О неправедном гневе
Сергей Худиев предлагает раздражительным отоспаться
Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию - “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу - Он праведен в Своем гневе. Мы - нет.
С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.
То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас - мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином - значит быть в прямом и буквальном смысле "не от мира сего". Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. "Выйти и отделиться" - в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.
Одна из областей, в которой мы расходимся с миром - это этика в области пола. Другая - это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием - по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки - это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.
Стандартный фильм - хоть голливудский, хоть наш - про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев - это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из "хороших парней", настоящим человеком. Хорошие парни - это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины - хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.
В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью - сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует - а вот гнев претендует на то, что он "праведный". Мол, ему не только приятно предаваться - чувствуешь себя таким крутым - но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.
Этому учит нас мир сей - и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. "Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. (Пс.36:8,9)" "Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11)", "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)". Гнев ясно назван среди плодов плоти (Га.5:20).
Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что
"Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти", а Преподобный Нил Синайский наставляет: "Гнев - неистовая страсть - легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного - мерзостное курение, псалмопение гневливого - неприятный звук". Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.
Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее - ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще - финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением - а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.
Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы - и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.
Обычная ловушка - это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так - выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях - давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.
А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте - Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет "если это - плоды его веры, то ну ее совсем". Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.
Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще - люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то - это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии