О ЕВАНГЕЛЬСКОМ БОГАТОМ ЮНОШЕ И СВЯТОМ САВВЕ СЕРБСКОМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сегодня мы слышали евангельскую историю, которая не теряет своей актуальности вот уже две тысячи лет. Когда Христос проповедовал, к нему подошел человек и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18: 18)

И Христос говорит ему, чтобы он соблюдал заповеди Божии: не прелюбодействовал, не обманывал, не лжесвидетельствовал, почитал отца и мать. И этот человек, которого некоторые евангелисты называют «юношей» (а евангелист Лука уточняет – «из начальствующих»), отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18: 21). Это был человек благочестивый, боящийся Бога: он соблюдал Закон Божий, заповеди, которые иудеи получили от Моисея, от Своего Творца, Бога. Был он человек праведный, праведнее многих из нас.

И тогда Господь говорит ему: «Продай все, раздай нищим все, что имеешь, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Евангелист Марк добавляет: «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 10: 21). А этот человек, этот юноша, был очень богат, владел большим имением, которое было ему очень дорого. И он, услышав призыв Христа, огорчился и отошел, не принял то, что ему сказал Господь. Даже имени его не сохранилось, этого юноши «из начальствующих».

Эта история близка и понятна. Сейчас очень много таких юношей из начальствующих, потому что все начальствующие хотят сделать своих сыновей богатыми, властными, как они сами. Много таких юношей, в том числе среди православных, верующих людей. И они, возможно, соблюдают заповеди Господни, не совершают страшных и смертных грехов. Но этого мало, говорит Господь. Еще более страшные и суровые слова он говорит Своим апостолам и ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10: 25). Так что ученики даже ужасаются и спрашивают, кто же вообще может спастись?

Богатство, то, чем мы обладаем, действительно является часто камнем преткновения. Григорий Нисский, святой, память которого мы праздновали на прошлой неделе, говорит: «Окаменевшее сердце, сребролюбие и богатство ‒ а именно из-за этого богатства каменеет сердце ‒ закрывает нам путь в Царствие Небесное». Нам жалко самих себя, жалко нашу жизнь, жалко наших друзей, наше положение в обществе. И мы огорчаемся, когда Господь говорит: «Продай все, раздай все и следуй за Мной».

У этого молодого человека был шанс стать апостолом. Христос ему не просто сказал раздать все нищим, он сказал: «Приходи и следуй за Мной, стань Моим учеником». Другой ученик, Матфей-мытарь, который описал эту сцену, был в похожей ситуации. Если он был сборщиком налогов, налоговым инспектором, то и он был неплохо обеспечен. Вспомните историю еще одного мытаря, Закхея, тоже почитателя Христа и тоже богатого, влиятельного человека. Когда Господь позвал Матфея, он все оставил и пошел за Ним, а этот юноша не смог. И тысячи, миллионы христиан не могут так поступить, не могут все оставить и последовать за Христом, хотя совесть обличает каждого из нас. Она напоминает нам о тех моментах в жизни, когда Господь ждал, просил нашей помощи и предлагал нам что-то большее, чем мнимые сокровища, которые мы имеем.

У каждого они свои. Не обязательно быть чрезмерно богатым, это измеряется другими критериями. У всякого человека свои сокровища, привязанности, своя суета, барахло, к которому он прирос. И он не хочет последовать за Христом. Не может. Итак, вместо того, чтобы стать апостолами, мы огорчаемся и уходим в небытие – ничего не остается. Потому что невозможно с таким настроем войти в Царствие Божие. Невозможно. Как бы нам ни казалось, что что-то мы делаем правильное в жизни, ‒ этого мало. Господь не сказал этому юноше: «Поедем на Афон! Поедем в Новый Иерусалим, на Валаам, на Соловки, там будем общаться с монахами, молиться, целовать мощи». Он не сказал ему: «Дай нам денег на новую библиотеку, на то, чтобы провести дорогу или газ, и этого будет достаточно». Нет, он сказал ему: «Продай все, раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах!» Попробуйте сейчас кому-то из нас так сказать: «Вот это, что ты имеешь, раздай все, и на небесах ты будешь иметь какое-то сокровище». Что тогда скажут люди? «Батюшка, вы заболели? Что вы такое говорите? Я так много делаю для Церкви, я помогаю…»

Сегодня Церковь Святая празднует память святого Саввы, Архиепископа Сербского. В русском календаре его память совершается 25 января по новому стилю, а в сербском – сегодня (27 января). И эти торжества у сербского народа длятся целую неделю и венчают празднества, посвященные Рождеству Христову. Они длятся несколько недель до Рождества Христова и после, и день святого Саввы – это венец цикла.

Почему мы вспомнили этого святого? Он был сыном родоначальника династии, которая правила в самые золотые годы сербской истории (XII – XIII вв.). Этот период можно сравнить с историей Киевской Руси, с правлением Ярослава Мудрого. Тогда были созданы величайшие памятники культуры, церковного зодчества, созидалась Сербская Церковь на Балканах, пока не пришли турки и не завоевали все... Так вот, его отец был родоначальником династии, правителем Сербии. А святой Савва, его третий младший сын, получил в свой удел великое княжество. В 17 лет он уже был правителем, и он был, наверное, даже богаче, чем этот евангельский юноша. Он обладал территорией Герцеговины – это древняя христианская земля, освященная стопами апостолов. И вот, по преданию, в свои 17 лет он встретил русского монаха, который шел на Святую Гору, наслушался от него историй о подвижничестве, о святой горе Афон и убежал с ним. И все оставил. Ему не нужны были власть и богатство. Он мог стать правителем и уже был богатым человеком и князем. Но все это бросил и убежал на Афон. А когда родители организовали погоню, Савва укрылся от посланных воевод, быстро принял постриг и вернул родителям свои мирские одежды, объяснив, что теперь будет служить Христу.

Вот такие два противоположных примера молодых людей, соблюдающих Закон Божий, потому что и евангельский юноша был почти христианином. Он хотел быть учеником Христа, просто то, что ему сказал Господь, его не устроило, как порой не устраивает и нас то, что говорит нам Евангелие. Поэтому у нас такое количество монастырей – великих, больших и славных – и так мало в них монахов. И в мужских монастырях, и в женских. Да, есть много обителей, где налажена монашеская жизнь, но есть и такие известные и древние наши святыни, где семь, десять монахов или монахинь. И при этом огромное количество людей, которые ни туда ни сюда: они ни семью не создают, ни в монастырь не идут. Почему? Потому что им жалко себя. Жалко человеку стало себя, и он, как этот юноша, ходит постоянно огорченный. Сам себя лишает спасения и тех плодов, тех даров, которые дает Господь. Господь же не сказал этому человеку: «Иди, обвяжи себя взрывчаткой, пойди в метро и взорви всех во имя Бога…» – как говорят дьяволопоклонники. Нет, Он сказал просто: «Избавься от этого камня, который связывает твою жизнь, и следуй за Мной в Царствие Небесное».

Плод того, что святой Савва отказался от власти, от богатства, был тот, что он создал Сербскую Церковь. Он стал ее первым Архиепископом, сделал своих учеников епископами, составил церковный Устав, написал жития. Даже своего родного отца он увлек на путь служения Христу, так что отец оставил власть и стал святым – Симеоном Мироточивым. Святой Савва принес мощи своего отца на родину, чтобы умирить братьев. Он отводил от своего народа нашествие иноплеменных, он венчал своего брата на престол, и поэтому даже Церковь Христова, вероисповедание сербского народа называется «Святосаввство».

Вот что Господь может дать каждому из нас, как Он хотел дать этому юноше евангельскому. Только бы богатство, временное, мнимое, которое истощает наши силы, которое связывает нас, ослепляет, не заслонило от нас спасительную любовь Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.