О милосердии. Проповедь в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Иеромонах Илия (Копылов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Апостолы Петр и Павел

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня на улице пасмурная погода, а ещё вчера лил дождь... А совсем недавно светило яркое солнце, согревающее нас теплом. Без живительной влаги, как и без тепла, растения не могут приносить плодов.

Такое удивительное согласие установил в природе Творец всего сущего. И это великолепное созвучие мы видим не только в тепле и влаге. Посмотрите, как день сменяет ночь, как весна приходит к нам после зимы. Разве всё это не достойно удивления и славословия Творца?!

И если обычный часовой механизм нуждается в силе, двигающей его, то как такой огромный и многообразный, видимый нами мир может пребывать в гармонии сам собой, независимо от Создателя?

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Но дивное согласие мы зрим не только в окружающем нас материальном мире. Ликует душа и возносится горе, когда начинает видеть то духовное единомыслие, которое имели великие Первоверховные апостолы Петр и Павел.

Они были согласны во всем: в вероучении, в познании Божественных истин, но, при этом, имели сострадание к ближним и усердно помогали бедным.

Ведь послужить Христу в лице нуждающихся в пропитании — это главная добродетель. И если мы надеемся получить милость от Бога, то, прежде всего, должны быть сами милосердными.

Посему пусть добродетель вашей милости распространяется не только на знакомых людей, но и на незнакомцев и даже на животных, ибо сказано: «Блажен, иже и скоты милует».

Но больно смотреть, когда люди проходят мимо человека, нуждающегося в нашей помощи. Ведь если Бог дал такое обстоятельство, то и спросит нас в День Судный: «были ли мы милосердны или прошли мимо, оправдываясь нехваткой времени или ещё чем-либо, как в притче о добром самарянине?

Когда считающие себя набожными иудеи проходили мимо избитого человека, они оправдывали себя занятостью. И лишь простой самарянин не оказался безсердечным — помог бедолаге.

Не уж-то  позабыли мы закон совершенства, который через Святое Евангелие повелевает: «имение твое раздай нищим» (Мф. 19,21)?

Конечно, могут сказать, что мы далеки от совершенства и нам важнее накормить себя и своих родных, чем подавать милостыню чужим и незнакомым людям.

Но разве не к совершенству должны мы стремиться? Разве здесь мы будем жить вечно?

Мы пришли в сей мир на малое время. И если будем помнить об этом, то станем ли заботиться о завтрашнем дне, если не знаем точно, будем ли мы жить ещё здесь, на этом свете? Станем ли обременять себя множеством богатства, которое не заберем с собой туда? — Всё оставим здесь.

«Раздай твое имение нищим и следуй за Мной», — говорит, Господь.

Вот это и есть деятельная любовь к ближним, а не пустые слова. Это и есть надежда на Бога, а не на свои сбережения.

Посему пусть дела ваши покажут свидетельство искренней любви, а не слова только, прельщающие душу оправданиями.

И два великих светильника — Петр и Павел — да будут для нас примером, достойным подражания в делах милосердия.

А то, что милосердие — великая добродетель, которая не только очищает грехи, но и возвышается над самой смертью, свидетельствует святой Иоанн Златоуст, приводя в пример милостивую Тавифу.

Эта благочестивая женщина каждый день только и делала, что раздавала милостыню. Она шила одежду для неимущих вдовиц и оказывала помощь многим нуждающимся.

Случилось так, что она заболела и умерла.

И вот те, кто раньше получали от неё благодеяния, теперь сами стали для святой благодетелями. Они позвали апостола Петра, чтобы тот пришел и воскресил умершую.

Апостол же, придя,  приклонил колена и помолился Богу. Затем сказал умершей: «Тавифо, востани». И она, открыла глаза и встала. И много времени после этого прожила, продолжая ещё усерднее упражняться в добродетели милосердия.

И если так в этой земной жизни Бог воздает за милосердие, то какова награда ожидает там, на небесах, тех, кто питает голодных и одевает нагих?

Посмотрите, какая неравная награда. Святая Тавифа всего лишь давала пропитание и шила одежду для вдовиц, а они, получив благодеяние, в больше мере соделали для неё, вернув ей жизнь. Вернее не они, а Сам премилосердый Господь наш Иисус Христос воздал сторицею за заботу о страждущих.

Памятуя это, наши Оптинские Старцы, подражая Первоверховным апостолам Петру и Павлу, хранили доброе согласие между истиной в вероучении и добродетелью милосердия. 

Так преподобный старец Моисей, будучи настоятелем обители, во время голода брал на работу в Оптину ребятишек из бедных семей.

Их обязанности заключались лишь в том, чтобы гонять галок в монастырском саду, да есть досыта фрукты. А в придачу старец платил им еще и жалование, чтобы и семьи их могли пережить голод.

Поспешим же и мы оказать милосердие. И не важно, каково имение наше. Пусть оно будет составлять хотя бы две лепты. Господь не требует от нас многого. Ибо милостыня ценится не множеством денег, а искренностию и усердием.

Иногда и чаша простой воды является в очах Божиих больше, чем огромная сумма денег. Ведь сказано: «доброхотно дающего любит Бог»! Аминь.

http://www.rp-c.ru/information.php?pag=0&id=132