О двух должниках. Протоиерей Алексий Уминский
(Лк.7:41-50)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы слышали евангельское чтение о двух должниках. Господь говорит, что Царствие Небесное подобно царю, который хотел посчитаться со своими рабами, и к нему привели одного из них, задолжавшего ему десять тысяч талантов. Это огромная сумма, которую в принципе человек отдать не может, каким бы богатым ни был. Заранее понятно, что раб обречен, что долг его слишком велик и ничего с этим не поделаешь. Когда он говорит своему господину «Потерпи на мне, и все тебе отдам», царю понятно, что это пустые слова, рассчитаться ему нечем. Невозможно поверить должнику и ожидать от него чего-то, что возместило бы долги. Слишком велик долг.
По закону долг связывает не только этого человека, но и всех его близких: следует продать в рабство жену и детей, отдать имущество. Но и тогда долг не будет восполнен. Человек связывает собой, своими грехами, своими долгами всех, кто находится рядом с ним.
Господь так нас создал, что мы бесконечно связаны друг с другом, и всякое действие, доброе или злое, связывают всех, кто дорог и близок нам по-настоящему. Всякая страсть, чувство или поступок обязательно влекут за собой эту ответственность.
Так вот, раб просит своего господина – в ужасе, в покаянии, в отчаянии – чтобы тот потерпел. Просто потерпел. И такие слова вдруг оказываются самыми важными! Господин проявляет великую милость к человеку и все ему прощает, потому что от него действительно нечего ожидать, ему действительно нечем расплачиваться.
Царь бесконечно милосерден. Милость его превышает все на свете. Поэтому притча и звучит в таких совершенно очевидных категориях, особенно для людей того времени. Она о том, как человек может относиться к Богу, и как Бог может относиться к человеку. О том, как человек относится к миру и к ближнему, и что ждет в ответ.
Обычно от Бога мы ожидаем милости, а от ближнего своего – справедливости. Мыслим этими двумя категориями. Для нас очень важна справедливость, мы все время ее ищем по отношению к себе, полагая, что надо по справедливости взыскивать долги, в том числе и наши, и что следует всех справедливо наказывать. И ждем, когда же справедливость наконец восторжествует.
Но по справедливости этого человека нельзя было простить. По справедливости с него, как и с каждого из нас, надо взыскивать долги, которые мы не можем заплатить. Мы прекрасно это знаем, но, тем не менее, ждем милости по отношению к себе и от ближних, и от Бога.
Однако стоит кому-то другому нанести нам ощутимый ущерб (не только материальный, конечно, но всякий – обиду, поношение или грубое отношение) – мы сразу же требуем справедливости! Не можем ни понять, ни смириться, ни потерпеть даже немножко.
Мы все время молимся в храме о властях, в том числе о судебной власти. И видим, насколько власть в нашей стране бывает жестока, как нам кажется. А судебной власти кажется, что она просто поступает по справедливости, когда лишает тяжело больных людей возможности лечиться, когда по необоснованным подозрениям держит в заключении детей. И многие считают: «Конечно, это правильно, справедливо! Власть разберется!». А почему? Потому что мы сами таковы и все время этого ждем и не должны удивляться страшным вещам, происходящим вокруг. Когда мы думаем: «Как же так? Как можно не видеть, что человек практически умирает в тюрьме, а ему не оказывают медицинскую помощь? Как можно эту маленькую девочку Аню держать в жутких условиях, когда никаких доказательств ее вины не предъявлено? Почему такая жестокость?». А потому что наш мир живет по этим законам. Мы с вами, в общем-то, ничем не отличаемся от того прощенного должника, который стал требовать долг со своего клеврета. Клеврет просил его – «Потерпи на мне!» – а прощеный должник отвечал – «Нет, отдавай! Это справедливо!» Он не был как-то особенно жесток, просто хотел, чтобы все было по закону. По закону человеческой справедливости.
И тут нам следует серьезно разобраться с самими собой. Мы как хотим — по милости или по справедливости? Если по справедливости, то будем так же терпеливы, как наш Господь, будем относиться к людям, как Господь относится к нам, будем терпеть обиды, долги, несправедливости по отношению лично к нам. Сами-то потерпеть можем. Но когда коснется другого человека – встанем на его защиту, возвысим свой голос против несправедливости по отношению к ближнему.
Господь не просто терпит нас, Он все время нас прощает, покрывает и милует. Поэтому сегодняшняя притча, в общем-то, просто иллюстрация к молитве «Отче наш», которую мы с вами читаем каждый день по многу раз, при этом совершенно не вдумываясь в ее великие слова. Превратили в молитву перед едой — и все. Между тем слова «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» означают: «И прости нас настолько, насколько мы способны прощать. Прости нам долги так, как мы прощаем долги другим — или не прощай вовсе, потому что мы этого делать не умеем и не хотим, а ищем только справедливости по отношению к себе и cоблюдение закона».
Эта притча о каждом человеке и о его взгляде на себя и на мир. Мы, христиане — если действительно таковыми являемся — должны поступать так, как поступает наш Господь. Никаких других примеров и ориентиров для нас нет. Только Господь и Его евангельское Слово может нас чему-то научить. И невозможно Его Слово как-то обойти, найти другое толкование, позволяющее сказать: «Да-да, конечно, но вот этих надобно прощать, а тех — нет, этих должно любить, а тех — не должно».
Такое часто происходит среди христиан, когда слова Христа, слова Евангелия — совершенно простые, очевидные, ясные, но очень жесткие, непосильные для нас, потому что это слова любви — человек не может понести. И постоянно ищет лазейки для того, чтобы сказать, что если Господь заповедовал, например, любить врагов, то надо найти для такой любви каких-то отдельных, личных, маленьких врагов. А любить врагов вообще — Отечества, Христовых и всяких прочих — нет, увольте, это я не обязан делать. Они же враги! Как можно?
Но Евангелие не дает нам такой возможности. Оно не говорит нам: «Люби какого-то своего личного врага». Вот у меня нет личных врагов. И я надеюсь, что у большинства людей личных врагов тоже нет. Но мир в целом очень враждебен: много враждебных мнений, враждебных партий, враждебных состояний, которые отчуждают нас друг от друга и делают врагами. И вдруг Евангелие оказывается здесь бессильным. Потому что идеологию ставят выше Евангелия. Это страшно.
Справедливость – один из социальных идеологических типов. А Евангелие — это жизнь, и дается она тяжело. Прощение дается тяжело. Оставление долгов дается очень тяжело. Но в этом весь смысл нашего существования. «Потерпи на мне!» — говорю я Господу. «Потерпи на мне», — говорит мой должник. Терпение — мучительное состояние. Трудно человеку терпеть. Невыносимо. Но терпение делает его похожим на Бога. Мы говорим о Господе: «долготерпелив и многомилостив». Вот и каждый из нас должен быть таким же – долготерпеливым и многомилостивым. Аминь.
2018
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии