О пожеланиях гореть в аду. С. Л. Худиев
Всякий раз, когда сообщается о смерти известного человека, который вызывал чью-то неприязнь, сеть наполняется пламенными пожеланиями «гореть в аду». Не стала исключением и кончина М.С. Горбачева. В этой статье речь пойдет не о заслугах или грехах покойного — тут мнения могут высказываться самые разные — а о самой практике, когда блогеры смело определяют новопреставленного в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его.
Такие пожелания исходят, обычно, от людей не слишком церковных - которые едва ли твердо уверены в существовании рая и ада. Первоисточник пожеланий «гореть в аду», очевидно, не учение Церкви, а голливудские боевики, в которых оппоненты убивают друг друга с криками «rot in hell!». Так люди, которые сами могут быть настроены яростно антизападно, неосознанно подхватывают худшие из западных образцов.
Вообще религиозная лексика - упоминания рая и ада, Бога и Его суда, все более проникают в область политических препирательств. Те, кто вызывают (заслуженную или нет) неприязнь, посылаются в ад, им грозят Божиим судом.
У человека церковного это может вызвать некоторую растерянность - вроде бы, люди оставили дремучий атеизм и признали духовную реальность, но как-то нехорошо - ничего похожего на благоговейный страх, смирение и милосердие мы не видим, а видим нечто совсем другое.
Поэтому нам стоит сказать несколько слов о последних вещах - смерти, суде, рае и аде. Мы живем в мире тотальной иронии, игры, фиглярства и скоморошества - когда невозможно понять, где человек говорит серьезно, а где иронизирует, где надрывается от пафоса, а где этот пафос переходит в насмешку и демонстрацию вынутой из кармана фиги.
Проблема современной интеллектуальной среды - это проблема тотальной несерьезности. Не только вчуже непонятно, всерьез человек говорит это или иронизирует - это часто непонятно ему самому. Спросите у него, что он имел в виду - и он замнется. Действительно ли он желал кому-то муки вечной и огня неугасимого? Он и сам не знает.
Религиозное (и инфернальное) тоже делается предметом шуток и иронии - смешливые черти весело скачут по экрану со своими забавными вилами.
Но некоторые слова должны сохранять свою предельную серьезность. О некоторых вещах нельзя иронизировать. Как не надо делать, например, священнические облачения предметом маскарада - они не для этого. Слова о рае и аде, Боге и Его суде, спасении и погибели - это самые пугающе серьезные слова на свете.
Для верующего христианина немыслимо желать кому-то «гореть в аду» — потому что ад это не фигура речи, это реальность души, окончательно удалившейся во тьму внешнюю, вне всякого света, утешения и надежды. Это участь настолько невыразимо ужасная, что ее невозможно желать кому-либо — хотя бы вы и считали человека негодяем, повинным во множестве бед.
Более того, такое пожелание явно противно воле Божией. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4)
Конечно, это не значит, что все спасутся - человек, обладая свободной волей, может отбиться от всех попыток его спасти. Но это значит, что радостно желая кому-то погибели, вы принимаете сторону бесов, а не Бога, и позволяете им говорить вашими устами. Мы должны просить у Бога милости всякому новопреставленному.
«Но он был большой негодяй!» — возможно, вы так считаете, не будем входить в дискуссию об этом.
Но если негодяи будут гореть в аду, как вы сами намерены его избежать? Тем, что вы-то не негодяй? А почему вы так решили? Все негодяи — это их общая черта — сами себя видят хорошими людьми, достойными если не рая, то орденов и медалей. Это святые постоянно плачут о своих грехах. Негодяи как раз уверены, что с ними-то все в порядке.
Мы не спасаемся претензией на то, что мы-то, в отличие от других, хорошие люди. Такая претензия нас гарантированно погубит. Мы спасаемся покаянием - осознанием своей греховности и острой нужды в прощении, которое изгладило бы наши прошлые грехи, и в благодатной помощи, которая бы удержала нас от новых падений. Наша единственная надежда в том, что нас простят, примут, с нами будут возиться несмотря ни на что.
И Писание, и Предание, и весть строй православного богослужения постоянно укрепляет нас в убеждении, что мы грешники, отчаянно нуждающиеся в милости - которой не заслуживаем, но которую твердо надеемся получить по безграничному человеколюбию Божию.
Мы прощены и приняты только потому, что за нас умер Невиновный — как говорит Апостол, «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18)
Но Христос умер за грехи всех людей без исключения — в том числе и тех, которые вам (возможно, обоснованно) не нравятся. Если у меня есть надежда — то и них тоже.
Евангельские слова «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) часто искажают в том смысле, что христианам, якобы, нельзя называть грех грехом и лжеучение — лжеучением. Это, конечно, не так — обличать грех и заблуждение может быть вполне уместно, мы находим примеры этого уже в самом Новом Завете.
Эти слова воспрещают произносить приговор над человеком — и пытаться вскарабкаться на престол Судии живых и мертвых, претендуя решать вечную участь людей за Него. Такое наглое высокомерие губительно само по себе — и несовместимо с покаянием и верой.
Но, скажут нам, желающие тому или иному новопреставленному «гореть в аду» не относятся к этому так серьезно. Они просто хотят сказать, что, по их мнению, покойный был плохим человеком. Что же, если они хотят сказать это, им лучше выразить это прямым текстом — не прибегая к религиозной лексике.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37)
Если покойный вызвал у вас сильную неприязнь — лучше всего промолчать. Если вы хотите все же выступить с обличениями и критикой над его могилой — лучше ничего не говорить о его вечной участи. Потому что призывать ад на других людей — значит призывать его на себя.
Всякий раз, когда сообщается о смерти известного человека, который вызывал чью-то неприязнь, сеть наполняется пламенными пожеланиями «гореть в аду». Не стала исключением и кончина М.С. Горбачева. В этой статье речь пойдет не о заслугах или грехах покойного — тут мнения могут высказываться самые разные — а о самой практике, когда блогеры смело определяют новопреставленного в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его.
Такие пожелания исходят, обычно, от людей не слишком церковных - которые едва ли твердо уверены в существовании рая и ада. Первоисточник пожеланий «гореть в аду», очевидно, не учение Церкви, а голливудские боевики, в которых оппоненты убивают друг друга с криками «rot in hell!». Так люди, которые сами могут быть настроены яростно антизападно, неосознанно подхватывают худшие из западных образцов.
Вообще религиозная лексика - упоминания рая и ада, Бога и Его суда, все более проникают в область политических препирательств. Те, кто вызывают (заслуженную или нет) неприязнь, посылаются в ад, им грозят Божиим судом.
У человека церковного это может вызвать некоторую растерянность - вроде бы, люди оставили дремучий атеизм и признали духовную реальность, но как-то нехорошо - ничего похожего на благоговейный страх, смирение и милосердие мы не видим, а видим нечто совсем другое.
Поэтому нам стоит сказать несколько слов о последних вещах - смерти, суде, рае и аде. Мы живем в мире тотальной иронии, игры, фиглярства и скоморошества - когда невозможно понять, где человек говорит серьезно, а где иронизирует, где надрывается от пафоса, а где этот пафос переходит в насмешку и демонстрацию вынутой из кармана фиги.
Проблема современной интеллектуальной среды - это проблема тотальной несерьезности. Не только вчуже непонятно, всерьез человек говорит это или иронизирует - это часто непонятно ему самому. Спросите у него, что он имел в виду - и он замнется. Действительно ли он желал кому-то муки вечной и огня неугасимого? Он и сам не знает.
Религиозное (и инфернальное) тоже делается предметом шуток и иронии - смешливые черти весело скачут по экрану со своими забавными вилами.
Но некоторые слова должны сохранять свою предельную серьезность. О некоторых вещах нельзя иронизировать. Как не надо делать, например, священнические облачения предметом маскарада - они не для этого. Слова о рае и аде, Боге и Его суде, спасении и погибели - это самые пугающе серьезные слова на свете.
Для верующего христианина немыслимо желать кому-то «гореть в аду» — потому что ад это не фигура речи, это реальность души, окончательно удалившейся во тьму внешнюю, вне всякого света, утешения и надежды. Это участь настолько невыразимо ужасная, что ее невозможно желать кому-либо — хотя бы вы и считали человека негодяем, повинным во множестве бед.
Более того, такое пожелание явно противно воле Божией. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4)
Конечно, это не значит, что все спасутся - человек, обладая свободной волей, может отбиться от всех попыток его спасти. Но это значит, что радостно желая кому-то погибели, вы принимаете сторону бесов, а не Бога, и позволяете им говорить вашими устами. Мы должны просить у Бога милости всякому новопреставленному.
«Но он был большой негодяй!» — возможно, вы так считаете, не будем входить в дискуссию об этом.
Но если негодяи будут гореть в аду, как вы сами намерены его избежать? Тем, что вы-то не негодяй? А почему вы так решили? Все негодяи — это их общая черта — сами себя видят хорошими людьми, достойными если не рая, то орденов и медалей. Это святые постоянно плачут о своих грехах. Негодяи как раз уверены, что с ними-то все в порядке.
Мы не спасаемся претензией на то, что мы-то, в отличие от других, хорошие люди. Такая претензия нас гарантированно погубит. Мы спасаемся покаянием - осознанием своей греховности и острой нужды в прощении, которое изгладило бы наши прошлые грехи, и в благодатной помощи, которая бы удержала нас от новых падений. Наша единственная надежда в том, что нас простят, примут, с нами будут возиться несмотря ни на что.
И Писание, и Предание, и весть строй православного богослужения постоянно укрепляет нас в убеждении, что мы грешники, отчаянно нуждающиеся в милости - которой не заслуживаем, но которую твердо надеемся получить по безграничному человеколюбию Божию.
Мы прощены и приняты только потому, что за нас умер Невиновный — как говорит Апостол, «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18)
Но Христос умер за грехи всех людей без исключения — в том числе и тех, которые вам (возможно, обоснованно) не нравятся. Если у меня есть надежда — то и них тоже.
Евангельские слова «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) часто искажают в том смысле, что христианам, якобы, нельзя называть грех грехом и лжеучение — лжеучением. Это, конечно, не так — обличать грех и заблуждение может быть вполне уместно, мы находим примеры этого уже в самом Новом Завете.
Эти слова воспрещают произносить приговор над человеком — и пытаться вскарабкаться на престол Судии живых и мертвых, претендуя решать вечную участь людей за Него. Такое наглое высокомерие губительно само по себе — и несовместимо с покаянием и верой.
Но, скажут нам, желающие тому или иному новопреставленному «гореть в аду» не относятся к этому так серьезно. Они просто хотят сказать, что, по их мнению, покойный был плохим человеком. Что же, если они хотят сказать это, им лучше выразить это прямым текстом — не прибегая к религиозной лексике.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37)
Если покойный вызвал у вас сильную неприязнь — лучше всего промолчать. Если вы хотите все же выступить с обличениями и критикой над его могилой — лучше ничего не говорить о его вечной участи. Потому что призывать ад на других людей — значит призывать его на себя.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии