О любви, патриотизме и симфонии государства и Церкви
– В 1922 г., после шести арестов и трех смертных приговоров Иван Ильин был вынужден уехать из советской России, а в 1934 г. был отстранен от преподавания в Русском научном институте в Берлине и, преследуемый гитлеровцами, переселился в Швейцарию. Александр Михайлович, почему именно в изгнании у философа права И.А. Ильина появляются серьезные работы о путях русской цивилизации?
– Выбирая своей специальностью теорию права, Иван Александрович Ильин, думаю, не прочил себе судьбу крупнейшего аналитика русской цивилизации. Однако после революции мыслитель продолжает изучение причин крушения Российской империи. Когда же изгнанный за пределы Отечества ученый-патриот видит, что интеллигенция и в эмиграции продолжает болеть дореволюционными недугами и не способна к единению ради общерусского дела, более того, заигрывает с иностранными организациями для возможной агрессии против пусть советской, но России, он уходит в глубь русской истории и культуры в поисках ответов на животрепещущие вопросы дальнейшего бытия родной страны и нации. Да, именно в тихом швейцарском Цолликоне Ильин создает труды о духовном своеобразии России. В 1940-е гг. им написан цикл лекций «Сущность и своеобразие русской культуры»: в небольшом по объему труде мыслителем изложен и определен путь дух русской культуры. По моему убеждению, этот труд должен стать настольной книгой каждого русского человека, учебным пособием гуманитарных институтов, исторических и философских факультетов. К этой книге о русском духе надо добавить сборник философских эссе «Путь духовного обновления», где в литературной форме раскрыт православно-русский взгляд на многие понятия о культуре и творчестве, и сборник «бюллетеней для единомышленников» «Наши задачи» – с обозначением ключевых вопросов русской истории и перспектив их разрешения.
Читать далее полный текст интервью
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии