О чем говорили Христос и самарянка? Священник Дмитрий Барицкий
Неделя о самаряныне, или самарянке, — так называется пятое воскресенье после Пасхи. Главная героиня евангельского отрывка, которое читается в этот день на литургии, — женщина из Самарии, с которой Христос вступает в беседу у колодца Иакова. В церковном предании сохранилось ее имя — Фотина или Фотиния. После разговора со Спасителем она стала христианкой, впоследствии привела много людей к Богу и приняла мученическую смерть за веру. Что необычного было в беседе Иисуса с этой женщиной и как образ самарянки может подсказать, что нужно делать, чтобы не только стяжать благодать Святого Духа, но и самому стать источником этой благодати для других людей?
«Пусть никто не ест хлеба самарян, ибо всякий, кто ест их хлеб, подобен тому, кто ест свинину». Поговорки подобные этой были в ходу среди иудеев во времена Христа. Они были яркими свидетельствами печальной закономерности: нередко самая лютая вражда возникает именно между теми, кто некогда был очень близок и дорог друг другу. Действительно, когда-то иудеи и самаряне были одним народом. Все они являлись потомками тех, кто вместе с Моисеем пришел из Египта в Палестину. Если иудеи населяли юг земли обетованной, то предки самарян жили на севере. Да, это были те евреи, из которых состояло Северное Израильское царство. В VIII веке до Р. Х. оно пало под натиском войска ассирийского царя Саргона II. Часть евреев была депортирована, а те, кто остался, смешались с язычниками, которых переселили сюда из других мест. Вера в Единого Бога не исчезла. Однако она претерпела большие изменения. Самаряне продолжали почитать закон Моисеев, читать его священные книги, но вместе с этим их религиозная жизнь впитала различные языческие представления и ритуалы.
За это иудеи гнушались самарянами. Они были для них хуже иноверцев. Они были предателями и осквернителями веры. Самаряне платили собратьям той же монетой. Из Галилеи в Иерусалим можно было пройти лишь по дороге, которая пролегала через территории самарян. Паломники-иудеи, кто шел этим путем, нередко подвергались насмешкам, оскорблениям и даже побоям. Поэтому самарянка крайне удивлена, что Христос просит у нее дать Ему воды.
Привлекает внимание не только это. Патриархальные законы той эпохи запрещали мужчине не то что общаться с женщиной наедине, но даже просто здороваться и заговаривать с ней на улице. Христос пренебрегает этим запретом. Наконец, еще один примечательный факт. Говорится, что самарянка пришла к колодцу в шестом часу, то есть по-нашему — в полдень. Это не случайная деталь. В Палестине женщины ходили за водой вместе, группой. И ходили обыкновенно или рано утром, или вечером. Не так жарко. Самарянка пошла одна и в самый зной. Очевидно, что она не хотела ни с кем пересекаться. И само Писание объясняет почему. Она была замужем пять раз. И сейчас она жила с мужчиной, который ей даже не муж. В то время даже третье замужество считалось чем-то из ряда вон выходящим. Очевидно, что женщина ощущает себя отверженной и преступницей перед лицом закона и общества. А потому она одна. Но тем более необычно ее общение со Христом.
Враг, женщина, да еще и с сомнительной репутацией, социальный изгой. Так на нее могли смотреть ученики Спасителя, которые были крайне изумлены тем, что Он с ней говорит. Неужели Учитель не мог найти более достойного собеседника? Ведь каждый день Его окружают добропорядочные люди, которые уж точно не расплескают тот дар воды живой, который Он предлагает этой сомнительной особе. И правда, почему ей?
На наше счастье, человеческие представления о порядочности и то, что думает Господь по этому поводу, существенно отличаются друг от друга. Зачастую мы видим и судим лишь по внешней картинке. Богу же открыто сердце человека. И для Него достаточно того, что самарянка не оправдывается. У нее хватает смелости быть честной и перед Христом, и перед собой. Видимо, она уже давно приняла всю правду о себе. Так что лукавить и юлить нет смысла. В ней уже давно живет глубокое осознание, что своими силами она ничего не может изменить. Ей может помочь лишь чудо. Поэтому она так цепко и хватается за слова Христа о грядущем Спасителе и Мессии. Господь видит, что самарянка исполнена решимости. Чтобы как-то изменить свою ситуацию, она готова не только внимать Его словам, но и действовать. Потому что хуже ее положения ничего другого быть не может. Наконец, Он видит, что в женщине нет корысти. Она не присвоит тот дар, который Он ей собирается вручить, себе. Она готова делиться им с другими людьми. Даже несмотря на то, что эти люди, возможно, принесли ей много боли. И действительно, первое, что делает самарянка, — бежит к своим единоплеменникам в город. Она проповедует о Христе с таким воодушевлением, что даже забывает в спешке свой кувшин. И проповедь ее такая горячая, что люди, несмотря на не самую лучшую репутацию этой женщины, следуют за ней и обретают Мессию.
Безжалостная честность перед самим собой и признание своих немощей, осознание того, что во мне самом нет достаточно сил, чтобы как-то радикально изменить ситуацию, потому что вся сила у Бога, готовность исполнять те заповеди, которые Господь предлагает мне на страницах Своего Евангелия, то есть бескорыстно служить окружающим во имя Христа, — вот что привлекает к человеку благодать Святого Духа. А потому, если наша душа иссохла и томится, как в знойный полдень в пустыне, вспомним о самарянской женщине. Возможно, ее образ подскажет нам, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы обрести источник живой воды.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии