О критике и критиканстве. Священник Димитрий Шишкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Димитрий Шишкин

«В России есть только один культ хуже православия – культ Дня победы»

(Популярный блоггер, правнук писателя А. Н. Толстого)

В России нет ничего страшнее, чем цинизм, порождённый безбожием.

И в этой связи хочется поговорить вот о чём – о критиканстве. О дурной привычке критиковать всех и вся, а особенно власти предержащие. Это у нас считается чуть ли не признаком хорошего тона и даже с оттенком пафоса, особенно, в последнее время. Снова баррикады мерещатся, диссидентство, оппозиция, правое дело – торжество гуманизма и справедливости, попираемой нынешним «режимом»… Э-э постойте, охолонитесь, милостивые государи! Я ещё понимаю, когда всю эту околесицу несут юнцы, новоявленные Че Гевары – жертвы бушующих гормонов. Но когда взрослые люди начинают поносить светские и церковные власти – это уже попахивает не кипением крови, а хронической амнезией. Давайте освежим маленько память.

Где-то в середине 90-х мне стали всё чаще попадаться пророчества о судьбах России, о её грядущем могуществе и силе, не только и даже не столько экономической или военной, но духовной, нравственной. Но по-человечески рассуждая, тогда очень трудно было вместить, понять, как именно может это всё осуществиться. Ведь рушилось абсолютно всё. Рушилась сама жизнь государства, народа, безнадежно рушились духовные, нравственные устои.

Потом появились серьёзные критические статьи: мол, источник этих пророчеств сомнителен, проверить их подлинность невозможно.

И действительно: удостовериться в подлинности пророчеств Серафима Саровского, монаха Авеля, даже праведного Иоанна Кронштадтского, добраться до ответственных ссылок было довольно сложно.

И всё-таки сердце чувствовало, что во всех этих пророчествах, в самой их сути есть какая-то глубокая правда. И правда эта кроется в тайне единства лучших сынов и дочерей нашего Отечества со Христом: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и Царствовать будем» (2Тим. 2; 11, 12). Посмотрите же, откройте глаза те, кто помнит хорошо девяностые. Мы стали свидетелями чуда спасения Богом России! Ведь вопреки естественном ходу вещей, вопреки прогнозам и ожиданиям Россия не исчезла с лица земли, как великая держава, более того: сбывается всё, о чём говорили святые отцы.

И тем не менее, всё больше людей втягиваются в какой-то порочный круговорот критиканства. Эти люди не понимают, что не критика даже, а состояние души, которое можно назвать перманентной озлобленностью, опасно для них самих, для их вечности. Больше того, складывается определённый тип человека, которого трудно даже назвать русским. Это тип вечно недовольного «правдолюба», которому мерещится какая-то «иная Россия», безбожная, удобная, комфортная, стандартная, причёсанная и умытая, понятная и доступная.

Но эти люди не понимают, что они мечтают о стране, которая будет лучше той – прежней – только по внешним параметрам. Они не понимают, что мечтают о пустоте, потому что все наши замечательные и самобытные национальные черты без Христа – это тело без души, а проще говоря – покойник, пусть даже причёсанный, побритый и одетый в свежую сорочку.

Россия – огромная страна, и в ней было и будет всегда достаточно головотяпства, расхлябанности, воровства и бюрократии. Будет всегда. Независимо от строя, идейного тренда… и если даже всё будет именно и только так, как хотят нынешние бунтари, всё равно останется и коррупция, и пьянство, и бездушие чиновников, и головотяпство. Потому, что легко только рассуждать, а в реальности есть вещи, которые изменить в этом мире очень сложно, и именно потому, что менять нужно не государственный строй, а самого себя. И созидать, а не брюзжать, скрипеть, ворчать, обличать, критиковать бесконечно, незаметно для себя превращаясь в «агента влияния», выразителя фрондирующего, разрушающего духа.

Это очень серьёзные вещи. Я не хочу сейчас говорить о «теории заговора» и «мировом правительстве», но не потому даже, что не верю в то, что есть какая-то программа по установлению «нового мирового порядка». Очевидно, что такая программа существует и действует. Но самые высшие и посвящённые адепты этой программы – всего лишь марионетки в руках иных «элит» – духов тьмы поднебесных, цель которых погубить православие в его чистоте.

Можно стать врагом своего отечества и даже не заметить этого. Можно реально «лить воду на чужую мельницу» и думать, что ты борец и глашатай истины. Посмотрите вокруг, как реализуются планы сильнейших мира сего в планетарном масштабе. Именно через критиканство, через дух нигилизма, вечного недовольства и ропота.

Сейчас всё большее распространение, главным образом посредством информационных технологий, приобретает лукавое «правдолюбие». Мы живём в мире, где против каждого, даже честного человека, можно найти «компромат».

Подлость момента заключается лишь в том, чтобы правильно подать нужный «факт», смешав истину с ложью, и тогда можно изящно разделаться с неудобным человеком, сообществом, режимом, государством. В отношении последнего схема проста: в любом из государств нужно выделить «группу разложения», объявить её частью прогрессивного человечества и от имени последнего разгромить неугодное большинство.

Так лукавое «правдолюбие» становится разменной монетой, удобным инструментом для сведения личных и государственных счётов. А ненавистникам православия только это и нужно, чтобы от имени недовольных воскликнуть: долой режим! А «долой» не потому, что за лучшее ратуют! Не потому, что Отечество наше любят, а потому, что только и ищут его погибели, и это ведь не шутки. Это реальность, нужно только приглядеться внимательнее. Вот почему Фёдор Михайлович Достоевский сказал когда-то жёсткие, но отрезвляющие слова: «Русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России».

Всё нам мерещатся замки хрустальные… и построим их непременно и только мы, а те все, прежние и нынешние, – они не понимают ничего. Вот бы нам дорваться до власти, тут бы уж рай воцарился! Ну, откуда такая наивность и даже, простите, глупость. Неужели не понятно ещё, что иначе как чудом то, что случилось с Россией за последние десять лет, не назовёшь, и вместо того, чтобы оплёвывать и охаивать всё, что было сделано за это время – не лучше ли и самому внести свою лепту: терпеливым трудом, талантом, верой, устремлённостью – сделать добрый вклад в общее дело возрождения Святой Руси. Как это делают тысячи, сотни тысяч наших соотечественников, без лишних ламентаций, брюзжаний и ядовитого сарказма.

Особенно принято сейчас осуждать «срастание Церкви с властью», критиковать их сближение, как будто это две враждебные, непримиримые силы.

Вот что хочется сказать по этому поводу.

То, что Церковь у нас отделена от государства, может быть и верно юридически, но с точки зрения духовной – это утверждение абсолютно бессмысленно. Что такое «государство»? что это за особенное такое собрание безбожников, отлучённых от Церкви?! Если такой «совет нечестивых» и существует, то он не связан непременно с государственной властью, а рассеян, вкраплён в народ. И, напротив, во всех слоях общества, от какой-нибудь Гильдии дворников до Государственной Думы есть воцерковлённые, православные люди. Естественно, есть они и в органах высшей законодательной и исполнительной власти. Так почему же Церковь должна отлучать этих людей от Себя? Государство состоит из людей, и Церковь пронизывает Собой государство, включая всех его членов: тех, кто ищет Царствие Божие и правды Его.

Другое дело, что посещение святейшим Патриархом детского реабилитационного центра, например, не так интересно для СМИ, как встреча Предстоятеля с президентом или премьер министром. И посещение священниками тюрем, домов престарелых и интернатов, каждодневное и «рутинное» – это события «не рейтинговые», почему их и не принято освящать. Так что, судя по новостям, у нас только и происходит, что – сближение Церкви с властью. Но в реальности дело обстоит иначе – после десятилетий безбожия идёт отрадный процесс воцерковления общества. И этот процесс обязательно принесёт и уже приносит свои благие плоды.

Живая, острая критика для Церкви, да и для государственной власти не страшна. Это скребок, счищающий ракушки с корпуса корабля. Больше того – этого скребка нам как раз и не хватало в последние несколько сотен лет. Но этот скребок должен принадлежать команде, цель которой – доплыть до дома, а не потопить корабль. Вот в цели всё дело. В критике самой по себе нет ничего плохого, но в критике, которая стремится не уничтожить, а обнаружить суть, критика, которая готова сотрудничать, а не разрушать.

Большой герб Российской Империи

Создавая новую историю России, мы должны помнить и говорить прямо, что единственное основание нашей государственности – это Православие. Всё остальное, все достижения и приобретения, всё древо нашей тысячелетней истории, так или иначе, произросло из этого корня, и если это древо ещё зеленеет и приносит плоды, то только потому, что продолжает питаться от живительного Источника.

Хотим мы этого или нет, но у России действительно есть свой, особенный путь, определённый промыслом Божиим и каждому из нас надо потрудиться над своим сердцем, чтобы этот промысел Божий понять и принять.

И назвать этот путь можно и нужно прямо, тем более что ещё полтора столетия назад, в полном согласии с пророчествами святых отцов, это сделал всё тот же Ф. М. Достоевский: «Не в православии ли одном сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!»

Но до исполнения этого пророчества нам ещё очень и очень далеко. И даже не во временном, а в нравственном измерении. Увы… А пока, при видимой экономической, общественной стабильности в России идёт откровенный развал духовной жизни, при бешеном разгуле страстей.

В чём же причины нашей духовной и нравственной деградации, столь скорой и катастрофической? Почему мы так легко и быстро потеряли то, что было приобретено трагическим и болезненным опытом последнего столетия, почему мы так легко потеряли человеческий облик, доверившись очередной идее, где главная цель – комфорт и сытость – оправдывает любые средства.

Отчасти можно это объяснить тем, что в истории человечества, по сравнению с историей одного человека, всё «заторможено». Сейчас мы всё ещё продолжаем расхлёбывать последствия открытия «железного занавеса», из-за которого хлынуло к нам содержимое вселенской помойки. И мы активно, с детской доверчивостью и энтузиазмом всю эту нечисть поглощаем.

Но это пройдёт, обязательно пройдёт и там, где любой другой народ просто остепенился бы, «отолстел сердцем»… нас обуяет тоска по истине, по красоте, по настоящему. Вот увидите, обязательно обуяет, когда наглотаемся вдоволь помоев, когда опять на самое дно опустимся. Да уже и рядом дно. Жаль только, безумно жаль, что по-другому не получается у нас, что доводы на нас не действуют, что непременно нужно нам вываляться в грязи, чтобы потом плакать по-настоящему.

Ну да что поделаешь. Будем ждать. Но, ожидая преображения жизни, нужно ведь с Божьей помощью и трудиться. Уже сейчас, над собой. И именно это «осуществление ожидаемого» называется верой.

Как нынешнее растление подготавливалось десятилетиями воинствующего атеизма, а затем агрессивной пропагандой греха и вседозволенности, так и духовное возрождение подготавливалось исповедничеством и мученичеством наших благочестивых предков, а ныне осуществляется животворящей деятельностью Церкви.

Но поле этой деятельности столь обширно, что нужно время, чтобы добрые плоды этой деятельности были явлены во всей полноте. Как же хочется, чтобы мы пробудились, наконец, от обморока, чтобы понятие Святой Руси снова наполнилось для нас реальным, а не только историческим содержанием. В противном случае нам придётся и в самом деле жить в стране, в которой не останется ничего русского, кроме названия. И сейчас этот процесс «выветривания» идёт, и так хочется, чтобы мы поняли это и каждый старался в меру своих сил привлекать в нашу жизнь животворящий Дух Христов.

Мы больны вечным подпольем, вечной революционной борьбой, антагонизмом и мечтой о свержении гнёта. Больны! Я не шучу – это очень серьёзно и должно быть непременно изжито. Мы как будто напрочь разучились мирному, созидательному труду. Мы привыкли бесконечно проклинать тьму. И, главное – во имя чего? Что мы можем предложить или сделать на самом деле? И где эти благие плоды нашей деятельности? А уж коль скоро мы критикуем церковную и государственную власть, то где хотя бы серьёзная программа, где ясное представление о том, каким именно должно быть наше Отечество и что именно нужно для этого сделать? Всего этого или нет, или до смешного поверхностно и наивно.

Как же мы не понимаем, что дух, овладевший нами, именно и есть дух разрушения, разрушения и больше ничего. Так в семнадцатом году всеобщим ликованием встречали Февральскую революцию, а затем и Временное правительство. Ну, так вот на поверку и оказалось, что и революция эта и эйфория, и правительство – лишь проявление духа разрушения, лукавого духа, маскирующегося под правдо и свободолюбие.

Гениальный Чехов устами одного из своих персонажей ясно выразил содержание этого духа: «Главное, перевернуть жизнь, а всё остальное не важно». Вот цель – перевернуть, разрушить, свергнуть, разметать, уничтожить… а дальше? А что дальше, оказывается, совершенно неважно.

Сейчас очевидна роль Временного правительства в истории – разрушить основание, а что было дальше, мы все знаем. Так неужели мы так слепы, что не понимаем: всё повторяется вновь, и вместо того, чтобы бесконечно проклинать тьму, пора бы просто зажечь свечу – каждому. И тогда в этом мире, несомненно, станет светлей.


Источник: Православие  и мир