О несоответствии Евангельским идеалам. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Худиев

Люди любят обличать друг друга в несоответствии Евангельским идеалам. Неверующие обличают верующих, миряне - Епископов, молодые люди, полные юношеского максимализма (который некоторые называют просто необломанной гордыней) обличают убеленных сединами протоиереев. Все подвизаются за правду, все взывают к Заповедям. Есть ли что-то плохое в том, чтобы взывать к Заповедям? Нет, никоим образом. Но к Закону Божию можно обращаться по-разному.

Есть два возможных подхода к закону - это подход адвоката и подход верующего. Адвокат использует законы государства в интересах своего клиента. Это его работа - использовать свое знание законов, чтобы отвести обвинение от клиента, который его нанял, и переложить ответственность на кого-то другого. Не стоит даже упрекать его за это - ничего лучшего, чем состязательный процесс, для установления справедливости, падшее человечество пока не придумало. Но в рамках состязательного процесса стороны стараются именно использовать закон в своих интересах; любовь к закону, желание утвердить его как нравственную правду, оказывается просто за пределами рассмотрения. При этом в задачу адвоката входит не только выгородить своего клиента, но и утопить противную сторону и выставить ее виновной по закону.

Такой же адвокатский подход - как мне снять ответственность с себя и возложить ее на других - возможен и в отношении к Закону Божию. Как мне выгородить себя и своих? Как мне доказать, с текстом заповедей в руках, что другие - плохие люди, достойные осуждения? Как мне выдвинуть встречный иск, перенаправить обвинение с себя на других?

И тут Закон Божий, кажется, предоставляет богатые возможности для осуждения. Даже более богатые, чем законы государства.  Во-первых, закон Божий указывает направление, идеал. В суде могут спорить о том, имела ли место необходимая оборона и кто первым начал драку - то есть спорить о фактах, которые, в принципе, можно установить. Заповедь “любить друг друга” выглядит менее определенной - и мы всегда можем упрекнуть соседа, что он, такая эгоистичная сволочь, ближнего не любит. Ведь если бы он любил, он бы вел себя иначе. Мы сейчас объясним, как, ведь толкование закона к нашему оправданию и к осуждению других - наша адвокатская работа. Во-вторых, закон Божий обличает всех вообще людей во грехе, так что, по слову Апостола, “заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, (Рим.3:19)”. Мы не ошибемся, предположив, что наш ближний - грешник. Люди действительно грешат - в том числе, члены Церкви, миряне и священники. Мы всегда можем с большим удобством взять Писание, и встать в позу прокурора и негодующего истца, поместив всех остальных на скамью подсудимых.

Беда в том, что эта стратегия оправдания совершенно не работает. Более того, она препятствует подлинному оправданию. Допустим, мы доказали, что другие люди - и другие члены Церкви в частности - весьма дурны, грешны, лицемерны и заслуживают всякого осуждения. Допустим, мы произнесли пламенную обличительную речь, которая вознесла нас на пьедестал, с которого мы смело мечем громы и молнии в негодных верующих и негодных священников. Допустим даже, что многие из наших обвинений справедливы.

Нам, однако, предстоит убедиться в том, что это не пьедестал, а яма, в которую мы упали, ловушка, в которую мы себя загнали. Как говорит Писание, “Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? (Рим.2:1-3)”.

Порицая других, мы провозглашаем реальность закона и реальность ответственности за его соблюдение. Другие люди заслуживают строгого осуждения за то, что они его нарушают. Но тогда нам приходится иметь дело с вопросом - а что выводит нас самих из-под осуждения? Мы-то соблюли закон? Суд, на котором мы находимся, это не состязательный процесс между нами и другими людьми - это процесс, на котором мы и они, все, предстоим перед судом Божиим. Быть оправданным перед Богом можно - но для этого нужно признать свою виновность, капитулировать, согласиться со своим осуждением. Красноречивый адвокат должен оглянуться - и обнаружить, что он находится, вместе с остальными, на скамье подсудимых.

Тогда мы будем готовы принять помилование - которое предлагается всем грешникам, потому, что за всех нас умер Невиновный. Слово Божие обещает, что у тех, кто с верой принимает Тело, преломленное за них, и Кровь, за них излитую во оставление грехов, есть Ходатай - тот, кто приобрел для них оправдание на Суде: “Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:34)”.

Тогда закон станет не орудием, которое мы пытается направить против других - чтобы отвести обвинение от себя, а руководством, по которому мы будем устраивать свою жизнь. Тогда нас будет интересовать не то, что в чем ближние - и особенно другие члены Церкви - неправы, а в чем они могут послужить нам образцом, чему мы можем от них научиться. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, “Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки”.


Источник: Журнал «Фома»