О НАИСОВЕРШЕННЕЙШЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ЦЕРКВИ
4 ноября — праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
***
Почему и после рождения Иисуса Христа Мать остается Девой, и почему только к Ней мы обращаемся с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас»? Поясняет преподаватель Киевской духовной академии Тарас Борозенец.
***
Какие качества позволили Деве Марии стать Спасительницей мира?
Мы веруем, что сошествие Сына Божия в мир, Его воплощение есть фундаментальное основание и целевая причина всего домостроительного попечения Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода, а через него и в нем – о спасении всей твари. Боговоплощение есть всесовершенное проявление любви Творца к своему творению.
Божественное Слово, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, воплотилось по воле Отца – от Святого Духа и Приснодевы Марии. С добровольного согласия святой Девы, по слову Господню, сказанному Архангелом Гавриилом, на нее сошел Святой Дух, очистил ее от первородного греха, наследованного Ею от родителей, и наделил ее силой, необходимой для восприятия, зачатия, ношения в утробе и рождения Божественного Младенца (см. Мф. 1:18; Лк.1:26-38).
Пресвятая Дева была приуготовлена к зачатию и рождению Сына Божия силой Духа Святого. В момент Боговоплощения Пресвятая Дева Мария, в полном послушании и доверии Богу, предоставила Ему без остатка всю свою человеческую природу для того, чтобы Она могла быть воспринята в Ипостась Сына силой Его Божественной природы, что Он и совершает.
Современный греческий богослов Xристос Яннарас пишет о подвиге Божией Матери («Вера Церкви». Сс. 149-150): «Воплощаясь, Бог не насилует наше естество, не использует его как инертный материал для осуществления Своей воли. Человеческая природа в результате свободного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловечению Бога. Она предает себя Богу всецело, в неповторимой личности конкретного человека, ибо природа только и может существовать в личностной ипостаси. Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей послушание воле Божией.
Таким образом, Ее согласие сделало возможным встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Слова: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».
В этих словах выражение самоотдачи и самозабвения, принятие Божественной воли и абсолютное доверие к Его любви. Никакого эгоизма, никакого стремления к личной выгоде.
В. Тициан. Введение Марии во Храм
Почему и после рождения Иисуса – Мать остается Девой?
Мария соглашается зачать и родить Христа из одного лишь послушания Богу. Она отдает себя исполнению Божественной воли, и потому зачатие Христа не обусловлено никакой естественной необходимостью или целесообразностью, никаким вожделением, страстностью, эгоистическим стремлением к наслаждению или инстинктом продолжения рода.
Из автономного биологического процесса материнство превращается в событие личностного порядка, связанное с добровольным согласием, с добровольным послушанием Богу и упованием на Провидение Божие. Именно благодаря свободе по отношению к естественной необходимости Пресвятая Богородица остается Девой и после рождения Иисуса».
Православная Церковь всегда верила: «хотя Христос-Спаситель произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы», так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою, и есть Приснодева» (Православное исповедание. Ч. 1. Отв. на вопр. 39).
Пресвятая Дева настолько интегрально вовлечена в жертвенное служение Богу, что просто не может не являть в Себе предельную степень всестороннего совершенства или целомудрия, одним из существенных свойств которого является девственность, понимаемая не только в физиологическом, но главным образом в своем духовно-нравственном смысле.
Абсолютным основанием для веры Церкви в Приснодевство Божией Матери, кроме вполне ясных указаний Святого Писания (См. напр. Ис. 7:14; Лк. 1:27; Мф. 1:23) и Святого Предания (единогласное свидетельство всех Св. Отцов), являетсяБожественность Воплотившегося, все действия Которого в силу Его абсолютного совершенства могут носить лишь позитивно-созидательный характер.
Бог просто не может ничего разрушать, Он может только лишь творить, сохранять и взращивать. И потому своим зачатием и пребыванием в утробе св. Марии, своим исхождением из Ее чрева в своем рождении, Христос нисколько не нарушил Ее изначальной как духовной, так и физиологической целостности, и, более того, всем этим Он всецело утвердил приснодевство Богородицы.
Для тех, кто познал Бога, нет и быть не может другой радости, как быть только с Ним, жить только Им и всецело только в Нем. В наибольшей мере это относится к Божией Матери, к Той, которая возлюбила до конца и жила до конца одним только Богом и Христом Его.
В первом правиле VI Вселенского Собора говорится: «двумя стами богоносных Отец (на Эфесском Соборе) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единаго Христа Сына Божия и воплотившагося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицею» (Кн. прав. св. Апост., св. Собор и св. Отец. С. 62).
Как можно видеть, догмат о непорочном приснодевстве Богородицы всецело основывается на догмате о воплощении самого Сына Божия, потому всякий, кто отвергает православное учение о Божией Матери, отказывается исповедовать во Христе Его Божество, и таким образом, отрицается от Спасителя как Богочеловека, обрекая себя на вечную погибель.
Почему Церковь осуждает сомнения в приснодевстве Богоматери?
Любые попытки усомниться в приснодевстве Божией Матери, поставить под сомнение Ее целомудрие, проистекающее из Божественности Рожденного Ею Господа нашего Иисуса Христа, всегда осуждались Православной Церковью — как безумные, еретические, святотатственные, богохульные и нечестивые.
Под эти осуждения подпадают, вместе со всеми древними еретиками, и современные протестанты, в большинстве своем отрицающие приснодевство Пресвятой Богородицы и вообще не признающие Ее исключительно важной роли в вочеловечении Спасителя и тем самым не ублажающие и не величающие «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую».
Прот. Сергий Булгаков говорит, что «почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его согревающая и оживляющая тело. Любовь ко Христу нераздельна от любви к Богоматери. Кто не почитает Марию, тот не знает Иисуса. Вера во Христа, не включающая в себя поклонение Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным». («Православие». С. 253-254).
Согласно учению Православной Церкви, в результате вочеловечения Сына от Духа Святого и Пресвятой Богородицы был образован Богочеловек Иисус Христос — гармоничное единство абсолютно совершенных и тождественных себе Божественной (от Сына) и человеческой (от Св. Марии) природ.
Благодаря этому гармоничному единению и стало возможным спасение и обожение падшего человеческого рода. Ибо только по восприятии от Пресвятой Богородицы в Свою Божественную Ипостась человеческой природы Сын очистил, исцелил и освятил ее силой Своего Божества, преизобильно излив на нее все блага богообщения.
Спаситель и спасение дарованы нам через Пресвятую Богородицу. Без Ее судьбоносных для всей твари слов «Се раба Господня, да будет ми по слову твоему» (Лк. 1:38) не было бы ни Богочеловека Господа Христа, ни Церкви, ни спасения.
Почему Богородица и Его Мать, и Его Тело, и Мать Церкви, и Мать всех православных?
Действительно, все богочеловеческое домостроительство осуществлено с помощью Пресвятой Богородицы. Родив Богочеловека, Божия Матерь соделалась соединением разделенных: Бога и человека, неба и земли, Творца и твари; благодаря Ей люди действительно стали сожителями Ангелов на небесах, сожителями Самого Бога.
Тело Христово, Его человеческая природа – это человечество Божией Матери, Ее пречистое тело, освященное Духом Святым и воспринятое в Свою Ипостась Сыном Божиим.
Поэтому, с одной стороны, Пресвятая Богородица есть Мать Церкви, а с другой — наивысший после Христа по своей святости Ее член, ибо Она в абсолютной степени соединена со Своим Сыном материнскими узами любви. Мать Богочеловеческого Тела Христова, Пресвятая Богородица есть Матерь и для всех без исключения членов этого Тела.
Она есть Мать всех православных христиан, через веру и благодать сроднившихся с Телом Ее Сына. Все мы родились от Нее во Христе благодатью Духа Святого в таинстве Святого Крещения; от Нее на каждой Литургии получаем Тело и Кровь Господни.
Только через Божию Матерь и благодаря Ей Сын Божий стал Человеком и только через Божию Матерь и благодаря Ей мы все соединяемся со Христом, благодатно приобщаясь Его человечеству.
Почему именно у Нее мы просим спасения?
Из этой исключительной по своей важности роли Пресвятой Богородицы в деле нашего спасения становится ясным, почему только к Ней мы обращаемся с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Божия Матерь есть со-Спасительница человеческого рода, однако, не потому, что Она есть источник нашего спасения, ибо один источник и податель всяческих благ – Иисус Христос, но потому, что Она есть необходимое орудие, без которого невозможно было бы избавить человека от греха, тления и смерти.
Именно поэтому Православная Церковь неустанно вопиет к Божией Матери: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есьмы раби, да не постыдимся» (Кондак, глас 6. Канон молебный ко Пресвятей Богородице).
Пресвятая Богородица является таким же исключительно необходимым орудием нашего спасения, как и Церковь. Все мы спасаемся и обожаемся благодатью Христовой в Божией Матери и через Божию Матерь и все мы спасаемся и обожаемся в Церкви и через Церковь. При этом Пресвятая Богородица совершенно едина и неразрывно связана с Церковью, как Ее Мать и Ее высочайший после Христа член.
Пресвятая Богородица есть наисовершеннейший представитель Церкви. Она – Церковь Божия одушевленная. В Ней сконцентрированы все мыслимые и немыслимые совершенства Богочеловеческого Тела Христова. Все божественные совершенства Христа, воплощенные в Церкви, в наибольшей мере воплощены в Божией Матери. Все имена и названия Церкви в наибольшей степени буквально и непосредственно относятся к Божией Матери.
Поэтому, как и Церковь, Пресвятая Богородица есть и Невеста Христова, и Его Жена, и Его Тело, и отрасль наследия Божия, и град Бога Живого, и голубица, и золотой светильник, и Божие строение, и Божия нива, и наследие Божие, и небесный Иерусалим, и столп и утверждение истины, и дом духовный, и храм Божий, и Ковчег Завета.
Обладая высочайшей степенью святости, Пресвятая Богородица наитеснейшим образом соединена со Христом, наиболее из всех творений приобщена к абсолютному совершенству и святости Сына Божия и потому находится жизненно ближе всех к Своему единородному Сыну, являясь вместе с Ним со-Возглавительницей, со-Царицей и со-Владычицей всей твари.
Вместе со Христом Она есть Глава и Царица Его Церкви. В этом соцарствовании над всей вселенной Она настолько сильно соединена со Христом, что абсолютно тождественна Ему по Его человеческой воле, которая всегда послушна Его божественной воле.
По слову свят. Григория Паламы (Омилии. М., 1993. С. 144): «Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее – как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она – причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду), и Предстательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она – Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она – Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она – Начало и Источник, и Корень уготованной нам на небесах надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее – Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».
***
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
Крестный хода по Казани в честь празднования Казанской иконы Божьей Матери
глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии