О правилах духовной брани. Схиигумен Авраам (Рейдман)
(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава XIII, стихи 10-17)
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
О правилах духовной брани
В сегодняшнем апостольском чтении содержится замечательное поучение святого апостола Павла: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (ст. 10–12).
Нам надо облечься во всеоружие Божие, чтобы противостоять козням дьявольским. Это значит, что мы должны все свое внимание, все свои силы употребить на то, чтобы бороться именно с духами, а не с теми или иными людьми, считая их своими врагами. Например, во времена апостола Павла римская власть преследовала Православную Церковь и была ее врагом. Однако апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови (то есть не против какого-нибудь конкретного человека и не против целого народа или государства. – иг. А.), но против духов злобы поднебесных». Человеческая вражда и вообще любые отношения между людьми – явление преходящее, а вот от исхода брани, битвы между человеком и духами злобы зависит вечная участь человека. Смысл этих слов апостола Павла мы могли приложить не только к взаимоотношениям между людьми, но также и к самим себе, то есть – наша брань не против собственного тела, как думают некоторые христиане, водимые ложной ревностью, которые удручают себя непосильными постами и подвигами, считая, что в этом и состоит духовная жизнь, но «против духов злобы поднебесных», «против начальств, властей, мироправителей тьмы века сего». Мы должны бороться против тех, кто управляет тьмой века сего, то есть человеческими заблуждениями, ибо жизнь по законам этого века есть тьма, в которую нас погружают демоны. Возьмем пример из времен апостола Павла. Почему римские власти угнетали Церковь и стремились уничтожить ее даже физически? Почему убивали епископов, священников, почему вообще преследовали христиан? Потому, что гонители Церкви были прельщены духами злобы и обмануты ими – погружены в тьму века сего. Управителями же тьмы века сего являются духи злобы, то есть демоны.
Итак, мы должны облечься во всеоружие Божие, и апостол Павел объясняет нам, в чем оно состоит: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (ст. 13). В древности воины, облекшись во всеоружие, то есть вооружившись не частично, а полностью всеми доспехами: шлемом, поножами, щитом, мечом, копьем, луком – были таким образом готовы противостоять любым нападениям видимого врага. А мы, подобно древним воинам, должны облечься во всеоружие духовное и таким образом противостоять всем козням врага невидимого. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною (древние воины всегда препоясывались особыми воинскими поясами, которые были своеобразными знаками отличия. – иг. А.) и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир (то есть в те самые воинские поножи, которыми воины защищали свои ноги от поражений врагов. – иг. А.); а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (то есть щит необходим нам более всего. – иг. А.)» (ст. 14–16). Древние воины очень ловко пользовались щитом, чтобы обороняться от ударов врагов. Обычно они держали его в левой руке, защищая свое самое уязвимое место – сердце. Более того – древние римляне так разработали воинское искусство владения доспехами и оружием, что изобрели совершенно неуязвимую воинскую фигуру – так называемую «черепаху», которую они делали при помощи щитов. Когда они были окружены врагами, то становились в круг на колени и смыкали щиты – по бокам прямоугольные, а сверху – круглые. По такой «черепахе» можно было даже ездить верхом на лошадях, она была совершенно неуязвимой. Таким способом римляне могли обороняться еще долгое время, хотя до этого были уже в безнадежном состоянии. Вот какое огромное значение имел в древности щит. Поэтому и апостол Павел, уподобляя нашу духовную брань воинскому искусству своего времени, говорит: «А паче всего возьмите щит веры», – то, что наиболее необходимо воинам.
Итак, препоясание апостол сравнивает с истиной, то есть с правой верой, броню – с праведной жизнью, чистой христианской совестью. Призыв же обуть «ноги в готовность благовествовать мир» означает не то, что нужно просто проповедовать людям кротость, научая их жить в мире и любви, но также и то, что необходимо самому быть готовым на любую обиду, на любые оскорбления отвечать человеку кротостью – то есть благовествовать мир самой своей жизнью. «А паче всего возьмите щит веры» – в данном случае веры не в смысле вероисповедания, веры от ума, но в смысле надежды на Бога, потому что она более всего необходима нам в борьбе с духами злобы. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (ст. 17). Шлем спасения – это надежда на спасение. Мы должны надеть шлем спасения, потому что наш ум должен быть всецело занят только одним – заботой о спасении души. «И меч духовный, который есть Слово Божие». Когда мы уже облеклись во все перечисленные доспехи и сделали самих себя трудно уязвимыми или, по крайней мере, несколько обезопасили себя от ударов и поражений врага, дьявола, – тогда только мы можем взять слово Божие, начать проповедовать и поражать врага. Ведь если человек будет иметь прекрасное оружие, чтобы побеждать врага, но не будет никак защищаться, то его сразят в один миг и он при всем своем желании одержать победу ничего не сможет сделать.
Апостол Павел, уподобляя христиан древним воинам, ясно показывает, в каком состоянии должен пребывать истинный христианин. А мы проводим свою жизнь спокойно и беззаботно – в церкви хотя бы несколько напрягаемся, понуждая себя более или менее внимательно слушать службу и, если кто имеет здравый смысл, то и читать Иисусову молитву, а выйдя из церкви, впадаем в беспечность. Часто сразу после причащения идем в гости к своим, пусть и верующим, друзьям, братьям во Христе, и поневоле впадаем в празднословие, потому что все мы немощны. Таким образом мы теряем благодать. И это в тот самый день, когда мы причастимся – в тот единственный день недели, в который мы хотя бы несколько сосредоточиваемся, для того чтобы как-то помолиться, как-то послужить Богу духом. Что же говорить о прочих днях, когда мы бываем совершенно беспечны?
Из одних только слов апостола Павла о необходимости облечься во всеоружие Божие, мы уже могли бы сделать вывод о том, какую опасную брань поневоле ведет каждый из нас, вступив в воинство Небесного Царя – в воинство Христово. Если мы не будем внимательны к себе, не будем помнить о том, что это духовное всеоружие необходимо иметь всем нам, чтобы обороняться от дьявола и поражать его, то тогда он всегда будет поражать нас. Мы же добровольно, с утра и до вечера, бесконечно предаем себя дьяволу – он стреляет в нас то теми, то другими греховными помыслами, ранит, соблазняя на греховные поступки и слова, а мы даже не знаем, что нам делать, что с нами происходит. Мы совершенно беспомощны и, более того, даже не помышляем о том, что можем находиться в каком-то ином состоянии, не знаем, что, оказывается, мы должны быть воинственны, собранны, вооружены против дьявола, как говорится, до зубов.
Есть такое выражение – «рыцарь, спящий во всеоружии». Средневековые рыцари, зная, что им предстоит какая-то битва, спали не разоблачаясь, прямо в воинских доспехах, потому что облачаться в них было довольно-таки долго и, если случался неожиданный бой, то и невозможно. И считалось, что таков должен быть совершенный рыцарь, совершенный воин – он всегда готов к борьбе и даже спит в доспехах. Таким должен быть и христианин – он никогда не должен расслабляться, как воин, спящий во всеоружии. И апостол Павел призывает: «Облекитесь во всеоружие Божие» – то есть во все те духовные доспехи, которые дарует нам благодать Божия через Таинства Православной Церкви и вообще через все средства, существующие в Церкви: молитву, трезвение, исповедь, чтение святых отцов, которое является как бы стратегическим планом борьбы с дьяволом. Как у полководцев всегда бывает стратегический план, так есть он и у нас – он изображен в Священном Писании и истолкован в творениях святых отцов, а вот тактическая борьба зависит уже от нас. Церковь все равно победит – ее можно представить как некое непобедимое воинство. Но тот или иной воин этого воинства, то есть каждый из нас, может пасть, если будет вести брань неразумно.
В сегодняшнем евангельском чтении, которое как будто бы совсем никак не соприкасается по смыслу с апостольским посланием, говорится, как вы помните, о том, что Господь Иисус Христос изгнал духа недужного из скорченной женщины. Так и мы побеждаем не сами, но победу над дьяволом дарует нам Господь наш Иисус Христос. Но это не значит, что мы можем делать все как придется, можем не соблюдать никаких правил духовной жизни, – раз нам помогает Христос. Ведь если бы, допустим, в древности даже могучий человек, какой-нибудь богатырь, надеясь на свою физическую силу, не соблюдал правил воинского искусства, то и его, конечно же, поразили бы враги. Точно так же и даже очень искренний, глубоко верующий человек не избежит падений, если не будет жить по правилам, которые преподал нам Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы и которые истолковали святые отцы в своих аскетических произведениях. Последние объяснили нам, как нужно вести брань с грехом, с греховными помыслами.
Мы бываем до такой степени порабощены дьяволом, что хотя он постоянно, ежедневно, и ежечасно поражает нас, мы, уже свыкнувшись с таким своим состоянием и считая его нормальным, естественным, как ослепленные, даже и не видим, что находимся в порабощении у врага. Однако если мы станем соблюдать все духовные законы и согласно с ними вести свою брань, то у нас откроются глаза на наше духовное состояние и мы будем знать, откуда ожидать опасности. Будем вести себя как полководец, который рассчитывает, в каких условиях ему легко сражаться, а в каких тяжело, и в соответствии с этим выбирает подходящие для себя условия, стараясь избегать опасных ситуаций. Мы будем знать, в чем состоят наши преимущества и недостатки, и таким образом научимся вести брань разумно.
Например, приходят к нам греховные помыслы. Чаще всего мы принимаем их без всякого разбора, собеседуем с ними и так увлекаемся, что едва не доходим до греха на деле – и слава Богу, если не доходим. Нам даже невдомек, что в действительности это не просто наши мысли, но нападение дьявола, который пустил в нас, по выражению апостола Павла, свою раскаленную стрелу. В древности воины раскаляли наконечники стрел, для того чтобы стрелы не просто вонзались своим острием, но еще и обжигали внутренности врагов. Например, когда раскаленные стрелы попадали в военных животных, слонов или лошадей, те приходили в бешенство и становились совершенно неуправляемыми. Так и дьявол поражает нас не только соблазном, но и огнем страсти, иногда заставляя человека вдруг, неожиданно, в одно мгновение воспылать страстью. А все потому, что мы не знаем, как угасить, как отразить его стрелу – греховный помысел. Первая наша ошибка состоит в том, что мы обычно принимаем мысли, которые приходят нам в голову, за свои собственные. К примеру, пришла мысль: вот такой-то сказал тебе то-то, какой он плохой, зачем он это сделал, это не по-христиански, он безбожник и так далее – и мы, не разобравшись, сразу с этим соглашаемся, даже не заподозрив действия врага, дьявола. Иногда мы не можем противостать и явно греховным помыслам, вся омерзительность которых совершенно очевидна для нас. Допустим, не можем сопротивляться блудным помыслам, которым заведомо не хотим следовать, понимая, что это плохо и что мы сознательно отреклись от этого.
Мы не можем противостоять помыслам не только потому, что у нас мало благодати, но в значительной степени и потому, что мы не владеем искусством ведения борьбы. Мы сражаемся как попало – просто машем руками, поражая воздух, как говорит апостол Павел (см. 1 Кор. 9, 26), а попасть в нашего врага, ударить его не можем. Пришел помысел – мы знаем, что он бесовский, отвратительный, мерзкий, он явно сам себя изобличает. Он поражает нас своей неожиданностью, своей чудовищностью и противоестественностью. Мы вовсе не хотим того, что он нам предлагает, так как нам это совершенно чуждо. Однако как будто в каком-то оцепенении мы взираем на него, он начинает овладевать нашим сознанием, мы вступаем с ним в беседу. Поначалу еще пытаемся спорить – но можно ли переспорить демона? Можно ли переубедить того, кто заведомо желает нам погибели? Конечно, нет – и потому, вступив в беседу с помыслом, мы, вместо того чтобы переубедить его, так сказать, переспорить, поддаемся ему и соглашаемся с его внушениями. Тогда он уже вовсе вытесняет из нашего ума и молитву, и память о евангельских заповедях – и мы начинаем бесстрашно мечтать и фантазировать, фактически совершая грех в своем уме. Хорошо еще, если ради нашей немощи и новоначалия благодать Божия снисходит к нам и оберегает нас от того, чтобы мы не совершили грех на деле.
Но мы должны вести себя совершенно не так, как я описал, – не так, как мы ведем себя обычно. Нам нужно помнить, что есть степени принятия помыслов. Есть прилог – его приносит нам дьявол, а это от нас не зависит. И у праведных людей бывают прилоги, но желательно сразу же их отвергать. Однако если по нашей неопытности нам все-таки не удастся этого сделать, если мы не успеем проконтролировать тот момент, в который внезапно появился помысел и овладел нашим умом, не надо отчаиваться – надо призывать Господа Иисуса Христа. Если же нам не удается умом углубиться в молитву, как бы убежать в молитву от этого помысла, тогда надо молиться Господу Иисусу Христу против помысла, может быть, против многочисленных помыслов. И если мы проявим некоторое упорство, то помыслы отойдут.
Прежде всего нужно осознавать, что в человеке, как бы сменяя друг друга, действуют три воли: Божественная, собственно человеческая и бесовская. Человеческая воля желает естественного покоя, допустим, насытиться, отдохнуть, жить комфортно. Бесовская воля всегда желает погибели человека. Божественная же всегда желает его спасения. Поэтому мы должны контролировать себя и определять, чью волю мы исполняем в данный момент. Для того чтобы это стало яснее, я нарочно приведу самые простые примеры. Так, естественное человеческое желание состоит в том, чтобы насытиться, а бесовское действие, примешиваясь к нему, выражается в объедении или нарушении поста. Естественное человеческое желание – отдохнуть, бесовское же – не пойти на службу, чтобы как следует выспаться в свой единственный выходной. Мы даже не замечаем этого. Божественное же действие всегда выражается в напоминании о евангельских заповедях или святоотеческих советах о том, как эти заповеди исполнить.
Рассуждая таким образом о своих внутренних стремлениях, находясь в постоянном трезвении над собой, научившись от святых отцов военному духовному искусству и облекшись с их помощью во всеоружие Божие, описанное апостолом Павлом, мы сможем противостоять козням дьявольским и отражать его раскаленные стрелы. Но если мы будем продолжать вести борьбу стихийно, неразумно и неорганизованно, как мы это делаем, то, конечно же, мы получим многочисленные душевные раны. И тогда дай нам Бог хотя бы избежать душевной смерти, то есть впадения в смертные грехи. Аминь.
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/27/1/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии