О единстве Церкви

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священное Писание говорит «о едином пастыре и едином стаде»
«Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Один из главных атрибутов, свойств Церкви является ее единство – так мы исповедуем в нашем кредо – Символе Веры. Христос основал одну Церковь. Он сказал: «Созижду (по-русски – создам) Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». То есть Господь дал обетование Церкви о том, что никакие силы зла не смогут ее победить. Апостол Павел в Послании Ефесянам говорит: «Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех». В процессе экуменического диалога другие христианские конфессии официально называли церквами. Так договорились – обращаться друг к другу так, как официально принято. Помню, в «Журнале Московской Патриархии» было витиеватое обращение к «его святейшеству» – главе буддистов. Народ возмущался, но была такая договоренность между собой именовать друг друга так, как сами себя именуют. Насколько это верно, не знаю. Сомнительно.
 
Священное Писание говорит «о едином пастыре и едином стаде». Это отрывок из Евангелия от Иоанна, который читается в дни памяти святителей. Святые отцы учат, что не может быть двух Евхаристий, не сообщающихся между собой, то есть в одном храме совершается Литургия, поминается такой-то предстоятель, рядом другой храм, где также совершается Литургия, но поминается другой предстоятель, между собой они не сообщаются. Например, в Гомеле два храма – Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви.
 
Церковь именуется Непорочной. Она прегрешать не может, могут прегрешать отдельные ее члены. Сосуды могут быть глиняными, железными, стеклянными, то есть разного достоинства. «Христос возлюбил Церковь» – пишет апостол Павел в Послании к ефесянам. «Не имеющую скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна».
 
Еще в XIX веке просматривается тенденция к некой ревизии основополагающего постулата о содержании Церковью полноты истины и благодати, выраженной в четких формулировках. Например, профессор В.В. Болотов из Петербургской Духовной Академии говорил, что «филиокве» – прибавка «и от Сына», у католиков, когда говорится об исхождении Духа Святаго, это «теологумен», то есть частное авторитетное мнение, принадлежащее, в частности, блаженному Августину, учителю Западной Церкви. У нас он как «блаженный» почитается, то есть неполнота статуса святости, а на Западе он очень авторитетен. Возникает вопрос: если есть общецерковное учение, подводящее черту разномыслиям по тому или иному вопросу, то о каком частном богословском мнении после этого может идти речь?
 
Или вот митрополит Антоний (Блум), очень интересная, глубокая, симпатичная личность, но у него есть высказывания, противоречащие общецерковному учению. Помню, как один иеромонах, у которого я духовно опекался в 70-е годы, открыл книгу бесед с митрополитом Антонием и зачитал большую цитату из какого-то нашего учебника, где излагается традиционное церковное учение. И комментарий м. Антония: «Слава Богу, мы от этого отошли». То есть отошли от строгого, однозначного церковного учения.
 
В Послании к ефесянам апостол Павел призывает нас «блюсти (то есть соблюдать, сохранять) единение духа в союзе мира». В Послании к римлянам содержится такой призыв: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь, производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». Очень актуальный призыв. В 90-е годы открылись шлюзы и в огромном количестве различные секты хлынули на Русь, не было никаких сдерживающих моментов. Горбачев принимает Муна в Кремле. Мунистская доктрина об очищении крови через приобщение частицы крови Муна и прочий бред. Люди, не имевшие стержня, подготовки, знания основ Православной веры, дрогнули, стали лёгкой добычей многих сектантов. Сотни тысяч русских людей уклонились, ушли в секты, многие даже принимали там крещение – это уже полнота падения.
 
Есть темы, которые вызывают кручение у людей, они очень неспокойно воспринимаются. Например, персоналии – Иоанн Грозный, Иосиф Сталин, Григорий Распутин, реформа патриарха Никона и еще ряд тем. Вот вчера была моя лекция об этой реформе. Вошла одна женщина, сразу насупилась, взяла какую-то брошюру, стала ее листать. Хотя, можно было пройти к книжным развалам за перегородкой. То есть крутит людей в связи с определёнными темами. А что вы хотите, если на сайте «Москва – III Рим» очередные выпады против древнего благочестия собирают по несколько тысяч просмотров, а мою лекцию на ютубе просмотрят человек 300, максимум. По всем упомянутым вопросам у меня полное спокойствие. Да, кто-то еще не понял, кому-то еще не открылось, у кого-то воля противится этому, но никакого сомнения в том, что, несмотря на несопоставимые информационные возможности, все-таки истина пробьет себе дорогу через толщу асфальта, у меня нет.
 
Златоуст свидетельствует: «Разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь». Обращающиеся от ересей принимаются тремя чиноприёмами, в зависимости от меры отступления. Первый, самый строгий – через крещение, второй – через миропомазание, третий – через покаяние. Сама Церковь, будучи непорочной и святой, Телом Христовым не может впасть в заблуждение, погрешить в истинах, потому что ее основатель Сам Христос – это является гарантией неповреждённости церковного учения.
 
Обратимся к более поздним документам церковным – вот авторитетное «Послание Восточных патриархов» (середина XIX века), читаем здесь: «Несомненно, исповедуем как твёрдую Истину, что Кафолическая Церковь заблуждаться не может и изрекать ложь вместо Истины. Она действует через верно служащих отцов, учителей церковных». Кафолическая. Недавно совершал чин присоединения безпоповца. В этом чине есть слово «кафолическая». Звучит как «католическая», что значит – Вселенская, Соборная. Не надо смущаться. Ну и что, что католики взяли это название – по одной транскрипции – «кафолическая», по другой – «католическая». Это свойство Православной Церкви. Мало ли кто и как себя именует.
 
Очень важно высказывание св. Иринея Лионского: «Всякий отделяющийся от Церкви – чужд для Нее, Ей он непотребен, он враг Ее. Не имеющий Матерью Церковь, не может иметь Отцом своим Бога. Неправильно подвизающийся венчан не будет. Грех, отделяющий от Церкви, не смоется и самой кровью, не очищается эта вина даже страданиями».
 
Ап. Иоанн Богослов говорил, что если кто учение церковное не разделяет, то не принимайте его в дом и даже не здоровайтесь с ним – «радоватися ему не глаголите», потому что, приветствуя его, ты сообщаешься с тем духом, которым одержим этот заблуждающийся человек.
 
Свт. Феофан Затворник жил в XIX веке, скончался в 1894 году, 28 лет находился в Вышенской пустыни в затворе. Оставил большое письменное наследие: «Письма о христианской жизни», толкования, проповеди. Это один из самых больших духовных писателей XIX века. Особенно для народа доступны его писания. Но в вопросе о нашем расколе он вполне разделял официоз синодального периода: что это продукт невежества, что накануне никоновской реформы, буквально, за 15-20 лет до нее, когда печатали книги, в них было внесено о двуперстии. Но почему же тогда Раскола не произошло, если заменили изначальное троеперстие двуперстием. А когда Никон провёл свою реформу, то произошёл огромный взрыв. Ответа нет на этот вопрос. Вполне возможно, что у учителей Церкви, как и у древних отцов, были частные мнения по каким-то отдельным вопросам, как, например, у св. Григория Нисского. То есть мы не умаляем их личной святости, но могли быть отдельные мнения, которые не признаются общецерковным учением. Святитель Феофан не был же специальным исследователем этого вопроса, в архивах не работал по этой проблематике. В Православии окончательное слово за Собором, коллегиальным соборным органом. Так, в данном вопросе все порицания, резкие высказывания, допустим, о двуперстии – «арменская ересь», «врата адова» и прочее, все это «яко не бывшее» Церковь вменяет на соборном уровне. Вот епископ Феофан писал: «Ни у папистов (то есть католиков), ни у протестантов, ни у англикан нет истины Божией, настоящей, чистой, полной. Она пребывает только в Единой, Истинной Церкви Православной. Под Церковью я разумею не всякую без разбора церковь, которая только и носит такое имя, а Единую Истинную Церковь, основанную святыми апостолами, Которая хранит до настоящего времени все, что Господь оставил нам, это Святая наша Православная Церковь и кроме Нее никакая другая».
 
Митрополит Филарет (Дроздов) (+1867 г.) вначале говорил, что никакую церковь, которая исповедует Христа, Пришедшего во плоти, я не могу назвать ложной. Это ранний Филарет. Позднее он говорил, что есть только Единая Истинная Православная Церковь, и в случае с католиками нужно говорить не о разделении Церкви, а отделении западных христиан от Единой Святой Апостольской Церкви. У митрополита Филарета было такое мнение, что может быть разная степень Истины, содержимой благодати, но это диссонирует с общецерковным учением. «Отступающие и не держащиеся кафолической православной Истины – не суть члены Вселенской Церкви» – это из «Послания Восточных патриархов». Они же писали о филиокве, что это есть настоящая ересь и те, кто содержит эту ересь, и из них составляемое общество – является обществом еретическим, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных – беззаконно». Конечно, мы молимся о том, чтобы они уразумели Истину, покаялись.
 
И последнее. На пути, к так называемому VIII Вселенскому Собору, о котором предупреждали старцы, что это очень опасное дело, было подготовлено десять документов. Особенно сомнителен тот, в котором наименование «Церковь» усваивается всем христианским конфессиям, то есть затушевывается уникальность Церкви, Ее единственность. Кстати, проект этих постановлений был, практически, единогласно принят на Архиерейском Соборе нашей Церкви. До его принятия на Крите не дошло, поскольку мы не участвовали, как грузины и болгары, например, но проект был утверждён. Это обстоятельство вызывает большие вопросы.
 
Будем хранителями единства церковного. Кому-то покажется удивительным, что мы, содержащие древний обряд, являемся ревнителями церковного единения. Потому что обрядовое разнообразие было изначально в Церкви. Церковный историк V века Сократ писал, что трудно найти две общины, где все было бы идентично в обрядовой сфере. Главное – это единство в вере, прежде всего. Об этом же писал патриарх Константинопольский Паисий Никону, что это не растлевает нашу веру, что некоторое разнообразие в обрядовой сфере в Церкви было изначально, что это допустимо. Никон не внял этому здравому голосу, отличительные моменты в обрядности тогдашней Русской Церкви, имевшие, кстати, древневизантийское происхождение, им квалифицировались как ересь. В этом была его большая ошибка.
 
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке