О ФЕМИНИЗМЕ, ЖЕНСКОМ СЧАСТЬЕ И СЛУЖЕНИИ В ЦЕРКВИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Господь помнит преданность и любовь. Никто на страницах Евангелия не проявил столько этих качеств, как жены-мироносицы.

Они с Господом прошли тернистый путь от Иордана до пещеры в саду Гефсиманском. Первые женщины-христианки из язычниц заимствуют огонь ревности у мироносиц.

Древний Тертулиан сказал, что душа человека – христианка. Жизнь Церкви показала, что женщина по сердцу – христианка. Потому что она воспринимает истину, добро и благодать сразу  всем своим существом, всем сердцем. Это сильная сторона женской природы.

Сщмч. Иоанн Восторгов, рассматривая лица первых христианок, не перестает восторгаться предрасположенностью к Евангелию женской части человечества на все времена: «Вот апостол Павел впервые переносит слово евангельской проповеди в нашу Европу, – и здесь вижу первую уверовавшую, начаток стран европейских, женщину Лидию во Филиппах; вижу Присхиллу, которую апостол в посланиях приветствует, как сотрудницу; вижу Фиву, диакониссу в Кенхреях, о которой св. Павел пишет: «она была помощницей многим и мне самому» (Рим. 16:1–2). А сколько тех матерей, сестер и жен доныне первые возжигают светильник веры, внушают нам страх Божий, приучают нас к молитве, к целомудрию, к справедливости и чести, развивают в нас любовь к ближним, уважение к старшим, милосердие к нищим, сострадание к несчастным, укрепляют в сердцах наших благоговение к святыне, уважение к пастырям, любовь к отечеству и уважение к власти».

Новомученик более ста лет назад отвечал атеистически настроенным борцам за женский вопрос: «Чтобы не говорили яростные последователи феминизма, женщина, вне духовного своего склада, духовной красоты и нравственного достоинства, предоставленная только животной, беспощадной борьбе за существование, как, несомненно, слабейшая физически, должна была бы уступить мужчине поле жизни... Сила ее – нравственная, духовная сила».

Подлинную цену женщине дают её духовные сокровища. Впервые  оценило и ярко осветило их в женщине христианство. По мысли св. Иоанна самое существенное в современной борьбе за права женщины принадлежит христианству, чтобы «окончательно убедиться в этом, стоит только вспомнить о положении женщины в древнем и современном язычестве и мусульманстве... В том, что есть истинного и ценного в их (феминистических) воззрениях, они только повторяют то, что давно провозглашено христианством… в иной, нередко изуродованной форме. Это – река, об источнике которой забыли».

Безумно искать равноправия и благодати вне Церкви. Это приведет к личностным трагедиям. Каждое существо счастливо и жизнеспособно только тогда, когда живет согласно заложенному призванию. «Примените это к женщине. Ее сила и сродная сфера – область чувств, живых и глубоких; среди этих чувств, главные везде и всегда – чувство религиозное и чувство нежной любви, доходящей до самоотвержения. Выполнение этих начал делает женщину сильною и бодрою, потому что она чувствует себя тогда в сродной и естественной сфере, как птица в воздухе или рыба в воде; отступление от этих начал, напротив, влечет за собою слабость, бессилие, вырождение и душевное уродство».

Великая честь получена женами от Спасителя. Это призывает к подвигу. Сщисп. Лука Крымский в пронзительном слове в женский день 1958 года говорил: «Эта великая честь… ко многому, ко многому обязывает: обязывает вас всех к тому, чтобы были образцом веры, надежды, любви для всех, и добрых и злых женщин». И сегодня служение Христу продолжается: «Для Господа всякий бедный человек, всякий несчастный есть Его младший брат. Эти несчастные люди стоят пред вами, нынешние женщины…Им можете служить и ныне своими заботами, своей любовью, своим милосердием – и будете в их лице служить Самому Господу Иисусу Христу» (Мф. 25, 45).

Профессор Киевской духовной академии сщмч. Александр Глаголев извлек для нас несколько полезных выводов из жизни и служения мироносиц. Мария Магдалина настойчиво искала Тело Господа, пока не узрела Воскресшего из гроба. Это напоминает «всем христианам о долге всегдашнего искания Господа с ароматами благоговейной молитвы, умиления и добрых дел».

Характер женщины склонен к самоотверженности. Эта горячность духа приносит особенную радость в деле служения Церкви. Иисус Воскресший проповедуется ими бесстрашно. Во Христе они обретают великое счастье.

Первое место великого дела служения христианки – это семья, как малая Церковь. О, как много исполинов духа обязаны своей духовной высотой доброму влиянию матери. В начале двадцатого века один ученый рассказал историю: «в Англии образовалось общество молодых людей, которые решились посвятить себя преимущественно благочестивым делам для блага человечества. Когда они стали расспрашивать друг друга, кто из них обязан матери за направление, данное их сердцу и совести, то оказалось, что из ста двадцати человек более ста от матерей наследовали все, что в них было доброго».

Эта история показывает силу материнского влияния на детскую душу. Именно семья, где мать, супруга, дочь или сестра подготавливает граждан небесного отечества. Женщина - душа дома и хранительница святости семьи.

Сщмч. Александр Глаголев замечал, что женское служение призвано выражаться в созидании Малой Церкви. Семья это первоначальная община, где даются основы общественной жизни. В жизнь и деятельность мы принесем дух нашего дома. «Женщина должна силою присущей ей теплоты веры и чувства созидать в своем доме такую атмосферу, при которой все бы здесь дышало благочестием, молитвою, теплой верою и любовью. В этой малой Церкви нет святее обязанности, как воспитание детей по духу Христову, и эта святая обязанность с первых дней бытия дитяти вверяется Богом, Церковью и самой природой материнской любви. Церковь и общество всегда с самыми живыми надеждами и вместе тревожными опасениями взирают на семьи, как духовные питомники, приготовляющие для них будущих членов».

Великое служение женщины продолжается с той же силой и ревностью, как в семье в храмах и общинах. Евангельские Мироносицы, христианские мученицы, новомученицы и исповедницы ХХ века, все они дают нам возможность увидеть ту же возможную меру служения Богу и Церкви в современной женщине.

Воодушевляет и дает возможность к расширению женского служения в Церкви сегодня совет сщмч. Андроника Пермского. Он в своей епархии советовал создавать Сестричества «ревнительниц чистоты и опрятности храма и любителей церковного пения». Отцам настоятелям, братьям и сестрам он особо настаивал, что «подобные «Сестричества» весьма важны и желательны во всех приходах. Они будут содействовать укреплению в приходе веры и любви к Церкви и богослужению, насадят добрые нравы среди прихожанок, а через них и в их семьях, облаголепят храм Божий, сократят и многие хозяйственные расходы по церквам».

Владыка даже рекомендовал стать во главу подобных сообществ «женам священно-церковнослужителей, учительницам, чтобы около себя собирать всех лучших среди прихожан, а через них вносить все доброе и благочестивое и во весь приход. Во всяком приходе таких ревнителей найдется множество, но, не объединенные, они не знают, к чему и как приложить свои силы и усердие».

При этом необходимо вникать в нужды и духовно окормлять сестер и самим сестрам проявлять ревность о том, чтобы дело Божие росло: «Позаботьтесь же…Воодушевляйте сестер и поставляйте им в заботу привлечь каждой хоть одну сестру в «Сестричество», как добрую жертву Богу и Его храму. И таким путем одна за другой в «Сестричество» войдут все женщины и девицы прихода, и для всех достанет самого живого и святого».

В этот день, хотелось бы привести поздравление сщисп. Луки Крымского всем христианкам: «Поздравляю, поздравляю всех вас, добрые женщины, все молящиеся со мною, – поздравляю с вашим великим женским праздником – неделей жен-мироносиц. Надо, чтобы поняли вы хорошенько, к чему обязывает вас этот великий день, чтобы поняли, почему так велико значение недели жен-мироносиц». Это значение в том, чтобы всем сердцем возлюбить Господа Иисуса Христа, «все силы свои, все усердие свое направили они на то, чтобы служить Ему».

Исторические примеры для нас не случайность, их голоса и свидетельства должны быть слышны, их служение и уроки для нас пример. Как путевые звезды они указывают нам духовный путь жизни. Возьмем от их света! Религиозность для женщины родная стихия, вне которой женщина чахнет, теряет глубину и, в конце концов, счастье и вечное блаженство. Напротив, в христианстве женщина расцветает в вере и духовно, и нравственно. 

Иерей Андрей Гавриленко

https://pravlife.org/ru/content/o-feminizme-zhenskom-schaste-i-sluzhenii...