О Боге, творящем славная же и ужасная, ихже несть числа. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Христос и богатый юноша. Фото: wikipedia.org
Христос и богатый юноша. Фото: wikipedia.org

Воскресная проповедь на Евангельское чтение воскресного дня.

Богатый юноша, о котором мы читаем в Евангельском отрывке нынешнего воскресенья, хотел узнать, что он должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Но правильнее было бы спросить, каким он должен стать, чтобы войти в Царство Божие. Иметь добрые дела проще, чем самому стать добрым. Но Бог ждет от нас добрых дел не потому, «что так надо», а потому, «что иначе нельзя». Любить Господа, нарисованного на иконах, проще, чем найти Его внутри собственного сердца.

Как тяжело не только понять, но и принять то, что пишут преподобные. Как можно видеть всех людей святыми? Как можно считать, что «когда ты видишь вовне что-то иное, кроме Бога, совершенного и безупречного, значит в тебе что-то не так. Нужно глубже войти в самого себя и исправить себя. Тогда ты глубоко и окончательно познаешь, что Бог все во всем и нигде нет никакого несовершенства» (старец Симон Безкровный).

Отче, о чем это ты? Как же так? Дом, который я строил с отцом, разрушили ракеты. Моя мать, сестра с племянниками – бомжи и бездомные скитальцы. Наших прихожан, знакомых, друзей, простых мирных людей поубивали. Исповеди беженцев невозможно слушать без слез! Обман, лукавство, ненасытная алчность управляет всем миром. Политические цели заменили Евангельские.

Мамона стала новой мировой религией. Кажется, что миром уже управляют не люди, а демоны. Везде и повсюду ложь и подлость, а не Бог! Я не понимаю, о чем ты говоришь?

«Мир остался таким же, каким и был – лживыми и обманчивым. Представь, что вокруг тебя находится лес, полный острых шипов и колючек. Босиком по нему не пройти, но если ты отправился в путь в прочных и крепких ботинках, то никакие колючки и шипы для тебя не имеют никакого значения. Если твое духовное зрение станет проницательным и благодатным, то сквозь трагедию и ужас этого мира ты всюду будешь видеть лишь одного Бога, в любви Которого содержится и хранится все сущее» (старец Симон Безкровный).

Отец Симон своими словами напомнил мне историю жизни благодатного старца Виталия (Сидоренко), который приучил себя видеть вокруг только Христову любовь, и никто не мог поколебать его в этом выборе. Отец Виталий с самых ранних лет все принимал, как с руки Божией. Когда его, юродивого и чудаковатого странника, приволокли в участок милиционеры, то, возвратившись оттуда, он рассказывал, что его забрали к себе ангелы и долго-долго учили (гладили по голове, животу, спине, чтобы он был послушным и примерным христианином). Следы этих «ласк» были видны на всем теле подвижника в виде страшных синяков и кровоподтеков. Охотнику, который пытался убить старца в горах, подвижник на последние деньги купил шоколадных конфет.

Вся жизнь отца Виталия – хождение перед Богом, а чудеса, которые сейчас происходят по его молитвам, свидетельство его богоугодной жизни.

Все, через что проходит наша душа и тело, двигаясь по линии времени, можно отнести к чувствам и переживаниям. Они делятся на приятные и неприятные, плохие и хорошие, болезненные и радостные. Между этими полюсами ощущений проходит вся наша жизнь.

Все то, что можно отнести к минусу и негативу, приносят нам не добрые и хорошие люди, а, как правило, злые и коварные. Обстоятельства нашей жизни могут колебаться от благоприятных до невыносимых.

Но, если наша жизнь похожа на многовекторный принтер, на котором вырезается конфигурация нашей души, то мы должны понимать, что все те инструменты и ножи, которые пилят, режут и шлифуют нашу душу, отделяя от нее все то, что является препятствием для вхождения в Царство Божие, не могут быть сладкими и приятными. Мы ведь, на самом деле, еще не родились для жизни вечной. В утробе матери ткалась временная одежда для нашей души, а сейчас вышивается неповторимой узор нашей личности. Пломбы в стоматологии закрепляют светом ультрафиолетовой лампы. А человеческие души проходят закалку через страдания.

То, что мы воспринимаем как страдания – элементы творческой работы Мастера над Своим изделием. Скорби приходят и уходят. Они то набирают такую силу и мощь, что, казалось бы, уже терпеть невозможно, то ослабевают, чтобы потом снова вернуться.

Но если через все то, что происходит с нами и вокруг нас, мы сумеем прозреть действия Небесного Отца, то тогда достигнем того ведения, о котором говорит Старец Симон.

Наш дух не зависит от этого мира. Наоборот, мир, в котором мы живем, полностью зависит от состояния нашего духа. Когда мы перестаем смотреть на зло, то оно само по себе исчезает. Когда мы прекращаем судить и осуждать, то и люди перестают быть плохими. Для того, чтобы победить зло, не нужно собираться на майданы и делать государственные перевороты. Достаточно в течение дня наблюдать за собственным умом: судит ли он мир, осуждает ли ближних, впадает ли в гнев, похоть или раздражение? Если мы хотим познать в себе Христа, Который есть Любовь, то все наши действия должны исходить из любви и быть любовью. Иначе соединиться со Христом невозможно.

Для того, чтобы о нас помнил Бог, мы должны жить так, чтобы каждый наш день был наполнен памятью о Боге. Если же мы будем весь день погружены в мирскую суету, то и мир о нас не забудет и сделает все, от него зависящее, чтобы у нас не осталось ни одной минуты на тишину и уединение. Время сокращается не потому, что его стало меньше, а потому что дел и суеты у нас стало больше. Любые искушения начинаются с первой мысли. От нее исходят обиды, гнев, ненависть, страх и проч. Так с помощью мыслей враг рода человеческого затягивает петлю на нашей шее.

Свобода духа наступает тогда, когда человек приучает себя держаться сердцем за Христа без всяких мыслей. Схватиться за Него можно только объятиями смирения.

В мире мы будем иметь скорби — это несомненно (Ин. 16:33). Но если во всяком событии и ситуации мы начнем смирять свою волю под благой промысел Божий, то эти скорби не будут приносить нам страдания. Мы страдаем от того, что жалеем себя, упрямы в своих желаниях, сопротивляемся Божественным решениям и негодуем на них. Самоотречение — это и есть совершенное смирение, которое открывает благодатные сердечные небеса.

Чем больше мы о чем-то переживаем, тем дольше это задерживается в нашей жизни. Наши мысли привязывают к себе эти вещи, и мы обречены тащить их на себе, пока или они сломают нас, или мы выбросим их от себя куда подальше.

Не нужно заниматься исправлением других, навязывая им свое бесблагодатное и рассудочное понимание спасения. Не нужно спасать мир от зла, пока оно само живет в нашем сердце. Лучше держаться Христа, Который Сам научит нас спасению, тогда вокруг нас будут спасаться тысячи. 

«Если ты занят исключительно внешним, тогда внутри тебя обязательно будет кошмар. Если же ты займешься своей внутренней жизнью, то внешняя, лишившись твоего эгоистического воздействия, наладится сама собой. Тогда ты посреди лжи и ненависти всегда будешь видеть Бога. Тогда посреди всяких скорбей ты будешь видеть Христа. Ты будешь видеть Господа не надуманнно, не воображением воспаленного эгоистического ума, но духом своим, преображенным Христовой любовью» (старец Симон Безкровный).

https://spzh.media/ru/chelovek-i-cerkovy/78671-o-bohe-tvorjashchem-slavn...