуясь своим разумом, может ограничивать себя, то животные на это неспособны, поскольку имеют лишь естественные инстинкты, поэтому, если какой-нибудь чересчур благочестивый иудей вздумал бы не поить скотину в субботу, то животные своим ревом не дали бы ему покоя и все равно вынудили бы отвязать их и отвести на водопой. Если же необходимо проявлять заботу о животных и о разных житейских вещах, например, готовить еду, накрывать на стол и убирать со стола (а это, конечно, делали и те иудеи, которые строго соблюдали закон), то тем паче надлежало развязать, то есть освободить от страданий больную женщину. Пример, приведенный Спасителем, имеет даже буквальное сходство с чудесным исцелением скорченной женщины: как люди отвязывают животных, так нужно было развязать и эту женщину, связанную сатанинскими узами. Конечно, лицемерный начальник синагоги не имел, что возразить Спасителю, и был вынужден замолчать. Из других мест Евангелия мы можем сделать вывод о том, что лицемерие его происходило от зависти, поскольку все иудейские начальники завидовали славе Спасителя.
«И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (ст. 17). Все те, которые сочувствовали начальнику синагоги и противились Господу под благовидным предлогом соблюдения закона, были пристыжены, а народ радовался всем славным делам Господа. Еще раз повторю, что самое главное в этом повествовании – это реальность произошедшего и то, что Спаситель, проявив Свое Божественное всемогущество, показал Свое Божество.
Но мы должны извлечь отсюда и нравственный урок. Суть Божественного закона состоит не во внешнем соблюдении его предписаний, а в милосердии, которое должно стоять у нас на первом месте. Мы не соблюдаем субботу, а праздничным днем считаем день воскресный, и я сейчас не буду объяснять, почему это так, но скажу о том, как мы должны относиться к нашим праздникам. Праздник существует не для того, чтобы ничего не делать, и не только для того, чтобы отдыхать, но для того, чтобы прославлять Бога, как прославляла Его исцеленная женщина. Ведь действием Божественной благодати мы также освобождены от уз греховных, пусть и не в полной еще мере. При некотором усердии с нашей стороны и понуждении себя мы с Божией помощью и по Божиему благоволению освободились от тех греховных уз, которыми были связаны, живя без Бога вне Церкви. В благодарность за это мы и должны прославлять Бога и проводить праздничные дни в молитве, чтении Священного Писания и в первую очередь посещать богослужения. А тот, кто думает, что в праздник нужно просто отдыхать и ничего не делать, тот уподобляется лицемерному начальнику синагоги.
Мы не должны поддаваться этому духу лицемерия и фарисейства, который внешнее предпочитает внутреннему, нужно прежде всего смотреть на суть дела. К сожалению, часто бывает так, что люди, которые регулярно посещают храм, соблюдают посты, читают утренние и вечерние молитвы и вообще исполняют все внешние требования, справедливо предъявляемые нам Церковью, довольствуются этим и считают, что они ведут едва ли не праведный образ жизни. Однако при этом они совершенно не замечают того, что остаются такими же раздражительными, как и раньше, так же много осуждают, пустословят и даже злословят, предаются нечистым помыслам и любят похвалу человеческую. За своим внешним благочестием они не видят того, что не исправляются в самом главном. Все требования Церкви, предъявляемые к нашему внешнему образу жизни, являются лишь средством для достижения главной цели, которая заключается в исполнении евангельских заповедей. По учению преподобного Серафима Саровского, цель христианина состоит в стяжании Божественной благодати и в приближении к Богу. Если мы все соблюдаем и исполняем, а близости к Богу не чувствуем, то значит, мы поддаемся духу фарисейства.
Потому будем разумно исполнять внешние добродетели, относясь к ним как к средству, которое должно привести нас к нравственному изменению. Тогда мы станем истинными христианами. Иначе, если мы не будем понуждать себя к такому отношению, то, подобно тем людям, которые противились Господу, устыдимся, когда другие начнут нас упрекать в том, что мы ходим в Церковь, а сами ругаемся и тому подобное. Разве мы не слышим такие упреки довольно часто, и, признаемся себе, разве они не вполне справедливы? Вот о чем нам нужно задуматься, чтобы не потерпеть стыда, как противникам Господа. Аминь.
14 декабря 1997 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/27/4/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии