О духовном родстве. Иерей Даниил Сысоев
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Люди, в некотором смысле, пребывают в духовном родстве между собой. Есть плотское родство – это отношения родителей и детей, это отношения мужа и жены, это отношения людей близких по плоти между собою. А есть духовное родство, духовная дружба. Помните, когда Богоматерь явилась к преподобному Серафиму вместе с Иоанном Богословом и апостолом Петром, и сказала:
«Се от рода нашего», указывая на преподобного Серафима Саровского. И Она по этому родству исцелила преподобного. Преподобный Серафим был в родстве с Богоматерью, конечно же, не по плоти, о каком плотском родстве может идти речь между русским и евреем?
Богоматерь по плоти еврейка, потом царя Давида, а Серафим Саровский – русский потомок Иафета, сына Ноева. Здесь идет речь не о плотском родстве, не о кровном родстве, а о родстве духа, которое действительно есть. Мы знаем, что в нашей Церкви есть много святых друзей, например, мы знаем, как дружили между собой святые Василий Великий и Григорий Богослов, о которых говорили, что у них была одна душа на два тела.
Как дружили святой Иоанн Златоуст и святая Олимпиада и много-много есть примеров такой духовной дружбы, которая идет, находясь в этом времени. Но как выясняется, есть дружба и сквозь века, и после конца мира мы будем дружить с людьми, которые жили в других поколениях, других народах и тут тоже будет состояние нового духовного родства, которое вырастает из любви Бога Отца. От чего возникает духовная дружба? Оттого, что Христос сказал: «Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).
Из этой духовной дружбы вырастает и вся земная дружба между людьми. Люди объединяются между собой в удивительное единство, единство детей Божиих, единство нельзя сказать, что равное, мы не можем сказать, что Бог всех одинаково любит. Он каждого любит по-своему. Точно также и между созданиями Господа – Богоматерью, святыми угодниками и Ангелами Божьими возникает особое духовное родство. Например, у пророка Даниила было духовное родство с существами нового мира вообще, его считали другом ангелов. Это духовная связь не связана с родом человеческим, Ангелы Божии могут быть друзьями людей, и мы знаем, что у нас тоже есть, хоть и в маленькой степени, дружба с Ангелом-Хранителем.
Надеюсь, мы тепло относимся к своему Ангелу Хранителю, стараемся его приветствовать, молиться ему, и он о нас заботиться. Если мы стараемся вместе с ним делать какие-то разные дела, здесь зарождается та дружба, которая может расцвести после пределов времени. Видите, как в этом мире все удивительно и тонко. Как Господь все замечательно мудро устроил. Он связал узами людей не материальных связей, материальные связи – это образы нематериального, материальные связи отца и детей, отношения матери и дочери, мужа и жены, – это лишь образы того нематериального единства, которые наступают между сердцами людей, ангелов и Бога.
Все корениться в любви Троицы. Ради этой любви Бог создал Вселенную, ради этого Господь запустил солнце, луну и месяц и звезды небесные, ради этого продолжаются суточные круги, ради этого дуют ветры, чтобы на земле вызревала духовная любовь, духовная дружба между самыми различными существами, объединенными в великое братство детей Божиих.
Поэтому давайте молится святым, чтобы они заразили нас этой духовной дружбой, чтобы они подняли нас к Небесам, исцелил наши сердца, изуродованные суетой и бытом и чтобы он разжег нас своей пламенной любовью, как для него были все родные, так и для нас пускай люди становятся родными. Может быть сначала не все, механически назвать всех родными легко, но на практике это обычно ломается после первого же недоброго взгляда. Но наше дело, чтобы мы от преподобного научились духовному родству, которое вырастает постепенно силой Святого Духа, который возжигает в нас небесную дружбу.
Чтобы мы понимали, что в Церкви Божьей нет унификации, нет такого, что раз одному сказано, значит, другие тоже должны делать. А есть норма блаженного Августина, в главном (в вере) – православное единство, во второстепенном – различие, во всем любовь. Этот принцип должен быть во всем. Каждый должен найти духовную дружбу, которая превосходит и время, превосходит разницу между существами, между людьми и ангелами. Чтобы все вместе, пламенея, славили Святую Троицу, от которой мы и черпаем эту несотворимую силу.
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии