О КРЕСТОНОШЕНИИ. СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)
(Евангелие от Марка, 37 зачало, глава VIII, стих 34 — глава IX, стих 1)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в Крестопоклонную Неделю, наша сестра А. приняла постриг в мантию. Это кажется мне промыслительным: евангельское чтение, посвященное Кресту, правильнее сказать крестоношению, совпало сегодня с тем чтением, которое мы всегда слышим во время пострига. В чтении на литургии приводилось поучение Спасителя: «Если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною» (ст. 34). А во время пострига мы слышали такие Его слова: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37–38). Желающий идти за Господом должен отречься от самого себя и взять свой крест. А кто хочет идти за Господом, но своего креста нести не желает, тот Господа недостоин.
Что значит «нести крест»? Распятие — одна из самых страшных и мучительных смертных казней, которую когда-либо изобретали люди. Осужденного привязывали или пригвождали к кресту, и он в течение нескольких дней мучительно умирал в таком неестественном положении. По древнеримским законам, одним из элементов этой казни было так называемое крестоношение. Преступник сам нес свой крест к месту распятия — а это было отнюдь нелегко даже крепкому и здоровому человеку. Спаситель не смог донести крест, ибо был уже изможден, и потому крест Его возложили на Симона Киринеянина. Крест несли и разбойники, приговоренные к казни вместе с Ним.
Мы должны проявить готовность умереть за Господа, умереть ради вечной жизни, а готовность выражается в крестоношении. Мы не достойны Господа, если желаем быть Его учениками, но не хотим за Него страдать. В чем же заключается это страдание? Иногда, в исключительных случаях, приходится и в буквальном смысле слова пострадать, подобно мученикам Христовым или новомученикам российским. Иногда приходится терпеть какие-то скорби за исповедание Христа. Но чаще всего человек (в особенности это касается монашествующих) во время жизни терпит страдания в борьбе с собственными страстями — ради Христа. Он отрекается не только от мира и родных, но и от самого себя. Известно изречение, что человек — враг самому себе, и никто не является для него врагом бόльшим, чем он сам.
Мы вступаем в спасительную вражду с самими собой. Мы отрекаемся от той части нашего существа, которая противится Евангелию. Мы распинаем самих себя внутри собственной души. Кто этого делать не желает, о том Спаситель сказал: «Несть Мене достоин». Не Спаситель его отвергает, а сам он делает себя недостойным, ибо, действуя по страстям, следуя своим греховным навыкам, которые жили в нем и владели его душой еще прежде отречения от мира, он является христианином только по видимости. По сути же остается тем, кем был прежде: служителем миру и греху, тем, кто волей-неволей, зачастую бессознательно, продолжает служить диаволу. И поэтому такой человек не может быть достоин Господа Иисуса Христа.
Господь, как Всеведущий, взирает не на внешность человека, подобно нам, людям (мы можем лишь догадываться о мыслях и душевном состоянии ближнего), но на его сердце. В Священном Писании говорится: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца» (Сир. 23, 27). Они прозирают самую сущность человека, даже те извивы его души, те проявления его внутренней жизни, о которых сам человек не всегда имеет правильное понятие, не всегда даже их видит. Мы должны распять себя внутри самих себя. Распять для мира, чтобы жить для Господа.
Возвращаюсь к словам сегодняшнего евангельского чтения. Спаситель сказал: «Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее» (ст. 35). Когда мы хотим спасти свою жизнь, свою душу, то есть оградить себя от всевозможных неприятностей, бед, от всяких переживаний, внутренних смущений и даже смерти — словом, от всевозможных скорбей душевных и телесных, тогда мы готовы ради своего покоя отказаться от всего. Иногда мы неправильно относимся даже к некоторым явлениям церковной жизни. Некоторые угодники Божии: Афанасий Великий, Максим Грек, Максим Исповедник, патриарх Никон (человек действительно святой жизни, незаслуженно оклеветанный историей) — можно было бы привести и другие имена — подвергались несправедливому наказанию от церковных властей. Их даже лишали Причастия и отлучали от Церкви, они претерпевали многолетние страдания, иные умирали в ссылке. Но, несмотря на все это, они продолжали отстаивать истину. А мы иногда думаем, что ради участия в Церковных Таинствах и обрядах (ибо и в этом мы также видим свой покой) мы должны пойти против своей совести. Но даже причащение Святых Христовых Таин не принесет нам пользы, если мы попрали свою совесть. Не Максим Исповедник оказался отлучен, когда его оклеветали в ереси и приговорили к мучительному наказанию — отсечению руки и языка, а отлучили себя от Церкви и, может быть, еще прежде того были отлучены те самые еретики-монофелиты, которые его оклеветали и осудили. Когда они сказали ему: «Вся вселенная с нами», он ответил: «Пусть и вся вселенная будет с вами, но я с вами не буду». И Церковь прославила его, хотя и после смерти. Если мы действительно верим в вечную жизнь и бессмертие души, то не должны смущаться подобными случаями. Святой Максим Исповедник еще прежде церковного прославления был прославлен на небесах и во время своего подвига имел в себе великую, могущественно действующую благодать. Ибо иначе он не смог бы так дерзновенно защищать истину, исповедовать Христа и пострадать за Него.
Вот другой святой — Максим Грек. Он приехал в Россию для того, чтобы переводить Священное Писание и другие книги на славянский язык, поскольку в России тогда очень не хватало людей образованных. Он был оклеветан и осужден, двадцать лет просидел в вынужденном затворе. Сначала его держали на цепи, морили дымом, лишь в последние годы по некоторому снисхождению цепи с него сняли. Все двадцать лет преподобный Максим был лишен Причащения Святых Христовых Таин, что для христианина является самым страшным наказанием. Но он остался верным самому себе, не проявил какого-то ложного смирения, ложного покаяния. Известно, что он написал углем на стенах своей келии канон Святому Духу. О чем это говорит? О том, что в нем действовала благодать и он желал прославить Бога, Который пребывал с ним, несмотря на то что Максим лишен был церковного общения, считался отверженным и приговоренным к смерти. Кто знает, может быть, такое мучительное пребывание в заточении хуже смерти. Правда, Господь прославил его еще при жизни: он вышел из заточения и жил в Троице-Сергиевой Лавре, почитаемый всеми как старец и духовный авторитет. Можно было бы привести и многие другие примеры.
Когда мы следуем за истиной, за Господом Иисусом Христом, ничто не должно становиться для нас препятствием, ничто не должно нас смущать. Потому что истина — это Сам Христос. «Я есмь путь и истина и жизнь», — сказал Господь о Себе (Ин. 14, 6). Мы должны следовать этим путем, мы должны исповедовать истину, содержать ее в себе, мы должны жить Христом.
Евангелие, читаемое во время совершения пострига, говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). В чем труждающиеся? Чем обремененные? Труждающиеся в борьбе с грехом и обремененные тяжестью греховной. Мы должны прийти ко Господу Иисусу Христу и только в Нем искать свой покой. Это, собственно, тождественно тому, что сказано в евангельском чтении Крестопоклонной Недели. «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, — сказал Господь, — тот спасет ее». Итак, покой, спасение мы найдем только во Христе. И вот как это нужно сделать. Сам Господь говорит нам: «Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Какое иго? Иго — это евангельские заповеди. Объяснение простое, ясное, хотя и очень трудно принимаемое нашим сердцем. Да, заповеди кажутся нам тяжким, неисполнимым игом, невыносимым рабством (иго и значит рабство). Мы становимся рабами Христа, теми, кто не может иметь своей воли, кто беспрекословно должен слушать Господина своего во всем. Хотя это тяжело понять, даже и в уме тяжело согласиться с этим (если мы, конечно, искренни перед собой), но мы должны это сделать. Только такой путь у нас есть — другого нет. И здесь в нашей душевной, внутренней жизни неожиданно происходит то, что можно назвать чудом. Мы берем иго Господа на себя и, почти ничего еще не исполнив из Его повелений, научаемся от Него кротости и смирению. Примеряя к себе эти, если так можно выразиться, воинские доспехи, как царь Давид перед выходом на битву с Голиафом, мы чувствуем свою немощь и неспособность к сражению, ибо не привыкли сражаться подобным образом, и от этого приходим в смирение.
Один мудрый подвижник — Антоний Великий — из своего глубокого опыта сказал, что исполнение евангельских заповедей прежде всего научает нас собственной немощи. Именно это и является тем неожиданным утешением, которое приходит к нам, прежде чем мы что-либо успеем сделать.
Мы губим душу свою ради Христа и Его Евангелия, ради Его учения. Мы смиряемся не внешне, не на словах, но сердцем, так как познаем, прежде всего, свою собственную немощь. Конечно же, происходит это только с тем, кто действительно хотя бы несколько понуждает себя, кто на фоне евангельского учения созерцает свою слабость и ограниченность. Лишь таким образом, повторяю, мы обретаем покой душам нашим, даже еще ничего не исполнив. И это смирение имеет такую силу и действенность, что неожиданно делает нас способными к тому, что раньше нам казалось немыслимым, чего не могло принять наше сердце и размышляя над чем, мы порой приходили в уныние. Смирение укрепляет человека, привлекая к нему благодать Божию, и он, сам того не замечая, начинает исполнять заповеди. И в какой-то момент, взглянув на себя со стороны, изумляется.
«Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30). Воистину рабство Христу — это благо. И бремя служения Господу, которое мы на себя берем, облегчает нашу душу, в отличие от бремени постоянно совершаемых нами грехов и действующих в нас страстей. Испытывая одного подвижника благочестия, Господь явился ему в виде нищего и просил перенести Себя на другое место. Когда монах взвалил нищего на плечи и понес (можно представить, как тяжело это было для человека, изможденного суровым постом и подвигом в пустыне), то по мере того, как он шел с этой ношей, он чувствовал все большее и большее облегчение. Наконец груз с его плеч совершенно спал и мнимый нищий исчез, а он услышал благословение от Господа за свое милосердие.
Нечто подобное происходит и с «несением» заповедей (то есть с их исполнением), и со всяким иным трудом ради Господа. Да, иго заповедей тяжело для нас вначале, но оно постепенно облегчается. И, более того, оно облегчает нас самих и из бремени становится, если так можно выразиться, нашими крыльями, которые возносят нас над всем земным и суетным, над собственными нашими страстями, грехами и немощами. Вот что постепенно дает человеку крестоношение, отречение от себя, от своей души, подъятие на себя ига Христова. Через смирение крестоношение облегчает душу человека, окрыляет ее и уподобляет Господу.
Многие рассуждают о таком возвышенном предмете, как подражание Господу. Один знаменитый католический автор, Фома Кемпийский, написал даже книгу о подражании Христу, которая, по мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), написана «духом прйлестным». Сам же Спаситель учит подражать Ему в кротости и смирении: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Если мы только этому научимся, то этого уже достаточно будет для нашего спасения. Аминь.
2 апреля 2000 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/vpost/04/3/html_i...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии