О любви к врагам (Лк.6:31-36). Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие совершенно ни во что ставит всех нас. Господь говорит: «Если вы любите любящих вас, то какая вам в этом благодать? Потому что и грешники любят тех, кто их любит. Если даете взаймы тем, от кого ждете обратно, ничего в этом нет благодатного. Так же и грешники поступают. И если вы милосердны к тем людям, которые и вам отвечают милосердием, в этом нет ничего особенного, потому что это заложено в природе человека».
В чем смысл того, что мы христиане? Чем мы христиане от других отличаемся?
Ведь принято считать, что Бог один, а людей много, и много разных религий, и много разных вер. Но Бог-то один. Какая ему разница, в какого Бога человек верит? И все религии призывают к тому, чтобы быть честными, хорошими, не убивать, не воровать... Все так считают. И христиане так считают.
Так что такого от меня, христианина, требуется? Я же живу хорошо. Делаю добрые дела. Взаймы даю, когда просят. Помогаю. Люблю кого надо. Все у меня, у христианина, хорошо. Совесть меня не обличает. А вот Евангелие обличает.
Какой смысл нам быть христианами, если мы так же чувствуем, так же думаем, так же поступаем, как и все вокруг нас, ничуть не лучше, а некоторые даже похуже? В чем смысл нашей веры, если мы любим любящих нас, помогаем помогающим нам, заботимся о заботящихся о нас, принимаем участие в тех, кто нам по настоящему близок? Какой в этом смысл? Что в этом хорошего?
Ничего в этом хорошего нет, потому что вера христианская совершенно в другом заключается. Господь совсем иначе относится к нам и по-другому нас называет. Он называет нас Своими детьми, а Себя называет нашим Отцом. Будьте вот так милосердны, как Отец ваш небесный. То есть будьте не верующими, не религиозными, а детьми Божиими. А чтобы стать Божиими, надо с Богом соединиться, по-настоящему стать Ему равным, чувствовать совсем другими чувствами, определять свою жизнь совсем другими поступками, – как Господь велит.
А Господь говорит, – А вы любите ненавидящих вас. Да кому же это в голову придет, любить ненавидящих? Врага своего разве можно любить? Невозможно. Совершенно невозможно полюбить врага. Невозможно дать взаймы человеку, который явно тебе ничего не даст взамен. Невозможно открыть свое сердце тому, кто обязательно тебя предаст. Невозможно. А Господь говорит, что только так и можно поступать, если хотите быть детьми Божиими. И это самая главная проблема нашей жизни.
Невозможно по своему человечеству поступать так, как велит нам Господь. Это не в силах человеческих. Абсолютно невозможно никому из людей любить ненавидящих, любить врагов своих. И тем не менее, Господь нам говорит, что именно это и делает нас христианами. А Силуан Афонский говорит даже, что единственное, что делает нас христианами, это любовь к врагам и ничто другое.
Как такое может быть? Есть ли вообще в этом смысл? Для многих людей не верующих в Бога, не христиан, для кого Бог в душе, а в Церковь ходить не надо, это абсолютная бессмыслица. Так нельзя поступать, это совершенное безумие.
И действительно, христианство – это в большей степени безумие, чем какая-то другая вера разумная и правильная. Она совершенно не правильная. Потому что правильно врагов не любить, взаймы давать тем, кто тебе отдаст, хорошие дела делать тем, кто тебе воздаст за это. Так все поступают и это правильно по-человечески. А по Божески не правильно.
Потому что вера наша заключается не в том, чтобы сделать добрые дела добрым людям, не в том, чтобы любить тех, кто любит нас, и не в том, чтобы стать порядочным человеком. Потому что христианство, это не религия порядочных людей. Это религия людей непорядочных. Потому что в Евангелии говорится, как Господь пришел к непорядочным людям.
Вот пришли два человека в храм, один порядочный, а другой непорядочный. Один хороший во всех отношениях, который любит любящих, и даже больше того делает. А другой – отвратительный и непорядочный человек, жестокий обманщик, который не то что взаймы не дает, а сам последнее отбирает. И один Бога благодарил за то, что он порядочный, а второй плакал о том, что он непорядочный. И того, кто плакал, Господь принял. А порядочного Господь отверг.
А первый человек, который вошел в рай, был самым страшным непорядочным человеком, разбойником. Вот такая безумная вера! В рай попадают непорядочные, а – Распни! – кричат порядочные.
Весь Новый Завет говорит нам, что все наоборот в Царствии Небесном, все не так, как на земле. Разные это законы – законы духовной жизни и законы мира сего.
Господь благ ко всем, благ по Своей природе. По Своему существу Он есть любовь. Поэтому, если в нас есть Божье, то именно оно нас должно заполнять.Мы не можем взять от Бога количество благодати (с которой так удобно!), чтобы стать порядочными людьми. Бог отдает только всего Себя. И когда мы приходим в Церковь, мы можем или все получить, или пустыми остаться. А так, чтобы придти и понемножечку что-то взять, а остальное отвергнуть, невозможно. Не нужно это никому, потому что это не спасает.
Не является пропуском в Царствие Небесное наша порядочность. Нельзя войти в рай будучи просто хорошим человеком. Для этого надо стать преображенным, совершенно другим. Как сказал апостол Павел: «Надо переродиться в Боге, чтобы новый человек родился, а старый окончательно погиб» (см. Еф. 4, 22–24).
И для этого необходимо так себя для Бога открыть, открыть все свое сердце, всю свою душу, весь свой ум, всю свою жизнь, чтобы Господь полностью воцарился в каждом из нас, чтобы Он Собою нас наполнил. А иначе невозможно. Если мы будем Ему отдавать только маленькое местечко в своем сердце, не самое главное, а остальное будем занимать своей собственной порядочностью, мы не сможем ни в чем найти опоры. Потому что опору мы ищем не в Боге, а в законах тления и смерти.
Господь сказал апостолу Павлу: Сила Моя совершается в немощи, – когда тот просил Бога дать ему сил, земных, человеческих.Тогда я буду хвалиться своими немощами, – ответил апостол (2 Кор. 12, 9).
Каждый из нас чувствует свою немощь. Все мы знаем, как тяжело ходить в храм, читать правило, идти на исповедь, посещать больных. Как необыкновенно тяжело простить обиду, просто страшно тяжело. Как же мы немощны! Где же сила-то наша? Почему же она не совершается в немощи? Почему когда нам надо сделать что-то для Бога, ну никаких сил на это нет?
Но как их оказывается много, когда нам необходимо устраивать нашу земную жизнь! Как здорово мы умеем все делать для себя! Мы спать не ложимся, мы так много всего делаем! И оказывается, что мы очень сильны для того, чтобы укрепить свое мирское бытие. Но такой силе Бог противится. Он от такой силы уходит. Вот когда человек немощен жить по законам мира сего, тогда Господь дает ему силы для того, чтобы этот мир победить. Над таким человеком мир уже не властен, не способен его закабалить и сделать своим. И тогда человеку становится понятно, как можно любить ненавидящих, помогать обижающим, бежать за своим бывшим учеником, потерявшим веру и ушедшим в разбойники, как бежал апостол Иоанн Богослов, чтобы спасти его и с любовью прижать к своей груди. Потому что тогда уже не человеческая, а Божия сила проявляется в каждом из нас.
Каждый чувствует свою немощь по-настоящему. Как тяжело придти в храм, как тяжело читать правило, как тяжело придти на исповедь, как тяжело посетить больных. Как необыкновенно тяжело простить обиду, просто страшно тяжело. Как же мы немощны! Где ж сила-то наша? Почему же она не совершается в немощи? Почему, когда нам надо сделать нечто Божие, ну никаких сил на это нет.
Но как их оказывается много, когда нам необходимо устраивать нашу жизнь! Как мы здорово умеем все делать для себя. Откуда только силы берутся! Мы спать не ложимся, мы так много всего делаем! И оказывается, что мы очень сильны, мы все можем сделать для того, чтобы укрепиться свое мирское бытие. Мы великолепно можем справляться, когда устраиваем собственную жизнь. Мы всем своим бытием показываем, насколько мы сильны и защищены в этой жизни. Мы на постаменте, вокруг нас крепкие стены нашего земного бытия, и мы сильны. И в этой силе ничего божественного таиться не может.
Потому что Бог гордым противится. Он противится такой силе, Он от такой силы уходит. Вот когда человек немощен жить по законам мира сего, тогда Господь дает такие силы, что он может этот мир победить. Этот мир над ним не властен, не способен этого человека закабалить и сделать своим. И тогда становится понятно, как можно любить ненавидящих, помогать тем, кто от тебя отворачивается, бежать за своим бывшим учеником, потерявшим веру и ушедшим в разбойники, как бежал апостол Иоанн Богослов, чтобы спасти его и с любовью прижать к своей груди. Потому что тогда уже не человеческая, а Божия сила проявляется в каждом из нас. Тогда можно, потому что тогда сила Божия проявляется в каждом из нас.
Человек способен открыться для Бога. Перестать жить умом мира сего и начать жить умом Божиим, перестать надеяться на законы земного бытия и укрепиться в законе Божием. Перестать поступать как принято и начать слышать, как Господь Свою волю ему открывает. Таким образом, человек становится Божьим сыном. Вот тогда он становится способен принять в себя Бога.
А когда мы принимаем в себя Бога, для нас не стоит вопрос, кого любить, а кого не любить, кого приблизить, а кого отдалить. Для человека, в котором царствует Господь, нет разделения, как нет разделения для Бога. Бог не может любить одних и не любить других, прийти для спасения одних и не прийти для спасения других. Мы для Него все дети, каждый в отдельности и все вместе. Для человека, который с Богом, уже не важно кого любить: любящего или ненавидящего. Он не понимает, как можно вообще кого-то не любить, как можно за кого-то не пострадать. Не понимает, потому что в нем действует уже не человеческое, а Божественное.
И сегодняшнее евангелие нас призывает, чтобы мы еще раз оценили: «Мы кто? Мы в какой храм пришли? Какому Богу поклоняемся? Мы для чего в купели крестились? Для того, чтобы быть порядочными людьми или для того, чтобы стать людьми Божьими? Если для того, чтобы стать Божьими людьми, то мы все силы своей души должны употребить на то, чтобы Господь воцарился в каждом из нас. Аминь.
2001
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии