О богатом урожае. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о человеке, у которого был очень большой урожай. Увидев плоды своих рук, он обрадовался и сказал: «Как хорошо! Вот теперь я разрушу свои старые житницы и построю новые, большие, чтобы весь урожай туда собрать! И скажу душе своей – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, говорится в Евангелии, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Евангелие описывает нам ситуацию, которую мы все для себя желаем: чтобы все было хорошо, чтобы всего было достаточно. И вот вдруг наконец-то получилось: так много добра привалило, что и девать-то уже некуда! Наконец-то жизнь удалась, и можно сказать себе: «Теперь у тебя все есть, можно жить хорошо и спокойно!».
Казалось бы, что в этом плохого? Ведь так люди и живут. Человек не может жить иначе. Если человек не будет так развиваться, то не будет развиваться экономика, не будет развиваться наука… Никакого прогресса не будет, мир вообще остановится, в нем не будет ничего нового: не будет iPhon-ов и iPad-ов, новых компьютеров, не будет никаких технологий, нанотехнологий, ничего этого не будет. И действительно – не будет, так и есть.
И вся система нашего жизнеобеспечения построена на том, о чем гласит сегодня Евангелие, на том, что сегодня Господь говорит богачу, – безумный, безумный и безумный!, – потому что, если человечество таково, как этот богач, то тогда в нем нет никакого смысла. Если вот это главное, если ради этого мы живем, если ради этого мир существует, тогда вообще в человеке ничего нет человеческого, ни одного человеческого смысла. Безумие, полное безумие…
А человек же не таким сотворен Богом, не ради этого сотворен. Господь зовет нас на небо, Господь призывает нас к Себе, для нас открыты двери Царства Небесного. Это Царство Небесное благословляется каждую литургию, а сердце наше даже здесь, в храме Божием, даже когда к Богу мы устремляем наши сердца, просит этого – земного, земного, земного, побольше земного. Дай нам тут устроиться на долгие годы, дай нам здесь жить в покое и радости, дай нам здесь вот так пожить, чтобы мы могли все время говорить: «Нам больше ничего не нужно, кроме этого богатства».
А Господь открывает нам совсем другие врата, Он совсем другие житницы для нас готовит. Он действительно хочет, чтобы мы богатели, раскрывает наши души и дает нам это богатство. И человек, который стремится к настоящему богатству в Боге, тоже поступает подобно этому богачу: он все время разрушает свои старые житницы. Все время обновляется, все старое, мелкое, узкое и гнилое обязательно должно разрушиться. Человек должен себя разобрать, расширить для истинного богатства в Боге, чтобы наши внутренние амбары восприняли хлеб Божественный, когда принимаем Тело и Кровь Его, чтобы это в нас жило, чтобы это нас питало, чтобы это стало нашим истинным достоянием и богатством.
Евангелие дает нам образ богатства в Боге неоскудевающего, когда Господь в пустыне, в самом безжизненном, казалось бы, и бесполезном месте, питает и кормит толпы людей пятью хлебами. И эти пять маленьких хлебов в страшной безжизненной пустыне оказываются хлебом насущным для тысяч людей и не оскудевают, а умножаются. Это другой образ богатства, богатства в Боге, – умение себя расточать, раскрывать, свою скорлупу, в какой-то момент расколоть, как орех, и стать доступным для Бога и для человека.
Наша душа все время ищет полноты, она нам не дает покоя, мы все время стараемся ее чем-то наполнить. Нам без полноты плохо, мы чувствуем свою скудость.
Но когда эта полнота в Боге, когда эта полнота в Его любви, в Его радости - это совсем иная полнота, чем у евангельского богача. Да, он тоже говорит слова, которых жаждет наше сердце: «Наконец-то на сердце покой, наконец-то на сердце полнота, наконец-то можно ни о чем не думать!» Это хочет сказать наше сердце, но в Боге, когда можно в Боге ни о чем не думать, когда можно в Боге ни о чем не беспокоиться, когда можно в Боге даже не молиться, потому что если ты в Боге, ты можешь ни о чем Бога не просить, потому что Он и так все знает, Он и так все тебе подает.
И вот этой полноты, вот этого богатства человек может достигнуть только одним путем – когда он способен внутри себя разрушить старые житницы, когда он способен себя расколоть, когда он способен треснуть перед Богом по-настоящему и стать доступным для Его любви. И вот к этому Господь призывает нас сегодня собравшихся.
Апостол Павел сегодня нам говорит: «Проснись, спящий, восстани, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос!» Мы пришли сюда спящие, мы пришли сюда, чтобы клониться долу, чтобы думать и просить о земном: «Господи, дай нам земного, дай нам земного, дай нам земного!» А на литургии мы молимся совсем другими словами: «Господи дай нам вместо земных небесная, вместо временных – вечное, вместо тленных нетленная». Давайте приходить сюда за этим, и вот этого у Бога просить, и открывать для Бога свои сердца, и желать в Него богатеть. Аминь.
2012
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии