О молитве как благодарении Бога. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исцеление прокажённых

(Евангелие от Луки, 85 зачало, глава XVII, стихи 12-19)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь наш Иисус Христос «вошел в одно селение», где «встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали» (см. ст. 12). Проказа – это страшная болезнь, которая в наше время встречается редко, но и сейчас она почти неизлечима, а в древности не было никаких способов от нее избавиться. Прокаженные, можно сказать, заживо гнили и разлагались: их тела покрывались струпьями и постепенно гниение доходило до костей. Человек страдал долгие годы, пока болезнь не поражала жизненно важные органы, после чего он в мучениях умирал. Прокаженным было запрещено общаться с другими людьми, потому что эта болезнь заразна, и они жили отдельно. Более того, они должны были предупреждать здоровых людей о своем приближении, чтобы те могли удалиться с их пути.

Видимо, прокаженные уже знали о том, что Иисус творит многие и великие чудеса, что Он исцеляет неизлечимых больных. Они не могли получить исцеление естественным образом, от врачей, и потому начали говорить громким голосом или, как сказано по-славянски: «И тии вознесоша глас, глаголюще», то есть возвысили голос, говоря: «Иисус Наставник! помилуй нас» (ст. 13). Ясно, что просьба о помиловании была вызвана их желанием вылечиться от ужасной болезни. Возможно, эти десять прокаженных ходили вместе, для того чтобы добывать себе пропитание, они ведь не имели возможности заниматься никаким обычным трудом и жили только милостыней. Страдания, болезнь, вынужденное отчуждение от человеческого общества заставили их так дерзновенно просить о помощи. В то же самое время они не могли приблизиться к Господу, и, как сказано в Евангелии, стояли вдалеке.

«Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (ст. 14). По закону Моисееву, если прокаженный чувствовал свое выздоровление, то он был обязан показаться священнику, чтобы тот, тщательно осмотрев его и засвидетельствовав, что он действительно выздоровел, признал его очистившимся. Только после этого исцелившийся мог считаться обычным, нормальным человеком и войти в общение со своей семьей, родными и другими людьми, то есть стать полноправным членом общества. Эти прокаженные пошли к священникам и по дороге с ними случилось необыкновенное чудо – они очистились от проказы, притом десять человек одновременно. Евангелист сказал об этом кратко, но тот, кто представляет себе, что такое проказа, тот поймет величие совершившегося чуда. Тела этих людей стали совершенно здоровыми, как у обычных людей. И исцелился, подчеркиваю, не один, а сразу десять человек. Однако только один из них, как говорит Евангелие, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога» (ст. 15). Им всем нужно было бы прославить Бога таким образом, потому что они должны были догадаться, что Иисус не просто Наставник, как они Его называли, а воплотившийся Бог, ведь Он смог на расстоянии, одним словом или даже без всякого слова очистить их всех сразу от ужасной неизлечимой болезни. В этом чудесном исцелении десяти прокаженных на расстоянии, когда Господь не видел их и не прикасался к ним и не сказал им ничего кроме: «Пойдите, покажитесь священникам», Он явил Свое вездесущие и всемогущество. Казалось бы, эту великую истину исцелившиеся прокаженные могли познать из собственного опыта, но только один из них «возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (ст. 15–16). Мы не знаем точно, какими словами он прославлял Бога, но если он пал ниц к ногам Иисуса, значит он, по крайней мере, чувствовал, что перед ним не просто Человек и воздал Ему поклонение, подобающее Богу. Обратите внимание на то, что самарянин, пришедший благодарить Спасителя, ходил вместе с остальными прокаженными, которые были, как можно понять из Евангелия, израильтянами. Израильтяне гнушались самарян за их смешанное происхождение – от браков евреев с язычниками, потому что такой брак запрещался законом Моисеевым. К тому же самаряне исказили и богопочитание, смешав истинное богопочитание с языческими обычаями и суевериями. Кроме того, как бы в противовес храму, который евреи воздвигли на месте храма Соломонова на горе Мориа, где Авраам намеревался принести Исаака в жертву Богу, самаряне построили свой храм на горе Гаризим. К этому примешивалась и многолетняя национальная неприязнь евреев к самарянам, передававшаяся из рода в род. Но среди десяти прокаженных этого не было: проказа сделала и израильтян, и самарянина одинаковыми изгоями. Нечто подобное происходит и с нами, когда мы осознаем свою греховность и чувствуем, что мы хуже и ниже всех. Тогда мы перестаем гнушаться кем-либо, никого не презираем, потому что считаем, что ничто нас уже унизить не может.

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (ст. 17–18). Они не возвратились, потому что не захотели или не сумели понять, что нужно было прославить Бога прежде всего, воздав благодарение Иисусу, Сыну Божию, Который творил не Свои дела, но Отчие, как Он Сам говорит в других местах Священного Писания: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5, 19). «И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (ст. 19). Спасла, конечно, не только от проказы, но и от гораздо более страшного бедствия, самого ужасного, какое только может быть, – от заблуждения, от греха, от вечной погибели. С этого момента исцеленный, как можно догадываться из слов Спасителя, стал Его учеником. Может быть, он не ходил всегда вслед за Господом, подобно апостолам, но, конечно же, впоследствии примкнул к Церкви Христовой и оказался в числе спасаемых избранных чад Божиих.

Я сказал, что каждый из нас может уподобиться этому самарянину, если осознбет свою греховность и поймет, что он болен душевной проказой и его душа совершенно неисцелима. Действительно, если мы приходим к Господу, когда Он призывает нас к покаянию, то из-за своей греховности, духовной проказы, мы подобно десяти евангельским прокаженным, не смеем или не можем приблизиться к Нему. Только издалека созерцая Его, мы с верой просим, чтобы Он избавил нас от этого ужаса, от греховного разложения, в котором мы пребываем, оставаясь вне общения с Богом. И тогда Господь Иисус Христос дарует нам надежду и как бы говорит нам слова, подобные тем, с которыми Он обратился к прокаженным: «Пойдите, покажитесь священникам», – то есть Господь призывает нас войти в Церковь Божию, участвовать в ее Таинствах и с их помощью совершать свое спасение. Когда мы проявляем искреннее покаяние, стремление к воцерковлению, когда приходим в Церковь Божию и в буквальном смысле слова, то есть начинаем посещать храм, и в духовном, то есть внутренне входим в нее своим душевным расположением – намерением жить по-христиански, по-евангельски, – тогда, еще только совершая этот путь, мы уже получаем исцеление. Однако, подобно девяти исцеленным израильтянам, мы не хотим понимать, что теперь нам нужно воздать славу Богу не одним только посещением храма (которое хотя и обязательно, но не исчерпывает всего долга христианина), не одним только участием в Таинствах и обрядах церковных – то есть не только обрядовым благочестием, как это принято называть. Некогда, изъязвленные проказой греха, мы только издалека взирали на Спасителя, но теперь мы имеем возможность вернуться и приблизиться к Нему и, подобно самарянину, припасть к Его ногам и вступить с Ним в непосредственное общение, а не только видеть Его издалека посредством веры. Мы должны приобрести живой опыт богопознания, должны заменить веру в смысле доверия на опытное духовное знание – на истинную веру. Но, как правило, мы не хотим этого делать и довольствуемся обрядовым благочестием. Мы не имеем Иисуса в своем сердце и не припадаем к Нему непрестанно, не благодарим Его, исповедуя Господом, Христом и Сыном Божиим, не стремимся к тому, чтобы очищаться все более и более. По сравнению с Божественной чистотой и святостью наша чистота всегда относительна, и мы можем все больше совершенствоваться и очищаться, чтобы тем теснее соединиться с Господом и в этой, и, конечно же, в будущей жизни. И потому упрек Спасителя относится не только к девяти израильтянам, но и ко всем нам – ко всем православным христианам, которые только внешне служат Богу, посещая храм, и не заботятся о стяжании Иисуса в своем сердце и своей душе.

«Не десять ли очистились?» – Господь очистил нас от греха, даровал нам все, что мы имеем, привел нас в Церковь, призвал к участию в богослужениях, обрядах, церковной жизни. Почему же мы в благодарность за это не хотим поклониться Ему духовным поклонением? Если говорить прямо – почему мы не хотим при помощи Иисусовой молитвы воздать Ему то благодарение, какое воздал самарянин? Не нужно думать, что во времена земной жизни Спасителя его современникам и свидетелям Его чудес сделать это было легко и просто, а мы не имеем тех возможностей, которые были у них. Если мы так думаем, то мы – маловерные люди. В кондаке Великого канона про Господа Иисуса Христа сказано, что Он «везде сый и вся исполняй». Как Бог Он Вездесущ, все наполняет Собой и проникает через все наше естество, в равной степени присутствует во всяком месте вселенной и в нас самих. Мы всеми своими духовными органами и чувствами можем это познать, увидеть в себе и ощутить. К тому же Господь в нас насажден и соединен с нами в Таинстве Святого Крещения, и потому каждый христианин является нерукотворенным, богосозданным храмом Божиим. Если бы мы верили в это и не поддавались маловерию, говоря, что мы не имеем возможности физически поклониться Спасителю, тогда мы, нисколько не задумываясь, поняли бы, что в этом отношении совершенно ничем не отличаемся от исцеленного самарянина и можем так же возблагодарить Бога, приблизиться к Нему, соединиться с Ним, припасть к Его ногам, то есть духом припасть к Его Божественному естеству со смирением, что и обозначает преклонение колен. Для нас это так же возможно и реально, как это было реально для самарянина, ничто нам не мешает.

Мы знаем многих подвижников благочестия, достигших такого состояния и имевших великую благодать, равную даже благодати апостолов: например, преподобный Симеон Новый Богослов, живший в X – начале XI веков по Рождестве Христовом; преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский; может быть, не столь известный, ныне забытый, но, тем не менее, великий подвижник конца XVIII – начала XIX века Василиск Сибирский, подвизавшийся в лесах возле Туринска; можно перечислить и много других имен. Угодники Божии, совершив духовное поклонение Спасителю, соединились с Ним. Они исполнили то, что велела им совесть: возвратились к Господу, даровавшему им исцеление, и возблагодарили Его тем единственным благодарением, которое одно Ему угодно, благодарением духовным – молитвой, потому что Бог ни в чем не нуждается и только хочет обрести нас самих, ведь разве слова самарянина, которыми он благодарил Бога, и припадание к ногам Спасителя – это не молитва? Припадая к ногам Господа, может быть лобызая их и прикасаясь к ним руками, он и своим духом прикоснулся к Божественному естеству, и потому по сути нет никакого различия между духовным поклонением, которое необходимо совершать нам, и буквальным, телесным, которое совершил самарянин. Если бы поклонение самарянина было только внешним, телесным, лишенным внутреннего духовного чувства, то оно было бы лицемерным. Но Спаситель Своими словами «Вера твоя спасла тебя» показал, что этот человек был вполне искренним.

Итак, братья и сестры, сделаем усилие над собой и вернемся к Спасителю – конечно, не в том смысле, что отвратимся от храма Божия и будем молиться только внутренне. Но мы вышли изнутри себя, когда каялись и созерцали свои грехи и как бы только издалека взирали на Господа, желая прощения. Вернемся вновь внутрь себя, теперь уже со смелостью и дерзновением приблизимся к Господу Иисусу Христу и соединимся с Ним духом. Это то поклонение и благодарение, какие каждый истинный христианин должен воздать Богу. Не будем говорить, что Иисусовой молитвой необходимо заниматься только монахам. Да, конечно, монашествующие имеют больше возможностей для упражнения в этой добродетели, но и любой мирянин, и одинокий и состоящий в браке, к деланию Иисусовой молитвы и всех прочих добродетелей не имеет никаких преград, кроме нечистой совести. Все остальное, если совершается согласно нравственному учению Церкви, не может служить препятствием – ни суета, ни брачные отношения, ни что-либо иное. Святитель Симеон Солунский говорит, что всякий христианин: и епископ, и священник, и монах, и мирянин, и даже дети – все должны упражняться в Иисусовой молитве и в течение дня по возможности непрестанно сохранять ее. В особенности необходимо выделить какое-то удобное время, в которое человек ничем не развлекается, чтобы посвятить его занятию молитвой Иисусовой. Об этом говорили многие святые отцы Церкви.

Отец великого подвижника благочестия, учителя и защитника умного делания от еретиков, Григория Паламы, – Константин – был министром при византийском императоре. Будучи мирянином, он упражнялся в Иисусовой молитве и порой так углублялся в нее, настолько она его увлекала, что даже на заседаниях в присутствии императора забывался, уходя в себя. Некоторые придворные, может быть желая досадить ему и избавиться от него, завидуя его положению при дворе, говорили императору: «Посмотри, он так невнимателен к тебе, что даже пренебрегает твоим царским величеством». Но император был человеком мудрым, имевшим представление о духовной жизни, он знал духовную тайну Константина и говорил: «Ничего страшного, Константин имеет Собеседника гораздо лучшего, чем мы», то есть Господа Иисуса Христа. Вот пример того, как человек, занимавшийся государственной деятельностью, смог преуспеть в умном делании. Макарий Оптинский рассказывает нечто подобное про одного купца. Какое занятие суетнее торговли? Но этот купец настолько преуспел в умном делании, что даже преподобный Макарий удивлялся: он не встречал такого и среди монахов.

Ничто нам, братья и сестры, не препятствует воздать духовное благодарение Господу Иисусу Христу. Если же мы не захотим этого делать, то и к нам будет относиться обличение Спасителя: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу?» Аминь.

23 декабря 2001 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/29/2/html_...