О НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ. Митрополит Калужский и Боровский Климент
Переводчики нередко сталкиваются с объективными трудностями из-за отсутствия в языке перевода понятий, которые содержит оригинальный текст. В таких случаях приходится использовать аналогии. Так поступал и Спаситель, чтобы разъяснять рациональному человеческому сознанию, скованному грехом, иррациональные законы духовной свободы.
Воплотившийся Сын Божий в Своей земной жизни говорил на языке окружавших его людей. Но слова этого языка, какое бы высокое понятие они ни выражали, были связаны с восприятием материального мира, подверженного закону греха и тления. Поэтому для разъяснения истин неведомой человеку вечной жизни Христос черпал аналогии из повседневной жизни своих слушателей, обращаясь к ним в притчах.
Самой трудной для понимания является притча о «неверном управителе». (см. Лк. 16, 1—8). За что Господь похвалил образ действия этого человека?
В этой притче описана понятная нам ситуация. Одному состоятельному человеку стало известно, что управляющий его имением оказался растратчиком, и хозяин решил отстранить его от дел. Сообщая свое решение, он потребовал отчета. Осознавая, что сам не сможет себя обеспечить, управитель призвал должников своего хозяина. Каждому из них наедине он велел переписать долговую расписку, уменьшив размер долга, поскольку справедливо полагал, что в благодарность за это ему будет обеспечен приют в их домах, когда он окажется в затруднении. И как это ни кажется нам странным – за свою догадливость неверный управитель заслужил не гнев, а похвалу хозяина. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде», — заключает Спаситель, указывая, что притча есть ключ к пониманию этой фразы.
Каков же ее духовный смысл? Богатым Хозяином, то есть Владельцем всего в мире, является Бог, как Творец и истинный Господин всего сущего. Свои богатства Он вверяет человеку. Человечеству в целом отдан в управление материальный мир, ему доверен ход мировой истории. И каждому отдельному индивиду Богом даны в распоряжение и время жизни, и различные дарования, и силы на их развитие ради приобретения вечности с Богом.
Но человек грешный — сын «века сего», то есть временной земной жизни, все свои силы, время, врожденные дарования расточает. Главное у человека – душа, но он не заботится о ней. Употребляя все силы, время, способности исключительно для приобретения земного благополучия, он становится неверным управителем своей жизни — того имения, которое лишь на время вверено ему Богом.
Однако если такой духовно индифферентный человек, осознав, что придется дать ответ Богу за свое расточительство, и, желая смягчить последствия своего поведения, предпринимает действия в той области, которая ему привычна, он заслуживает одобрения. В притче управитель сначала размышляет, каким образом сможет вернее обеспечить свое будущее. Он не имеет навыков физического труда («копать не могу»), и если бы решился заняться тяжелой работой, то не выжил бы. Он не может унижаться («просить стыжусь»), поскольку привык к своему высокому положению, и если бы ему пришлось побираться, то он, скорее, умер бы от голода, стесняясь просить подаяние. И управитель находит для себя тот род деятельности, в котором он специалист, и потому может получить наибольшую выгоду в будущем.
Господин хвалит домоправителя не за еще большие растраты, а за догадливость. Переписав долговые расписки, тот лишился своей прибыли. Все толкователи притчи отмечают, что интересы самого господина от переделки расписок не пострадали, была снижена только та надбавка, которая целиком должна была перейти в карман управляющего. Но он идет на этот ущерб в настоящем, чтобы обеспечить себе безбедное будущее, приобретая друзей «на черный день» в лице должников господина. Таким образом, он в будущем выгадывает больше того, чем поступился в настоящее время.
Если «сыны века сего» – это люди, занятые исключительно земным престижем: социальным статусом, карьерой, внешностью, материальным достатком и тому подобным, то «сыны света» — это те же грешники, но кающиеся: падающие, ропщущие, но все же стремящиеся к Богу и в ситуации нравственного выбора понуждающие себя поступать по совести, а не с точки зрения житейской выгоды.
Люди, живущие ради временных благ, привыкли продумывать массу вариантов, чтобы от всего получать прибыток, и так же они поступают, когда приходят к вере и начинают духовную жизнь. Они действуют, как управитель в притче, который, по слову святителя Феофана Затворника, «не зевал, а тотчас взялся за дело и обеспечил себя на будущее время». И далее святитель сравнивает его бурную деятельность с теплохладным отношением православного человека к главному делу жизни — спасению: «мы же, зная наверно, что ожидает нас лишение Царствия, и ухом не ведем: живем, как живется, будто не ожидает нас никакая беда».
С теми же усилиями и усердием, с какими человек добывает себе земное процветание, ему следует заняться своим спасением — приготовлением к вечности. Неправедный управитель из притчи сумел вовремя остановиться и пренебречь временным обогащением ради более важного — обеспечения своего будущего. Так и нам нужно отделить главную нашу цель – обретение Царства Небесного, от второстепенных — стяжания земных благ и временных выгод.
Источник: Вечерняя Москва
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии