О феномене Амвросия Медиоланского и насущных задачах Церкви. Сергей Комаров
Амвросий Медиоланский относится к тем людям, в которых замечательным образом сочетаются большие знания и личная святость. Таких людей никогда не было много.
Святитель Амвросий Медиоланский (339 - 397гг.) происходил из римской аристократической семьи с давними христианскими традициями. Среди его родственников – святая мученица Сотирия, убитая за Христа при императоре Диоклетиане. Старшая сестра Амвросия, Марцеллина, приняла монашество.
Амвросий, самый младший в семье, получил блестящее образование. Он в совершенстве знал грамматику, риторику и юриспруденцию; свободно владел ораторским искусством на латинском и греческом языках, разбирался в философии и литературе.
Молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице. После ряда прекрасных должностей Амвросий был назначен на пост консуляра (губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (совр. Милан), где находилась одна из западных императорских резиденций.
Вскоре умер Медиоланский епископ. Христиане города ожесточенно спорили, кто же станет новым архиереем (тогда в выборах епископа принимал активное участие народ). Трудность заключалась и в том, что верующие Медиолана делились на 2 группы – православные и ариане.
Вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» Народ был потрясен – все увидели в этом волю Божию.
Прения были такими острыми, что самому императору приходилось примирять враждующие стороны. Из-за выборов епископа в городе началась смута. Амвросий, как блюститель порядка, явился в собор, где люди спорили о назначении нового архиерея. Вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» Народ был потрясен – все увидели в этом волю Божию. Посоветовавшись, представители обеих партий единодушно выбрали молодого губернатора епископом.
Сам консуляр не ожидал этого и не хотел. Хоть он был глубоко верующим, но не был еще крещен (в те времена многие откладывали принятие таинства на более поздний срок).
Тяготясь своим избранием, Амвросий начал специально творить всякие «фокусы», чтобы в его кандидатуре разочаровались. Например, у всех на виду он вводил к себе публичных женщин, сделался вдруг крайне «жестоким» к преступникам… Но народ кричал ему: «Грех твой на нас!» Тогда он пытался убежать из города – но его нашли и там.
Тем временем из Рима пришел указ, утверждающий избрание Амвросия – и ему пришлось подчиниться воле Божией. Он крестился, за восемь дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа.
Так как у Амвросия было классическое образование с юридическим уклоном, но не было богословского, он усердно начал изучать Священное Писание и церковных писателей. Вскоре он становится одним из лучших экзегетов и проповедников своего времени.
Новый Медиоланский епископ имел весьма твердый характер, и в столкновении с сильными мира сего всегда занимал бескомпромиссную евангельскую позицию. Например, однажды император Валентиниан потребовал передать арианам одну из базилик города. Амвросий не согласился с этим решением, и горожане поддержали его. Император попытался устроить богословский диспут между арианами и православными, на котором сам хотел быть арбитром. Амвросий ответил, что в церковных делах судьями могут быть только епископы – и отказался явиться на диспут. Император перешел к угрозам, и послал войска для усмирения непокорного архиерея. Епископ заперся в базилике вместе с верующими, и в течение 3 дней выдерживал осаду, непрестанно молясь Богу. Вскоре солдаты стали переходить на сторону Амвросия. Император понял, что авторитет Медиоланского владыки превышает его собственный, и вынужден был уступить.
Блестящие проповеднические способности Амвросия Медиоланского привлекли в Церковь 32-летнего философа Августина, известного сегодня под именем блаженного Августина Гиппонского.
Случались трудности в отношениях и с императором Феодосием I. Когда летом 390 г. в Фессалонике были убиты несколько офицеров, император приказал своей армии устроить резню, в ходе которой погибло около 7 тыс. жителей. Узнав об этом, Амвросий написал императору письмо, в котором изобличил его и призвал к раскаянию. Также святитель объявил Феодосию, что не будет молиться с ним на богослужении, и запретил ему входить в алтарь. Феодосий все же пришел на службу, сославшись на «тайное» покаяние перед Богом. Но, Медиоланский епископ не допустил его ко Причастию, сообщив, что «тайного» покаяния недостаточно. Несколько месяцев император не причащался. Наконец, сложив с себя знаки царского достоинства, он пришел к святителю с повинной на рождественское богослужение.
Амвросий был блестящим проповедником. Его беседы привлекли в Церковь 32-летнего философа Августина, известного сегодня под именем блаженного Августина Гиппонского. Августин уже прошел мучительный путь разных духовных исканий, но на момент встречи со святителем был приверженцем манихейства. От Медиоланского епископа Августин впервые узнал о методе аллегорического толкования Библии. Это помогло ему в интерпретации тех мест Ветхого Завета, которые манихеи считали «недостойными» и «соблазнительными». На Пасху 387 г. Августин вместе с сыном Адеодатом и другом Алипием принял Крещение от Амвросия.
Перу епископа Медиоланского традиционно приписывают авторство песнопения «Te Deum» («Тебе, Бога, хвалим»).
Медиоланский святитель всю жизнь боролся с ересью арианства, много писал и проповедовал. Занимался он и музыкой, сочинял церковные гимны. Ему традиционно приписывают авторство песнопения «Te Deum» («Тебе, Бога, хвалим»). Именем святого епископа обычно называется одна из основных западных богослужебных традиций (Амвросианский обряд), а также певческая школа (Амвросианское пение). Амвросию приписывают также создание системы 8 ладов григорианского пения (прочем, современные исследования показывают, что эта система и ее теоретическое обоснование сформировались не ранее VIII-IX вв.)
Последние годы Амвросий, несколько отстранившись от общественных дел, большей частью занимался литературным творчеством. Умер он в 397 году, и был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием (сам Амвросий некогда обрел их мощи по указанию Божьему).
Почитание Амвросия как святого началось почти сразу же после его кончины. Уже в V в. появляются латинские и греческие жития. Сегодня Амвросий считается одним из великих западных отцов Церкви.
Амвросий Медиоланский относится к тем людям, в которых замечательным образом сочетаются большие знания и личная святость. Таких людей никогда не было много. Чаще бывает, что в человеке есть или одно качество, или другое. Свят, но неучен. Сверхобразован, но не свят. И то, и другое сразу – большая редкость, особый дар Божий.
Как важны обе этих стороны! Если бы не личное благочестие, не было бы у Амвросия ни народного авторитета, ни дерзания перед императором. Если бы не глубокие знания, не приобрел бы он для Церкви блаженного Августина. Без своих книг не был бы он так интересен нам сегодня.
Как же нужны нам сегодня такие христиане! Нужны новые Василии, Иоанны, Григории, Амвросии, Августины… Святые академики нужны! Те, которые не только поклоны кладут и постом страсти из себя выгоняют, а читают святых отцов на древних языках, разбираются в тонкостях библейских толкований, интересуются философией, свободно чувствуют себя в мире искусств. Те, которые могли бы и с кандидатом наук на равных поговорить, и в то же время знают Господа в глубине своего сердца.
О, как необходимы нам такие епископы! Епископы-миссионеры, епископы-ученые, епископы-богословы. Но не просто рафинированные интеллектуалы, а христианские подвижники, делатели молитвы. Впрочем, не только епископы – а вообще широко образованные христиане, любящие Господа.
Воцерковление интеллигенции сегодня – насущная задача Церкви. Для этого нужны знания и святость.
Обратите внимание, что самой невоцерковленной частью общества сегодня является школьная и вузовская интеллигенция. А это те, кто воспитывает наших детей. Это люди, которые участвуют в формировании личности детей не меньше, чем родители (да они и времени с ними проводят больше, чем родители). И вот, эти люди во Христа, как правило, не веруют, и в храм Божий не ходят. Почему? Потому, что им никто не проповедовал на их уровне. Телеканал «Глас» им смотреть не интересно, они нуждаются в твердой пище. Увы – мы не способны ее им дать именно потому, что у нас нет сегодня Амвросиев и Августинов.
Воцерковление интеллигенции сегодня – насущная задача Церкви. Для этого нужны знания и святость. Знания – для разговора о вере. Святость – чтобы передать «невербальный» сигнал от сердца к сердцу.
Глаза, интонация не менее важны в беседе о вере, чем логические аргументы. Здесь уже считывается информация от самой личности, от глубин ее души. И там, на глубине, должна быть любовь к Богу и сердечная чистота, которые станут духовной основой для рациональных знаний. Таким и был Амвросий, и нам крайне нужны сегодня такие святые, как он.
Амвросия как ученого воспитал Рим. Церковь же подарила ему святость, и знание Священного Писания. Так и сегодня – вуз и магистратура могут воспитать ученого, Церковь же даст Духа Святого и богословское развитие. Надо учиться, и надо жить в Церкви. И нам, церковным людям, необходимо дотягиваться до хорошего научного уровня, и говорить с интеллигенцией о вере. Иначе у нас нет будущего. Иначе наших детей будут воспитывать неверующие люди, или же верующие во всякую ерунду.
Молитвослов и учебник истории. Храм Божий и библиотека. Вера и знания. Святость и наука. В этой парадигме жил и развивался святитель Амвросий Медиоланский – такой же опыт необходим сегодня и нам. Время учиться и говорить о вере с людьми. Пока Господь дает такую возможность, ею надо пользоваться.
От нас – желание и труды. От Бога – благодать. И Бог обязательно нам поможет, если нами будет двигать искреннее желание прославить Его Святое Имя. А святитель Амвросий Медиоланский, память которого мы сегодня празднуем, пусть поспособствует нам в этом своей молитвой.
http://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/58515-o-fenomene-amvrosija-medio...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии