О мытаре и фарисее. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня воскресный день открывает собой Постную Триодь — книгу, готовящую нас к Великому Посту.

Всем нам известна очень короткая, простая и ясная притча о мытаре и фарисее -- как два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. И фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». А мытарь не смел поднять глаз на небо, и только говорил:Боже! будь милостив ко мне грешнику! И мытарь ушел более оправданным, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

В прошлое воскресенье мы уже слышали рассказ об одном мытаре по имени Закхей, и можно даже представить себе Закхея после встречи с Господом, как приходит он в храм и бьет себя в грудь. Видишь этого маленького человека, который в своей жизни встретил Христа, увидел Его, услышал Его, — и был просто пронзен Его словом, Его взглядом, Его присутствием. Настолько пронзен, что стал совершенно другим человеком.

Такое должно произойти с каждым из нас. В какой-то момент мы — такие же, как этот мытарь, абсолютно пронзенные Светом Христовым и не могущие ничего Ему сказать, кроме этих двух слов: «Милостив ми буди, грешному!» Потому что даже не надо перечислять Богу всего того, что человек сделал неправильного, — каким он был хищником, каким он был прелюбодеем, каким он был мытарем, — не надо всего этого говорить, потому что главное для Бога — не те слова, которые мы произносим на исповеди, а то, как мы меняем свою жизнь.

И наша жизнь действительно меняется, и может случиться так, что придя в храм как мытари, мы в какой-то момент вдруг становимся, как фарисеи, потому что наша жизнь налаживается и выстраивается правильным образом. Вот я уже и пощусь два раза в неделю, и не прелюбодействую, и не краду, и молюсь Богу, и делаю добрые дела, и подаю милостыню, и жертвую… Вот уже в моей жизни все правильно и хорошо — но как же не благодарить за это Бога? Как не сказать: «Господи, благодарю Тебя за это?»

А потом рядом с нами оказывается человек, который подобен Закхею, и мы смотрим на него и думаем: «Слава Богу, я не такой, как он». А сколько таких людей, на которых мы бы посмотрели и сказали те же самые слова? «Я не такой, как он. Слава Богу!» Ведь это все ужасные люди! Они прелюбодеи — слава Богу, я не прелюбодей! Они хищники — слава Богу, я не хищник! Они грешники — слава Богу, я уже не грешу!

Однажды, когда я был совсем молодым человеком, в одном из монастырей в Троице-Сергиевой Лавре я слышал проповедь молодого священника, иеромонаха. Я не помню, какой это был день, может быть, даже такой же, как сегодня, о мытаре и фарисее. Он сказал такие слова: «Бывает так, что человек не грешит, но и никого не любит. А бывает так, что человек согрешит, нарушит заповедь, чтобы исполнить свой долг любви». Такое случается, когда человек выйдет за рамки Закона, когда человек рискнет пожертвовать своим благополучием, своей мнимой чистотой, своей мнимой праведностью и правильностью, — тем, что он такой молитвенник, или честный, или хороший, или чистый, — собой рискнет ради другого, ради любви.

И тот священник сказал, что любовь покрывает все грехи. Когда человек живет настоящим стремлением любви, — это самое главное. Такой человек никогда не скажет: «Слава Богу, что я не такой, как другой», потому что он будет смотреть на каждого грешника теми же глазами, которыми смотрит на нас Христос. Ведь Он пришел в этот мир ради таких, как мы, — не ради праведников, не ради фарисеев, не ради тех, кто постится, не ради тех, кто исполняет Закон, не ради тех, кто дает десятину, не ради тех, кто не прелюбодействует. «Не ради праведников Я пришел, — говорит Он, — потому что праведники во Мне не нуждаются, а ради грешников». Ради таких,  какими мы не хотели бы быть.

В этом есть что-то очень важное для каждого из нас, потому что так легко научиться жить в Церкви и не грешить. Довольно легко жить по четко установленным правилам и традициям. И так тяжело научиться по-настоящему кого-то любить, чтобы о себе не думать, чтобы о себе забыть, чтобы не «я — не такой, как они», а «я — вместе со всеми, вместе с другими такой же, которого любит Христос». Аминь.

2018

http://trinity-church.ru/prior/outreach/o_myitare_i_farisee