О послушании, имуществе монаха, отпусках и благодати
- В наше время некоторые монахи после принятия пострига продолжают владеть личным имуществом…
- Это противоречит канонам и святоотеческим установлениям. Свой путь монах начинает с отказа не только от имущества, но и от своей воли. Он поступает в полное послушание своему старцу.
- Какие последствия влечет за собой непослушание старцу?
- Если монах оказывает послушание – вся ответственность лежит на его старце, если нет – за свои поступки отвечает сам.
- Как поступить монаху, если он видит, что поведение игумена противоречит канонам Церкви?
- На это вопрос дает ответ святитель Василий Великий. Если братия монастыря видит, что игумен ведет себя неправильно – необходимо усилить молитву, просить у Господа просветить их, как следует поступить. И после этого со смирением высказать игумену то, что их беспокоит.
Самое главное, чтобы человек делал все со смирением. Это основа всей христианской жизни.
- Предположим, что игумен коротко подстригает бороду? Это ведь неправильно? Как поступать в таких случаях монаху?
- Да, это неправильно. Но монах, взявший на себя обет послушания, должен исполнять его до конца. Единственное исключение – это отступление игумена (или старца) в догматических вопросах, вопросах веры.
- Что вы думаете по поводу ежегодного отпуска монахов?
- В принципе, если такая практика сложилась в той или иной обители – это возможно. Но не будем забывать, что отпуск монахов это веяние нашего времени. В монастырях древности такого не было.
Впрочем, монах может покинуть обитель по какой-то уважительной причине, обязательно получив на это благословение у своего игумена.
Если монах хочет совершить паломничество?
Польза такой поездки сомнительна. Монах спасается в своем монастыре. На Святой Горе Афон многие иноки никогда не были даже в соседних обителях.
А регулярное посещение родственников?
Монах уходит от мира. И это должен быть действительный отказ от мирского, а не его видимость. Любые уступки все равно будут уступками.
Что вы еще можете сказать о добродетели послушания?
Самое главное, чтобы человек осознавал, зачем необходимо послушание. Понимал, что сам по себе (без духовного руководителя) он не способен следовать Воле Божией. Осознавал, что он порабощен страстям и греху, и может освободиться из этого рабства именно через послушание своему духовному наставнику.
Человек не может одновременно служить двум господам - «Богу и мамоне»1.И послушание – это единственный путь к освобождению человека (в особенности его сознания) от рабства греху.
Через послушание мы отсекаем свою волю и становимся способными творить волю Божию.
Если человек осознает это – то послушание приносит ему радость. Если нет – терзается помыслами: «зачем мне его слушаться?», «да кто это такой, чтобы его слушаться?» и т.д.
Значит, главное - это осознать, что такое добродетель?
Знание – это фундамент. До тех пор, пока человек не очистится от греха и его разум не просветит Дух Святой – жизненно необходимо изучать Закон Божий, Священное Писание и творения Святых отцов. Это духовный компас, правильная система координат, необходимая для нашего духовного развития.
В семье, как и в монастыре, тоже должна быть определенная иерархия…
Несомненно. Муж – глава семьи, как Господь – глава Церкви. Но и в том и в другом случае главенство основано на любви: как Христос любит Церковь, супруг должен любить свою семью.
Самое главное для человека – исполнять Волю Божию. А она заключается в том, чтобы люди имели любовь между собой. Если нет любви – значит мы далеки от Бога.
Когда нас оставляет благодать Божия?
Благодать мы получаем во время Таинства Крещения. Но к сожалению, мы оказываемся ее недостойными и со временем можем потерять. Во время Таинства мы даем обещание отречься от сатаны и сочетаваться Христу, но по собственной воле нарушаем заповеди, тем самым идя против Бога.
Таким образом, путь к стяжанию благодати – соблюдение заповедей. Зная, что мы можем оступиться, Бог дал нам второе Крещение – Таинство Покаяния. Через это и другие таинства мы становимся общниками Божественной благодати.
- Расскажите о борьбе со страстями.
- Ко всему необходимо подходить с рассуждением. «Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною»2, – говорит апостол Павел. Если мы задумаемся над своим состоянием – увидим, что грех нас разрушает. Причем не только нашу душу, но и тело.
«Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его»3. С нашей стороны необходим подвиг. Мы должны стремиться подчинить плоть духу. Не идти на поводу у греха, а управлять своими желаниями.
Человек обладает свободной волей. И каждый выбирает между добром и злом, между тем, чтобы поступить разумно, или пойти на поводу у своих страстей.
1 Мф. 6:24.
2 1 Кор. 6:12.
3 Мф. 11:12.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии