О неверии и борьбе с ним. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Авраам (Рейдман), схиархимандрит

(Евангелие от Матфея, 72 зачало, глава XVII, стихи 14-23)

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Господь наш Иисус Христос вышел к народу, то «подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (ст. 14). Отец бесноватого, душевнобольного отрока подошел к Спасителю, потому что сам этот юноша находился в таком положении, что не мог за себя просить, то есть совершенно не владел собой. Беснование – это состояние человека, когда бес (конечно, по попущению Божию) входит в его тело, как в некий сосуд, и, пребывая в нем, в большей или меньшей степени овладевает несчастным, иногда до того, что человек теряет какие-то естественные способности. Мы знаем из Евангелия, что были бесы немые, которые вызывали немоту и глухоту, были бесы, скрючивавшие и сгибавшие человеческое тело; так, некая женщина на протяжении многих лет ходила согбенной (Лк. 13, 11). Бывает, что демоны овладевают человеком до такой степени, что лишают его и рассудка.

Находясь в подобном состоянии, этот отрок не мог и попросить сам за себя и вообще не владел собой: когда наступало новолуние, он подвергался припадкам беснования и бросался то в огонь, то в воду. Бросался, конечно, не по своей воле, потому что она была совершенно подавлена, а по внушению демона, который таким образом хотел его погубить. Бог не допускал гибели отрока, потому что желал спасения как ему самому, так и его отцу, и берег юношу до того момента, когда произошла описанная в Евангелии встреча.

Отец бесноватого отрока подошел к Господу Иисусу Христу и сказал Ему: «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (ст. 16). Как мы знаем из повествования апостола Марка, более подробно рассказывающего об этом чуде, «не могли исцелить» прежде всего из-за неверия отца (Мк. 9, 17–26). Вера апостолов не могла преодолеть, если так можно выразиться, маловерия отца отрока. Как вы помните, он воскликнул впоследствии, обращаясь к Господу: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» (Мк. 9, 24) Только тогда Господь Иисус Христос исцелил его сына, а ученики своей верой не смогли превозмочь маловерия или даже неверия этого человека.

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (ст. 17). К кому относилось это восклицание Господа? Конечно, в первую очередь к стоящему перед Ним человеку, потому что он сам же и страдал из-за своего неверия и развращения. Самое большое мучение для родителей, большее их собственных болезней или скорбей, – это страдания их детей. Я думаю, что и в этом случае беснование юноши было наказанием прежде всего для его отца за то неверие и развращение, в котором обличил его Спаситель. Этот человек был развращен не какими-то плотскими страстями, а, скорее, это было развращение как отдаление от закона Божия, от той ревности, которую должен иметь истинно верующий человек, – так что Господь даже сожалел, что пребывает с подобными людьми. Конечно, сами мы далеко не праведники и нас ни в коем случае, ни в каком отношении нельзя сравнивать с Господом Иисусом Христом, но все же малая благодать и малая вера в нас присутствуют. Даже мы знаем по себе, что иногда бывает тяжело до отвращения находиться рядом с неверующим человеком, который, может быть, и не кощунствует в нашем присутствии, но ведет себя так, как это свойственно неверующим – попирает все требования Евангелия, все заповеди. Нам тягостно слушать, когда он, например, начинает с удовольствием говорить в нашем присутствии о какой-то нечистой мерзости, когда он проявляет свое безбожие, цинизм. Даже в манерах неверующих людей нередко проскальзывает что-то отталкивающее. В самом хорошем человеке, зараженном мерзостью неверия, иногда встречаются черты, которые очень трудно терпеть верующему. Поэтому нам и бывает тяжело в миру, и если, допустим, наши сотрудники по работе или соседи – неверующие, то мы избегаем их общества, тяготимся ими. Можно себе представить, как тяжело было Господу терпеть присутствие людей, которые требовали, ожидали от Него чудес, а своею жизнью (ведь Господь видел их души) показывали, что они не веруют и совершенно чужды всякого общения с Богом. «Доколе буду терпеть вас!» В то же время Господь Иисус Христос проявил и милосердие, Он сказал это не только потому, что по Своему человеческому естеству возмутился, но и ради того, чтобы отец этого юноши опомнился и понял, что страдает из-за своего духовного развращения.

«И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (ст. 18). В то мгновение, когда отец признался в своем неверии, в отступлении от Бога и устремился к вере в Бога, выразив это словами, опущенными Матфеем, но приведенными евангелистом Марком: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24), Господь Иисус Христос исцелил его сына.

«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» (ст. 19) Ученики задали этот вопрос, потому что к тому времени они уже изгоняли бесов именем Иисуса Христа, творили многие чудеса и имели, так сказать, «опыт» чудотворения, для нас совершенно неизъяснимый, непонятный, но для них вполне реальный. Они удивлялись, почему не могли изгнать беса из этого юноши, тогда как ранее им это удавалось. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (ст. 20). Итак, недостаточна была и сила веры учеников Господа. Поэтому справедливо Господь Иисус Христос упрекает их, говоря, что если бы они имели веру с горчичное зерно, то могли бы сделать все, что угодно.

Что значит вера с горчичное зерно? Это вера пусть малая, но совершенно непоколебимая. Если бы мы имели такую веру, тогда, подобно апостолам, могли бы творить великие чудеса. Некоторые угодники Божии, знаменитые и малоизвестные, жившие в самые разные времена, в том числе близкие к нам, благодаря подобной вере творили чудеса, сходные с теми, которые совершал Сам Спаситель. Например, святой праведный Иоанн Крондштадтский, который творил великие чудеса и умер сравнительно недавно, в начале XX века. В Одесском монастыре окончил свои дни преподобный Кукша, ныне причисленный к лику святых. Он исцелял некоторых людей так: собирал в кастрюлю остатки пищи, они портились и начинали бродить. Больным людям он давал съесть немного этого отвратительного месива, и они, по вере своей, становились здоровы. Не всех он исцелял именно так, но подобные случаи известны. Умер он в начале 60-х годов XX столетия.

Итак, есть чудотворцы – те, кто имеет веру с горчичное зерно. У нас нет веры «с горчичное зерно»: мы молимся, но не получаем просимого, и даже просить кого-то, чтобы он помолился о нас, и мы исцелились, мы не смеем. Судить об этом можно не только по тому, что с нами не происходит почти никаких чудес, но и в особенности по тому, что мы часто совсем забываем о цели христианской жизни – о Царствии Небесном, о том, что мы должны жить ради Христа, то есть каждый наш вздох, каждое движение души должно совершаться ради Господа. Мы же помним о Боге в лучшем случае во время молитвенного правила, а часто и тогда отвлекаемся на посторонние мысли. Это говорит о том, что вера наша далеко не такова, какой требует Спаситель, – она меньше, чем горчичное зерно, потому что мы не заботимся о вечности, почти забываем о ней.

Спаситель учит, как изгонять неверие: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 21). Не чтением (хотя оно может в чем-то помочь), не какими-то вызывающими ревность рассуждениями, но молитвой и постом. Надо сказать, что когда в человеке действует страсть – любая, не только неверие, но и гордость, и блудная страсть, и гнев, – то тут рассуждения помочь не могут. Сила страсти преодолевает самые справедливые доводы. Мы знаем, что наши рассуждения правильны, но тем не менее увлекаемся соблазном, который оказывается сильнее, чем доказательства. Неверие – тоже страсть, а не естественное состояние человека. Не верить безумно и безрассудно, потому что вера на самом деле совершенно естественна. Созерцая природу или строение человека, читая Священное Писание, не верить невозможно. Как мне кажется, мы как бы вынуждены верить, даже если бы и не хотели. Но неверие – такая же слепая страсть, как и прочие, например блудная: мы знаем, что нужно жить целомудренно, однако она влечет нас к тому, что нам отвратительно. Гнев также вызывает в нас чувства, которые мучают нас и терзают, но мы не можем от него удержаться. То же самое можно сказать и о других страстях. Поэтому, когда страсти овладевают нами, помочь могут только молитва и пост. Я думаю, что можно дополнить эти слова, а правильнее сказать, пояснить: непрестанная молитва и непрестанный пост. Пост понимается широко – как постоянное воздержание и ограничение себя, потому что даже в те дни, когда разрешается вкушать скоромную пищу, нужно знать меру и не забывать о воздержании. Молитву же оставлять не нужно никогда. Ум человека никогда не должен быть праздным, он должен быть занят, может быть, по необходимости умственным трудом, а лучше молитвой или душеполезным чтением.

Итак, какой урок преподает нам сегодняшнее евангельское чтение, кроме того, что неверие нужно изгонять молитвой и постом? То, что буквально происходило с этим отроком, часто происходит с нами в переносном смысле – с нашей душой. Душа наша тоже находится под властью демона. Может быть, не в прямом смысле, как у бесноватых, но, тем не менее, демоны ею владеют и тиранят ее. Мы поневоле бросаемся то в огонь, то в воду: то разжигается в нас гнев или блудная страсть, которые схожи с огнем; то подступают уныние и отчаяние, подобные воде, – охлаждающие душу человека и приводящее ее в безразличное состояние. Всеми этими способами дьявол желает нас погубить. Но если мы все-таки не до конца теряем веру и стремимся к Господу, понуждаем себя приблизиться к Нему в молитве, то тогда Он поможет нам исцелиться. Пусть это произойдет не сразу, пусть Господь испытает нас, обличит, но у нас нет другого выхода – никто нам больше помочь не может. И если мы сохраним хотя малую веру и будем себя понуждать, то даже в состоянии, когда никто из людей как будто бы не в силах нам помочь, нам поможет Господь Иисус Христос.

Какой еще урок мы можем извлечь из этого евангельского повествования? Отец привел своего сына к ученикам Спасителя, а они не смогли его исцелить. Так часто происходит и с нами, когда душа наша настолько осквернена страстями, что слуги Божии – священники – не обладают достаточной силой, чтобы помочь нам, потому что и они подвержены человеческим немощам. Случается даже, что мы обращаемся к великим старцам и люди высоко преуспевшие являются время от времени нашими руководителями или наставниками в некоторых духовных вопросах. Но наши неверие и страстность настолько сильны, что и эти люди не могут нам помочь, как будто никто и ничто не в состоянии оказать нам помощь. Однако мы должны помнить, что священник может помочь нам только отчасти. Иногда наши страсти действуют до такой степени сильно, что он не может их преодолеть, и тут нужно наше собственное чрезвычайное усердие, необыкновенное понуждение себя. Только тогда бес или, может быть, даже легион бесов (страсти суть демоны, как говорят святые отцы) выйдут из нас, и мы совершенно исцелимся. Итак, будем постом и молитвой преодолевать свое неверие, будем стремиться к Господу, несмотря на свое маловерие и немощь. Не будем терять надежды даже тогда, когда люди не в силах нам помочь, потому что Господь любвеобилен и, хотя обличает и наказывает, но и милует. Не будем терять надежды – будем трудиться. И пусть не полное очищение от страстей, не полное бесстрастие, но некоторое ослабление, некоторое отрезвление и просветление доступны для каждого христианина, и каждый из нас должен к этому стремиться. Не нужно отчаиваться. Господь может помочь, как мы видели в сегодняшнем евангельском повествовании, и в случае, который кажется нам самым безнадежным. Аминь.

 23 августа 1998 года

 

 

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/10/1/html_...