О необходимости конституционной реабилитации православия. Бабурин С. Н.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Бабурин С. Н.

Выступление на Всемирном Русском Народном Соборе 1 октября 2012 г.

Уважаемые участники XVI Всемирного русского народного Собора! От лица Российского общенародного союза как политической партии, давно и неизменно выступающей за политику национального прогресса, за возрождение наших коренных народных традиций, православия, казачества, русской духовности и всеединства, передаю вам слова глубокого уважения и пожелание успешной работы.

Отношение общества к религии – одна из ключевых характеристик национальной самоидентификации каждого народа. С приходом к восточным славянам Православия зародился и отшлифовался Дух Русского мира, его духовная основа ("душа души"). Как подчеркнул сегодня Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, у нас с вами есть духовные ценности и нравственные границы, которые ни в коем случае нельзя сдавать, которыми нельзя поступиться. Православие для русского человека – не одна из многих религий, а система самой духовной жизни нашего народа.

Без сохранения собственной идентичности, самоопределения и самоуважения невозможно народное бытие. Это особенно ярко осознаешь в дни, когда мы отмечаем 400-летие окончания Смутного времени. Пора признать: главным препятствием для избавления нашего Отечества от духовной и социальной скверны, от новой великой Смуты является ряд норм действующей российской Конституции, именно они препятствуют реальному возвращению Православия.

Необходимо принципиально исправить ст. ст. 13 и 14 Конституции России. Вспомним формулу ст. 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной". Кто-то скажет, что это воплощение плюрализма. Нет! Провозгласили нигилизм в качестве конституционного принципа, в Конституции уравняли добро и зло. Идеологическое многообразие, как и отрицание идеологии – это тоже идеология, с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением отрицающая духовные и нравственные ценности.

Далее. Согласно ст. 14 Конституции РФ "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Отождествление религии и религиозного объединения нелепо, но откуда эта формулировка, столь оберегаемая пришедшими в 1993 году к власти либеральными "рыночниками"? Она унаследована от революционеров-большевиков.

Ст. 13 первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 г., – принятой "в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами", закрепила норму: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства". Это "отделение" повторили конституции СССР 1936 и 1977 годов. Нынешние российские "либералы" в главных мировоззренческих вопросах сохраняют примечательную верность самому жесткому секулярному большевизму.

Современные подходы многих стран предполагают совсем иное, чем в Российской Федерации, отношение к вероисповеданию и верующим, к мировоззренческим принципам и историческим традициям, к национальным особенностям каждого народа.

Возьмем, например, Грузию, вышедшую, как и РСФСР, из недр Советского Союза. Ст. 9 Конституции Грузии гласит: "Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства". Согласитесь: юридически корректно и с уважением к памяти предков. И не следует путать независимость церкви от государства с их отделением друг от друга. Обратите внимание: о независимости государства от церкви не говорится.

Другой пример. В ч. 5 ст. 5 Конституции Республики Казахстан зафиксировано: "Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики".

И никакого отделения религиозных объединений от государства! Напротив, государство в Казахстане, для которого все мировые религии являются иностранными, жестко контролирует их деятельность на своей территории, прямо вмешиваясь во внутрицерковные вопросы.

Наиболее нашего внимания заслуживает опыт Германии. Ст. 4 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. гласит: "Свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения ненарушимы. Беспрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируется". А в ч. 3 ст. 7 добавлено: "Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию" .

Как мы видим, государство, во-первых, не вмешивается во внутренние дела Церквей и конфессий, во-вторых, сохраняет образование религиозным, в-третьих, надзирает за обучением и ориентируется на традиции и устои религиозных общин.

Закрепление статуса государственной религии присуще конституциям многих не только ортодоксально-религиозных, таких, как Иран или Саудовская Аравия, но и вполне светских государств. В ст. 2 Конституции Королевства Бахрейн записано: "Государственная религия – ислам. Исламский шариат является основным источником законодательства". Конституция Арабской Республики Египет, принятая "во имя Бога и с его помощью", подчеркнув в преамбуле роль революции как движущей силы и "права Бога и его миссию", также уже в ст. 2 закрепляет норму: "Ислам – государственная религия... Принципы исламского права – основной источник законодательства" .

Чтобы выжить в сегодняшнем мире нам, православным, пора взять на вооружение многое из опыта современных исламских государств. И не только исламских.

В полиэтнической Республике "Союз Мьянма" каждый гражданин имеет право на свободу совести "и право на свободный выбор религии и отправление культа в гармонии с общественным порядком, моралью и общественным здоровьем" (ст. 34 Конституции). И в статьях с 361 по 364 особо говорится об отношении к религиям:

"Союз признает особую позицию буддизма как веры, исповедуемой подавляющим большинством граждан Союза". "Союз также признает христианство, ислам, индуизм и анимизм как религии, существующие в Союзе на день вступления настоящей Конституции в силу". "Союз поддерживает и защищает религии, которые он признает основными". "Эксплуатация религии в политических целях запрещена". Конституция объявляет наказуемой любую деятельность, направленную на поощрение или способствующую возникновению ненависти, враждебности или разногласий между национальными или религиозными общинами.

Как видим, вновь никакого отмежевания государства от религий, объявленных основными.

Религиозные объединения равны перед законом, это верно. Но помимо вопросов юридического равенства объединений, оформляющих деятельность религиозных конфессий, существуют исторические и национальные особенности каждого народа. Давайте в своей Конституции различать Православие как вероисповедание и Русскую православную церковь Московского патриархата как религиозное объединение.

Православие пришло на Русь из Византии – Восточной Римской империи. Русская Православная Церковь Московского патриархата, вобрав за века традиции и образ жизни восточных славян, воссоединившихся с ними финно-угорских и тюркских племён, и создала русскую нацию, её национальное самосознание, её цивилизационные ценности и сам Русский Дух. Нет никаких оснований, кроме нигилистического и космополитического злого умысла, говорить о равноправии религий среди русского народа, в русском (российском) государстве. Борьба с Православием – ключевое звено всей русофобии.

А потому особо значим опыт греков как народа, где сберегается основа всей православной традиции. И дело даже не в том, что в Конституции Греции особо регламентируется статус Святой горы Афон (ст. 105 Конституции). Главное – каково в целом отношение общества и государства к Православию.

В Конституции Греции ст. 3 начинается словами: "Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой". Клятва именем Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы входит по Конституции в присягу и Президента, и депутатов Парламента Греции.

Убеждён, что аналогичные нормы необходимы и для Конституции России. Православие для России – непременное условие национальной самоидентификации. Все остальные религии равнодостойны, но исторически для многонационального русского народа вторичны. Никому ведь не приходит в голову добиваться, чтобы королева Великобритании перестала быть главой англиканской Церкви, в Ватикане исключили бы из числа главных источников права Кодекс канонического права и апостолические постановления, а в Саудовской Аравии, где всё общество "базируется на исламской вере" (ст. 11 Конституции), а "государство защищает права человека в соответствии с исламским шариатом" (ст. 26 Конституции) – уравняли бы ислам с другими религиями. Да, всё это – исторические и национальные особенности.

Нигилистический большевизм нынешней российской конституции пора изжить. Пора признать, что ст. 14, к тому же, противоречит статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, и, следовательно, религия народа и её защита от внешних угроз для государства обязательны. Именно поэтому обеспечение прав и свобод человека и гражданина называют вообще высшей целью государства . Выдающийся западный специалист в области восточно-христианской духовной культуры кардинал Томаш Шпидлик, назвавший своё самое известное исследование "Русская идея: иное видение человека", заслугой русских мыслителей как раз и назвал то, что "они сумели показать, что зло направлено не только "против природы", но особенно "против личности", ибо оно ослабляет всё, что ей присуще: истину, свободу, целостность. Поскольку самость – это эгоизм, то грех разрушает существеннейший элемент личности – связь с Богом, с другими, с космосом" .

Ради сохранения Русской цивилизации Православие в России нуждается в конституционной реабилитации. В Преамбуле, или в 1, либо во 2 статье Конституции следует провозгласить: "Господствующей в Российской Федерации религией является Православие – религия восточно-православной Церкви Христовой" (вновь повторяю: нельзя путать религию с религиозным объединением).

Вместо "разделительной" нормы ст. 14 Конституции РФ следует в Основополагающем Акте нашего государства и нашего общества закрепить норму консолидирующую, такую, как норма ст. 13 Конституции Греции:

"1. Свобода религиозного сознания неприкосновенна. Пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого.

2. Всякая известная религия свободна, и отправление её культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается.

3. Служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии".

Эти принципы должны быть закреплены и в ст. 14 Конституции России. При сохранении равенства объединений перед законом.

Таков современный мировой опыт выстраивания отношений Государства, Церкви и Общества. Убеждён, он заслуживает не меньшего изучения, чем опыт рыночных преобразований стран Европы и Азии. Особенно, если понимать под инновациями не только новые экономические решения, но и заимствования социальных идей извне и применение их к собственной действительности . Тогда и возникает социальная Симфония, призванная не только укрепить существующее общество, но и обеспечить внутренний императив формирования основ устойчивого развития человечества .

Если мы не освободимся от нигилизма и русофобии в Конституции собственного государства, то все разговоры о возвращении в нашу жизнь Православия, о православном русском человеке – самообман или лукавство.

Вернуть в Конституцию России Православие и русский народ – в этом наша сегодняшняя задача.

Слава России!

 


 

 

См.: Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. М., 2001.

См. и другие примеры: Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я.Хабриевой. М., 2010.

См., напр., ст. 12 Конституции Азербайджанской Республики.

Шпидлик о.Томаш. Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. СПб., 2006. С. 373.

Константинов С. Социально-политические измерения, иерархии и инновации в российском социуме // Власть. 2012. № 3. С. 24.

Подробнее см.: Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография. М., 2012. С. 401-417.

Бабурин С. Н., лидер Российского общенародного союза, ректор РГТЭУ.

http://www.religare.ru/2_97070.html