О ХРИСТИАНСКОМ МУЖЕСТВЕ. СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)
(Евангелие от Марка, 37 зачало, глава VIII, стих 34 — глава IX, стих 1)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С сегодняшнего воскресенья, которое называется Неделей Крестопоклонной, начинается Крестопоклонная седмица. И поскольку мы совершаем поклонение Кресту, святые отцы предлагают нам во время литургии такое евангельское чтение, которое объясняет смысл этого знаменательного обычая.
Для чего мы износим на середину храма крест, для чего мы ему поклоняемся? Какой урок должны мы извлечь из этого богослужебного чина?
Господь Иисус Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 34). «Кто хочет идти» за Господом — Он никого не принуждает, за Ним идет тот, кто хочет. Во время земной жизни Спасителя Его ученики не только духовно следовали за Ним, но и в самом точном смысле слова путешествовали вместе с Ним по всем городам и весям Палестины. Они слушали Его проповедь, созерцали Его чудеса. В наше время, уже после Вознесения Господа Иисуса Христа на небеса, слова о следовании за Ним подразумевают, конечно, нравственное подражание: следование Его учению, духовное единение с Ним. Это подобно некоему путешествию по заповедям, которые Он оставил нам.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Иные говорят, что хотят быть учениками Спасителя, но на деле не принимают условия, необходимого для того, чтобы быть истинным Его учеником, пренебрегают им. Вот что необходимо сделать, чтобы стать действительным последователем Господа Иисуса Христа, — отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать за Ним.
В каком смысле необходимо отречься от себя? Ведь в саму нашу природу вложена любовь к себе. И даже Господь Иисус Христос, когда учил нас любви к ближнему, сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27). Любовь к себе есть постоянное, заключенное в нас самих, естественное мерило того, как мы должны относиться к другим людям. И еще Он сказал: «Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и с другими» (см. Лк. 6, 31). Поэтому отречение от себя не подразумевает совершенной ненависти к себе, уничтожения своей личности, чему учат, например, буддисты. Они говорят, что личность — это иллюзия, призрак, «майя», что нужно этот призрак уничтожить, и иллюзия рассеется. Они считают человеческую жизнь самообманом: человек только воображает, будто представляет из себя некоторую отдельную сущность. Учение буддистов говорит о ненависти к себе, действительно об отречении от себя в самом полном, глубоком, онтологическом, как сказали бы философы, смысле слова. Но Спаситель проповедует нам об отречении от своей греховности, об отречении от своей воли. Он учит иной ненависти к себе. В нас есть как бы два человека: один — еще сохранивший в себе остатки образа и подобия Божия, другой — состоящий из наших грехов, дурных наклонностей, порочных привычек. А мы настолько прельщены, что думаем, будто этот второй человек и есть, собственно, мы сами. Мы очень дорожим своей греховной индивидуальностью. Поскольку почти все считают эту вторую личность своей настоящей, за исключением самых мудрых, в особенности духовных людей, Господь и вынужден был сказать нам: «Отвергнись себя, и возьми крест свой».
Что обозначают эти слова: «Возьми крест свой» в историческом контексте? Они были сказаны Спасителем еще до Его страданий, и поэтому, я думаю, слушатели Господа Иисуса Христа воспринимали их несколько иначе, чем мы. Для нас крест — это Крест Христов. Для людей того времени крест был символом самой страшной казни, которой подвергались люди, не имевшие римского гражданства, — казни столь жестокой, мучительной и бесчеловечной, что лучшие представители римского общества даже выступали за ее отмену. Однако же она просуществовала до самого падения язычества в Римской империи, до тех пор пока император Константин не сделал христианство государственной религией. После этого самые жестокие языческие обычаи, такие как крестная казнь, были отменены сразу, а остальные смягчались постепенно, с течением веков. Крест для современников Господа, а тем более для тех, кто непосредственно слышал голос Спасителя, для апостолов, обозначал эту мучительную, позорную казнь. Пред ней трепетали все, особенно иудеи, так как они были бесправными перед господствовавшими в их стране римлянами и поэтому за какое-либо более или менее тяжелое преступление ожидали крестной казни.
Эта казнь, несмотря на свою жестокость и бесчеловечность, была довольно распространенной. Припомните хотя бы описанное в Евангелии распятие Господа Иисуса Христа. Ведь вместе с Ним казнили еще двух человек — разбойников, то есть самых настоящих уголовных преступников. Отсюда видно, что эта казнь была делом обычным. Обязательным элементом этого жестокого, бесчеловечного, мучительного способа умерщвления являлось несение креста. После приговора осужденный подвергался бичеванию, потом брал крест (два огромных бруса или бревна), взваливал на свои плечи и под наблюдением воинов нес к месту казни. Поэтому слова Господа: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» подразумевают согласие вытерпеть самое страшное, что только мог представить себе современник Иисуса Христа, — крестную казнь. Они указывают на то, что человек, если он хочет быть истинным учеником Христовым, должен сам себя как бы приговорить к самой страшной участи. Но этого мало — он должен следовать за Господом. А куда идет Господь? Конечно, на Голгофу. «Возьми крест свой, и следуй за Мною, как ты следовал бы за другим приговоренным к смерти или за воином, который вел бы тебя к месту казни». Вот какая готовность необходима христианину, чтобы стать истинным последователем Господа Иисуса Христа, настоящим Его учеником, а не только носить одно имя христианина! По-славянски этот многозначительный стих звучит более красиво и емко: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (ст. 35). Под словом «душа» подразумевается не та духовная сущность человека, которая является одной из составляющих его бытия, но все то, что мы имеем: наслаждения этой жизни, желания, своя воля, собственное представление о счастье, может быть, даже и сама жизнь, земная, телесная. Кто хочет свою телесную жизнь со всеми ее желаниями и прихотями сохранить, тот ее потеряет. В конечном счете мы все равно оставляем землю и все, что на ней приобрели и чем наслаждались, и с пустыми руками переходим в вечную жизнь. Наша душа может устремляться в противоположные стороны: как к наслаждению земными благами, так и к духовному, небесному, хотя мы находимся еще здесь, на земле. Тот, кто хочет сберечь душу для земного существования, погубит ее для жизни бессмертной и духовной. А кто погубит ее для жизни земной, телесной, временной, тот приобретет ее для вечного блаженства.
Но нужно свою душу потерять или погубить не только ради Самого Господа, то есть ради веры в Него, но и ради Евангелия, ради всего учения Господа Иисуса Христа, как сказано по-славянски: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю». Иные считают, что ради нашей веры, ради того, что мы носим имя христиан, мы уже спасаемся. Но это не значит «погубить свою душу». А погубим мы ее, иначе говоря, погубим в ней все телесное, земное, временное тогда, когда понудим себя жить по Евангелию. Если каждый день, может быть, каждый час и даже каждое мгновение мы будем отрекаться от телесного ради духовного, от греховного ради евангельского и христианского, этим мы и погубим свою душу, а на самом деле — погубим то, что является как бы ядом, заключенным в ее сущности и умерщвляющим человека.
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (ст. 36). В этом стихе, пусть и не так явно, поясняется предыдущий стих Евангелия: кто хочет душу свою сберечь, тот приобретает весь мир, потому что под любовью к своей душе здесь подразумевается именно любовь к миру. Человек, возможно, и не приобретет всего мира как царь или завоеватель (хотя иногда человеческое безумие покушается и на это), но он оставляет себе весь мир для наслаждения, он хочет жить им. Вот это и значит, что человек приобретает для себя весь мир. Однако даже если бы он мог наслаждаться всеми земными благами, наслаждаться бесконечно и безгранично, в конечном счете душу свою он потеряет. Душа его из госпожи превратится в служанку, в рабу плоти. Человек лишится вечного блаженства и Божественного утешения, обречет себя на вечную муку. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» По-славянски, мне кажется, сказано более точно и мудро: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» — в конце концов лишится души, «отщетит» ее, то есть соделает пустой, суетной.
«Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (ст. 37). Действительно, когда придет день смерти, неизбежный момент разлучения души с телом, тогда даже тот, кто приобрел весь или почти весь мир в самом буквальном смысле слова (какой-нибудь богач, завоеватель или политик, управляющий огромной страной и влияющий на события во всем мире) и наслаждается своей безграничной, как ему кажется, властью, — какой он сможет дать выкуп и кто ему поможет? Да и в этой жизни кто поможет человеку, пристрастившемуся к земному, почувствовать хоть малую толику того духовного утешения, которое испытывают подвижники благочестия? Они не имеют ничего, кроме убогой одежды, скромного жилища и скудной пищи, но воистину приобрели свою душу еще на земле, во время земной жизни. Какие деньги заплатит человек и кому, чтобы познать великое благо богообщения, ради которого люди удалялись в пустыни, вертепы и пропасти земные (см. Евр. 11, 38), затворяли себя в пещеры на десятки лет, лишаясь дневного света, изнуряли себя необыкновенными подвигами: многолетним стоянием на столпах, пребыванием в таких тесных жилищах, что никогда невозможно было выпрямить свое тело? Какой выкуп даст человек, чтобы воспринять это благо — ни с чем не сравнимое благо богообщения, непостижимое, но в то же время познаваемое опытно? Что он даст, чтобы испытать то, что испытывают нищие, убогие и презренные люди, которые ничего не значат и в безвестности проводят свою жизнь, которые зависят от окружающих их людей, боятся зверей и стихийных бедствий, оказываются совершенно беззащитными перед всем миром? Никакие земные блага не могут заменить или приобрести для нас хотя малую часть того, что испытывают истинные христиане. И самое лучшее, самое мудрое, что может сделать человек, обладающий какими-либо земными благами, будь то власть или богатство, — это обратиться опять же к такому нищему, убогому, беззащитному на вид человеку, но истинному христианину и попросить его, чтобы он за него помолился.
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (ст. 38). Мы все, в большей или меньшей степени, стыдимся учения Христова. Иные доходят до того, что не хотят объявить себя верующими, потому что боятся или гонений, или позора от людей неверующих, от иноверцев, от своего окружения. Другие, формально исповедуя христианство, стыдятся жить по-христиански, стыдятся выглядеть глупыми перед так называемыми «мудрецами века сего» (см. 1 Кор. 1, 20). Стыдятся своей веры, опасаясь показаться отсталыми, необразованными, неучеными, и либо вовсе отказываются от своих убеждений, либо стыдятся верить так, как учит Библия. Иные же, веруя правильно, стыдятся вести христианский образ жизни, быть целомудренными, трезвенными, воздержанными в пище, стыдятся быть простыми, честными, беззлобными. Им кажется позором то, что они не могут за себя постоять и добровольно становятся беззащитными и беспомощными.
Ни в каком отношении мы не должны стыдиться Господа Иисуса Христа — ни Его Самого, ни Его слов, Его учения (как догматического, так и нравственного) — в этом «прелюбодейном и грешном роде», названном так не только потому, что человечество в особенности предано греху блуда, но и потому, что оно постоянно отвращается от Бога и как бы прелюбодействует со всеми земными страстями, похотями и грехами. Это духовное прелюбодеяние разрушает духовный брак души с Богом. Если мы постыдимся Господа посреди этого рода, совершающего грехами своими столь страшное, можно сказать мистическое, прелюбодеяние, тогда и Господь Иисус Христос постыдится нас. И уже, наверное, стыдится. Не только «когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами», Он отвернется от нас, но уже и ныне от нас отвращается. Потому душа наша пуста и сердце наше окаменело. Мы, стыдясь Спасителя, заставляем и Его стыдиться нас. И Он Своей благодатью, Своим Божественным сверхъестественным действием удаляется от нас настолько, насколько мы таинственным образом внутренне удаляемся от Него.
Мы не должны надеяться на то, что наша жизнь окажется долгой, — «дни лукавы», как говорит апостол Павел (Еф. 5, 16). Нельзя полагать, что мы еще найдем время для покаяния. Ведь мы не знаем, сколько времени нам понадобится для него. Может быть, для того чтобы прийти в обычное свойственное христианину состояние, нам потребуются многие годы, а мы само начало покаяния откладываем на неопределенное время. Но если мы опомнимся и поймем, что истинный ученик Христов, истинный Его последователь должен отречься от себя, от своего греховного, ложного «я», от своей мнимой индивидуальности, если поймем, что нам необходимо иметь такую преданность учению Спасителя, чтобы быть готовыми на любой позор и мучения (как приговоренным к страшной казни на кресте), тогда, исполнившись решимости, мы сможем начать новую жизнь. Пусть даже это будет сопровождаться некоторыми преткновениями. Не нужно думать, что все произойдет от одного нашего осознания, — требуется понуждение себя.
Вот пример из жизни. Человек, который боится, например, увольнения с работы, уже не позволит себе сказать своему начальнику (для пользы дела или по другой причине) любую, может быть и неприятную, правду. Тот же, кто примирился с тем, что его могут строго наказать и уволить, готов на все. Он ничего не побоится сказать и будет вести себя так, как подсказывает ему совесть или здравый смысл.
Так же и в духовной жизни. Если мы внутренне приговорим себя к самым страшным бедствиям и скорбям, которые, возможно, придется пережить из-за того, что мы следуем Евангелию, тогда мы сможем мужественно и бесстрашно идти по евангельскому пути, изображенному святыми апостолами по внушению Святого Духа. Если же не приговорим себя к крестоношению и распятию ради Господа Иисуса Христа, тогда мы не найдем в себе силы духа, для того чтобы проявить истинное мужество и самоотвержение. Мы должны молиться и изо всех сил понуждать себя к тому, чтобы взять на себя крест и следовать за Господом. Потому и предлагает нам Святая Церковь в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который ради искупления нас от всех грехов взошел на Голгофу, вознесся на Крест и в мучительных страданиях предал дух Свой Богу Отцу, воодушевил нас следовать по пути христианскому. Следовать не только во время Великого поста (ибо сам пост — это средство воодушевления человека, восстановления его упавших, ослабевших духовных сил), но и во все дни нашей жизни. Вдохновляясь примером Господа, мы будем как бы из некоего источника пить Божественную благодать, пить терпение. А источник этот — лежащий перед нами для всеобщего поклонения Крест Спасителя нашего.
Крестопоклонная Неделя — это время воспоминания мужественного подвига Господа Иисуса Христа и время нашего восстания для подражания этому подвигу — ради самих себя, ради спасения собственной души в вечности. Аминь.
14 марта 1999 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/vpost/04/2/html_i...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии