О ЛЮБВИ К БОГУ, БЛИЖНИМ И ВРАГАМ. СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ. Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
Свободной мысли коноводы
Восточным деспотам сродни:
Кого они опалой давят,
Того и ты за них лягни.
Князь П. Вяземский
Недавно произошло трагическое событие, которое приобрело стараниями либеральных СМИ ярко выраженную политическую окраску. Я имею в виду смерть Умарали Назарова – пятимесячного сына таджикских нелегальных трудовых мигрантов.
Приведу довольно эмоциональную реакцию на эту трагедию Максима Леонардовича Шевченко – президента Центра стратегических исследований религий и политики современного мира. Оппоненты упрекают его в разжигании межнациональной розни, а он им отвечает:
«Здесь есть вот что, твари, оправдывающие смерть ребенка, потому что он нерусский, есть сказанное русским в русском романе: “Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к ‘Боженьке’, чтобы Тот защитил его, – понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к "Боженьке"…
Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к ‘Боженьке’!”
А вы говорите: “не разжигай…” Не русские вы какие-то…»
Трагедия Ивана Карамазова, искушающего своего младшего брата Алешу «слезинкой ребенка», – это трагедия русской интеллигенции, в том числе и самого Ф.М. Достоевского, который признавался: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» Как оправдать всеблагого Бога, допускающего торжество зла в мире?
Посмотрим на проблему теодицеи через призму Евангелия. В нем описаны три чудовищных убийства – одно тяжелее другого
Посмотрим на проблему теодицеи через призму Евангелия. В нем описаны три чудовищных убийства – одно тяжелее другого: избиение Вифлеемских младенцев, усекновение главы Иоанна Предтечи и распятие Христа. Есть ли оправдание убийству 14000 невинных младенцев, самого великого праведника из всех когда-либо рожденных женами и воплотившегося Бога? Иисус Христос Своей добровольной искупительной Жертвой – смертью на Кресте и последующим Воскресением – спасает погибающее человечество от ярма проклятия, рабства греху и власти смерти. Узнав о трагедии во дворце Ирода, Спаситель выходит на общественное служение со словами, впервые произнесенными умолкнувшими устами Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Невинные страдания праведника заставляют Самого Бога действовать. И то, что было невозможно человеку, совершает Богочеловек. А невинная кровь Вифлеемских младенцев делает их первыми мучениками за Христа, в то время как продолжение их земной жизни сулило мрачную перспективу оказаться в числе орущих: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!»
О зле, которое непременно обратится в добро, святитель Филарет Московский писал в своем «Пространном христианском катехизисе»:
«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».
Святитель Иоанн Златоуст: “Мудрый Промыслитель Бог бедственные приключения обращает в радостные события”
Святитель Иоанн Златоуст рассуждает об этом более подробно: «Мудрый Промыслитель Бог бедственные приключения друзей Своих обращает в радостные события. Часто нанесенная нам обида доставляет нам великое благополучие; многие падали – и чрез свое падение восходили на лучшее для себя. Провидение Божие для осуществления предустановленных Им целей употребляет не одни добрые поступки, но и грехопадения. Узнал ты судьбы Иосифовы? – уничтожь злобу его братьев, удали их зависть, истреби совещание, сделанное ими на его убиение, – и ты истребишь всё то, что содействовало сохранению в целости всего Египта… Желаешь ли проследить непостижимую тайну искупления Христом всего рода человеческого? – уничтожь в сердце Иуды Искариота сребролюбие, у иудеев зависть ко Христу Спасителю: вместе с этим удалил бы ты спасение всего мира, кровь и смерть Христову.
Искорени диаволов – тотчас же сильно уменьшатся благочестивые подвиги, победы и получаемые за них воздаяния. Истреби мучителей – откуда возьмутся святые мученики? Таковы уставы Провидения Божия: достигать добра не только чрез добродетельных, но и чрез злобных людей и даже чрез самих диаволов. Продажа Иосифа его братьями была, действительно, устроена Богом, но самое совершение оной, покрытое злобою братии, было делом злобной их воли».
А блаженный Августин резюмирует:
«Бог признал лучшим зло обращать в добро, нежели вовсе не допускать зла, потому что, будучи всеблагим, Он никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе».
Можно еще долго рассуждать и приводить авторитетные высказывания на эту тему, но смысл их будет сводиться к одному: проблема существования зла в мире разрешима только в эсхатологической перспективе, когда во всей полноте откроется тайна действия Божиего Промысла, которая в условиях земного бытия усматривается только «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13: 12).
Верх цинизма и безнравственности использовать трагедию в информационной войне против или за Россию
Широко известно высказывание святителя Игнатия (Брянчанинова): «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». Я не случайно начал разговор с упоминания о гибели таджикского младенца и поднявшейся вокруг нее шумихи в СМИ. Верх цинизма и безнравственности использовать в информационной войне против или за Россию трагедию – подобное может случиться (и случалось) в любой, даже самой цивилизованной стране с самой развитой демократией. Определенные силы с завидным упорством стремятся посеять вражду между титульной нацией и трудовыми мигрантами в России, не гнушаясь при этом спекулировать на самом святом и больном – чувстве безвозвратной утраты ребенка.
За этой грязной политической возней проглядывает еще более опасная угроза – столкновение на религиозной почве. Приведение в движение этих тектонических пластов грозит обернуться глобальной катастрофой с сотнями миллионов человеческих жертв. Опыт кровавых конфликтов последних лет показывает, что политический кризис, подогретый заинтересованными внешними силами, нередко перерастает в религиозную войну враждующих между собой конфессий. Пока еще в Ираке, Египте, Ливии, Сирии и на Украине очаг противостояния локализован границами одного-двух государств. Но география конфликта может стремительно расшириться и охватить собой весь мир, когда глобальная информационная война, набрав критическую энергетическую массу, из виртуальной сферы материализуется в реальный кошмар.
Информационная война – это борьба за умы, в ней участвуют все способные мыслить. Умение не поддаваться информационным провокациям, отвечать на информационные вызовы и отражать информационные атаки в современном мире становится гарантом национальной безопасности. Чтобы устоять в этой борьбе, нужно иметь прочную опору, хорошую защиту и надежное оружие. Опорой являются крепкие национальные традиции, защитой – вера, а оружием – молитва и просоленное личным духовным опытом слово, исходящее из пламенного сердца.
В современном мире обозначились две силы, стремящиеся к мировому господству. Одна называет себя демократией и устойчиво ассоциируется с западной цивилизацией, с ее либеральными ценностями, разрушающими последние остатки христианской веры и традиционной морали. Вторая сила – политизированный, радикальный ислам, грозящий превратить в руины не только встречающиеся на его пути остатки христианской и любой другой неисламской цивилизации, но и обратить в прах сам традиционный ислам, без разбора, будь то шииты, сунниты, исмаилиты, – всех, кто посмеет отказаться от гражданства всемирного халифата. Действия этих двух сил направляет, по выражению святителя Григория Богослова, «великий во зле ум». Православное христианство и традиционный ислам подвергаются сегодня наибольшему давлению. Либеральная западная жандармерия обещаниями земных благ заманивает в свой содомский рай прилепившихся к материальным ценностям православных белорусов, грузин, молдаван, русских, сербов, украинцев. Воины Исламского государства покупают по всему миру мусульман-неудачников и вербуют озабоченных гурий, к прелестям которых равнодушны их соотечественники – приверженцы однополой любви. Западный либерализм зачал в своей утробе ехидну исламского экстремизма. Именно он растопчет традиционный ислам. Одно только Православие неимоверным напряжением всех своих человеческих сил с Божией помощью способно одолеть эту нависшую над миром угрозу, в который раз спасая наших неблагодарных «западных партнеров». Если будет кого спасать.
Я мог бы сейчас рассказать жуткие истории из жизни русских бабушек в Таджикистане, брошенных уехавшими в Россию детьми. Поверьте, их участь гораздо страшнее, чем у таджикских трудовых мигрантов. В советское время Душанбе был одним из самых благополучных городов бывшего Союза, с распадом которого вдребезги разлетелось и благополучие. Может быть, со временем у меня хватит сил описать то, свидетелем чего я тут оказался. Мы сейчас с ужасом вспоминаем Россию 1990-х. Но в Таджикистане в 1990-е был сущий ад. И для многих наших соотечественников этот ад продолжается по сей день. И самое страшное в нем – его обыденность. Но сущностное отличие ада на земле от ада преисподнейшего заключается в том, что в земном аду человек может спастись, а в преисподнем погибает.
И все-таки мне хотелось бы остановиться на светлых сторонах суровой нашей жизни. Вспомнить два похожих друг на друга случая с трудовыми мигрантами из Таджикистана.
Первый произошел в Екатеринбурге. Водитель маршрутки Равшан, уроженец Таджикистана, вернул забывчивым пассажирам – глухонемым пенсионерам – 850 тысяч рублей.
А второй, еще более неординарный, случился недавно в Москве. Таджикский мигрант, тоже таксист, Забехулло Шафезода нашел кошелек, потерянный некоей Аленой Куратовой, и стал переводить символические суммы на ее счет, чтобы уведомить хозяйку о своей находке. Получив назад свой кошелек с деньгами и картами, девушка решила поделиться этой историей в Фейсбуке. «Спасибо тебе, парень по имени Шафезода! Ты привез мне мой утерянный кошелек прямо к подъезду, целый и со всеми картами, что у меня есть, и укрепил веру в человечество!» – написала Алена на своей страничке. Этот случай моментально разошелся по интернету, и восхищенные поступком таджика, как русские, так и его земляки стали отправлять на счет 25-летнего мигранта небольшие пожертвования. А Забехулло перечислил все деньги, которые поступили на счет его телефона в знак благодарности от россиян, в поддержку двухлетнему таджикскому ребенку Насриддину, который является сиротой в России. Вот замечательный пример «заразительного» добра!
Есть у меня и своя добрая история, душанбинская. Героем ее стал мой водитель, обычный таджикский парень – Хаким
Есть у меня и своя история, душанбинская. Героем ее стал мой водитель, обычный таджикский парень – Хаким. Выдворенный три года назад из России за нарушение миграционного режима, он устроился к нам, в кафедральный собор г. Душанбе, водителем и садовником. Очень трудолюбивый и смышленый. Среднюю школу ему не удалось закончить: сначала гражданская война в Таджикистане, затем послевоенная разруха и нищета. Он один содержит семью из семи человек, теперь уже из восьми – на прошлой неделе у него третий ребенок родился. Где-то с месяц назад на него на душанбинском Зеленом базаре налетел драться молодой таксист, которому не понравилось, как Хаким поставил свою машину. И вот звонит мне наш сторож, который стал свидетелем драки, и взволнованно на ломаном русском сообщает, что Хакиму ключом (я почему-то подумал, что гаечным) голову пробили на три сантиметра, и он ослеп. Дело было в пятницу, когда мы служим молебен святому праведному Иоанну Русскому, в честь которого у нас освящен правый придел. Я призвал всех прихожан сугубо помолиться на молебне за нашего Хакима, которому пробили голову и он ослеп. Придя в ужас от этой новости, прихожане молились так, что Хаким прозрел. Всё оказалось не так страшно. Ключ был вовсе не гаечный, а зажигания, и на три сантиметра он вошел под кожу, погнувшись о крепкий череп Хакима. Но пострадавший действительно потерял на время зрение. Вызвали милицию, хулигана быстро нашли. Им оказался несчастный, худой, истощенный, нервный парень, настолько затравленный нуждой, что при виде того, как он живет, Хаким искреннее пожалел его и простил. Хотя если бы он ударил в другое место или черепушка у Хакима была бы помягче, сидеть бы парню за убийство.
Таких примеров, когда мусульмане проявляют самые возвышенные христианские добродетели, которым учит Евангелие, можно еще много приводить. Именно этого позитива нам сейчас катастрофически не хватает. Либеральная пресса обожает выпячивать мрачные стороны жизни общества. Это мы проходили еще в советской школе: «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или некрасовские «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неёлово, Неурожайка тож». При «царе-деспоте» можно было почти безнаказанно хаять Русь. Только сама-то Софья Власьевна (то есть советская власть), воцарившись, недостатки своей жуткой действительности маскировала героизмом трудового подвига знатных свинарок и прославленных пастухов. Проиграли наши предки информационную войну, которую вели сами же против себя, – все эти «властители дум»: Герцены, Белинские, Чернышевские… Думали, что победили, а получили сталинские лагеря. И замолчали так, что аж губы срослись, растянувшись в подобострастной улыбке. Лишь в перестроечное время их заткнутые рты раскрылись, но сколько же зловония оттуда вырвалось...
Чем мы можем ответить им? Светом, который рассеет эту тьму, – светом евангельской истины, соблюдением заповедей, особенно главной из них – любви к Богу и ближним. А ближний – это в том числе и тот самый таджик-иноверец, у которого мы можем научиться честности, трудолюбию, смелости при страшной нужде рожать всех детей, которых Бог посылает, и даже самой трудной евангельской заповеди – любви к врагам!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии