О повседневном и праздничном смысле Пасхи. Игумен Дионисий (Шлёнов)
В жизни каждого человека есть повседневные и экстраординарные события. Так уж устроен человек, что при постоянных трудах иногда подобает отдохнуть и что-нибудь отпраздновать. Праздник – это всегда радость встречи, общения, когда за большим столом у самовара можно повспоминать о прошлом и помечтать о будущем.
Но помимо повседневной повседневности телесно-душевной жизни есть повседневность души и духа, о которой один современный подвижник сказал что-то в таком роде: «В старости не место для воспоминаний о прошлом, а время повышенного самоконтроля души», т. е. по сути дела в старости мы должны быть особо юными, ибо душа и дух не должны стареть, но лишь крепчать. «Вечность начинается в старости», - как писал святитель Амвросий, епископ, живший в IV в. и руководивший христианскими общинами Северной Италии из Милана.
Можно привыкнуть к работе, к учебе, к обстановке постоянной ответственности, к авралам и их преодолению, к жизни в режиме он-лайн и ко многому другому, к чему обязывает убыстрившийся ритм современной действительности. А можно – помимо этого – привыкнуть к тому, что подобно профессионализму в делах существует некий внутренний профессионализм, когда научаешься работать над собой, привыкать к тому, чтобы беззлобно переносить трудности, отвечать не только за внешние результаты, но и за внутренние мотивы, умудряться совмещать напряженность во внешних обязательствах с напряженным внутренним поиском Истины, который, не имея прямых императивных мотиваций, тем не менее оказывается решающим в тех ситуациях, где не помогут никакие компетенции, кроме совести и гласа Божия внутри самого себя. Как поступать, если двигаясь вперед, я нападаю на другого, а оставаясь на месте, могу оказаться раздавленным другим? Как поступать, когда кажется, что правда в погибель, а ложь во спасение? Любой человек знает, что только своими силами ему практически невозможно сохранить себя так, чтобы при этом не совершить греха.
Также и помимо праздников, любезных для тела, есть праздники духа. Среди них в христианской традиции особо важны Рождество по плоти Иисуса Христа, второго Лица Святой Троицы, и Его Воскресение, именуемое также Пасхой. И тот и другой праздники связаны с земной жизнью Христа Спасителя, которая, выходя за рамки земной истории, оказывается самым важным спасительным мостом между человеком и Богом, между землей и небом, на пути от омрачения к просветлению, от ада к раю, от несчастья и горя к подлинному блаженству, от эгоистичного эгоцентризма к полной самоотдаче себя ради Бога и ближнего.
Христос родился, чтобы взять на Себя человеческие тяготы, лишения и страдания, чтобы разделить с нами в полной мере то, что выпало на долю человека, вступившего через грехопадение на путь чрезмерного самоутверждения по отношению к Богу. Земной путь Спасителя завершился позорной смертью на кресте, когда за грехи всего мира был распят невинный и не имеющий в Себе никакого греха, когда Тот, Кто учил ударившему в правую щеку подставить и другую (ср. Мф. 5, 39), приказал ревностному ученику убрать меч в ножны, ибо все взявшие меч мечом погибнут (Мф. 26, 51.52), когда Царь мира показал пример рабского смирения перед людьми, ослепшими от своей неправоты.
Но вопреки лжи, измене и обману Христос воскрес, восстал от мертвых на третий день после Своей крестной смерти, показав, что ни тление, ни смерть, ни тем менее грех совершенно не властны над Ним. Кто из смертных существ не стремится продлить себе свою жизнь? Птицы, звери и даже совершенно неразумные твари имеют тончайший инстинкт самосохранения. Но для таких разумных существ, как люди, жизнь тела без жизни духа бессмысленна или даже вредна и опасна. Горе тому сознанию, которое определяет материя. И счастье для той материи, которая формируется под контролем одухотворенного сознания. Христос воскрес, что открывает врата вечности для человеческой души, с которой после Страшного Суда, имеющего произойти в конце времен, воссоединится и преображенное тело. Человек, появившись в тот или иной момент времени, в любом случае вечен, но пред ним – согласно его собственному свободному выбору (не на уровне простых безответственных слов, а через всю свою жизнь «делом, словом, помышлением») – открываются две вечности: вечность с Богом и вечность без Бога, или вечность зла, которое в древности философски осмысляли как отсутствие добра.
Таким образом, Пасха – это максимальное торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом. Это не только воспоминание о том воскресении, которое произошло в один неповторимый момент в первой половине I века, перевернув всю человеческую историю. Это реальная актуализация этого воскресения Господа, как в жизни Церкви, Его Тела, так и в жизни каждого православного христианина, согласно одному из ключевых тезисов о воскресении апостола Павла: «Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21-22). «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Это означает, что вечность начинается здесь во времени, что небо обретается на земле, что то продление жизни, ради которого любой миллионер не только отдаст свои миллионы, но еще и возьмет взаймы, оказывается достижимым подвигом самотверженной и преданной любви к Богу и ближнему и путем строжайшего внутреннего отношения к самому себе, которое в православной традиции называется аскезой или подвижничеством. Для нераскаянного грешника проще и легче умереть, ибо чтобы вступить в вечную жизнь он должен умертвить в себе грех. Но для тех, кому грех не указ и не норма, через воскресение Христово открывается подлинная вечность.
К Пасхе готовятся самым длинным и самым строгим постом, именуемым потому Великим, т.е. максимальным воздержанием тела от излишних снедей, а души от излишних забот и помыслов. Ну вот, неповторимый рубеж достигнут, но насколько удастся сохранить в себе пасхальную радость, которую ощущает даже тот, кто вообще не постился?
Чтобы не потеряться в материальной повседневности, надо не забывать о повседневности духа, о том, что наша жизнь – это длинная лестница, по которой можно идти все выше и выше, можно зацепиться за одну ступеньку, а можно и слететь с нее кувырком. Высоко Царствие Небесное, двери отворены, путь указан. «Любишь кататься, люби и саночки возить». «Терпение и труд все перетрут». Храня в себе пасхальную радость, постараемся сделать этот неповторимый праздник добрым семенем для будней, с тем каждый миг жизни оказывался очередным шагом в вечность, а не в бездну. Не в явствах Пасха, а в радости общения с Богом, недосягаемо далеким в силу Своего величия и и недосягаемо близким в силу Своего смирения. «Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? (1 Кор. 15, 55)… Воскрес Христос и водворяется жизнь. Воскрес Христос и мертвого ни одного нет во гробе», - из слова святителя Иоанна Златоуста, великого проповедника и пламенного борца за истину, которое читается на Пасху во всех церквях. А само слово Пасха в переводе с древних языков означает «страдание» или «переход» - и то и другое значение побуждают к динамике духовной жизни, чтобы приобщившись Святых Христовых Тайн на Литургии и затем подкрепив телесные силы за пасхальной трапезой, мы не растеряли благодать и не оказались снова быстрыми пленниками тех сил, которые, получив над нами полную власть, постараются лишить нас и жизни и рая. Однако – после и в силу Воскресения Христова – и обетованный рай, и неотмирная жизнь оказываются несоизмеримо более доступными для тех, в чьих лицах и сердцах смог отразиться воскресный Свет воскресшего Спасителя.
Опубликовано в: Ритм Петропавловска № 06 март/2012. С. 86-87 в рубрике: Приамурье – это мы
Источник: Портал Богослов. Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии