О МИЛОСТЫНЕ, БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ И ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем окончание этого разговора, в ходе которого отец Паисий ответил на вопросы, которые прислали наши читатели.

 

 

 

-На что обратить особое внимание современному монаху? Что самое важное в иноческой жизни?

- Главное – послушание. За послушанием придёт смирение, а за смирением все добродетели.

- Почему?

- Потому что только смиренному Бог даёт Свою Благодать. А там где Божественная благодать – там и все добродетели.

Цель жизни любого христианина – это стяжание Благодати Святаго Духа. Без неё мы ничто. Своими силами (без Бога) мы будем строить только замки на песке.

Получить Благодать и Божественное просвещение мы можем через исполнение Заповедей, искреннее покаяние и исповедь.

- А как можно стяжать «дух мирен» в миру? Или среди людей, пребывая в постоянных заботах, нельзя постоянно находиться в состоянии духовной гармонии и радости?

 

 

 

- Нет разницы кто ты: монах или мирской человек. Евангелие, Заповеди и Закон для всех одни и те же. Живёшь ли ты в пустыне, в монастыре или в мегаполисе – ты должен стремиться стать настоящим христианином (то есть жить по Заповедям). Сам Господь говорит об этом: «Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима»1. Спаситель послал апостолов проповедовать Евангелие всем, а не какому-то одному народу, социальной группе или когорте избранных.

Следовательно, каждый человек, стремящийся к соблюдению Заповедей, может стяжать благодать Святого Духа. А значит уже в этой жизни предвкушать блаженство Рая.

- Расскажите, в чем заключается значение молчания в духовной жизни?

Молчание великая добродетель. При этом молчать должны не уста, а, в первую очередь, ум.

- Что это значит?

-Настоящее молчание заключается в освобождении от помыслов и устремлении ума к Богу, в молитве.

- А в чем опасность празднословия и многословия?

- В многословии не избежишь греха2. Где-нибудь лукавый тебя подловит, и ты впадёшь в осуждение, или обман, или сквернословие…

- Почему так важно стяжать Божественную благодать?

 

Свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский

 

 

- Чтобы вы поняли, приведу Вам один пример. Крестьянин решил заняться выращиванием овощей. Вскопал землю, купил и посеял семена, внёс удобрения. Но как бы он великолепно не подготовил почву, если не будет воды – у него не взойдут самые лучшые семена.

Вода – это благодать Святого Духа. Сами по себе, без помощи Божией, мы не сможем возрасти духовно и принести духовные плоды.

- Расскажите о милостыне. Часто мы не помогаем другим, ища какие-то благовидные предлоги: он пьяница, лентяй, «профессиональный нищий».

- Всё зависит от того, сколько у нас любви. Человек, преисполненный любви, поможет ближнему там, где не имеющий любви найдёт себя оправдание ему отказать.

Вспомним житие святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского:

«Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему шесть серебряных монет. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Слуга шепнул святителю Иоанну, что этот человек уже получил от них деньги, но святитель велел подать ему столько же, сколько и в первый раз. А странник снова переоделся и в третий раз попался патриарху на дороге.

- Владыка, - сказал слуга, - он сегодня дважды получал от нас по шести серебряных монет - и опять просит!

 

 

 

- Так подай ему двенадцать,- невозмутимо отвечал патриарх Иоанн.- Не Христос ли испытывает нас?»

Все зависит от нашего настроя. Праведный человек, ко всему старается относиться с добрым помыслом. Лукавый подозревает в лукавстве всех вокруг.

- Мы живём в последние времена?

- Наверное, всем уже очевидно, что человечество развивается в неправильном направлении. Всё идёт наперекосяк. Но только Один Бог знает «времена и сроки».

Мы должны думать не о конце Света, а о своём собственном конце. Ведь наш земной путь однажды подойдёт к своему завершению. Наша задача не расслабляться и не посвящать себя греху, а подготовиться к ответу на страшном судище Христовом.

1Ин. 14:23-24.

2Притч. 10:19

http://www.pravoslavie.ru/smi/60024.htm