О богатом урожае. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Притча о безумном богаче

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии рассказывается  о человеке, у которого  был очень большой урожай. Увидев плоды своих рук, он обрадовался и сказал: «Как хорошо! Вот теперь я разрушу свои старые житницы и построю новые, большие, чтобы весь  урожай туда собрать! И скажу душе своей – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, говорится в Евангелии, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 Евангелие описывает нам ситуацию, которую мы все для себя желаем: чтобы  все было хорошо, чтобы всего было достаточно. И вот вдруг наконец-то  получилось: так много  добра привалило, что и девать-то уже некуда!  Наконец-то  жизнь удалась, и можно сказать себе: «Теперь у тебя все есть,  можно жить хорошо и спокойно!».

Казалось бы, что в этом плохого? Ведь так люди и живут. Человек не может жить иначе. Если человек  не будет так развиваться, то не будет развиваться экономика,  не будет развиваться наука… Никакого прогресса не будет, мир вообще остановится, в нем не будет  ничего нового: не будет iPhon-ов и iPad-ов, новых компьютеров, не будет никаких технологий, нанотехнологий, ничего этого не будет. И действительно – не будет, так и есть.

 И вся система нашего жизнеобеспечения построена на  том, о чем гласит сегодня Евангелие, на том, что сегодня Господь говорит богачу, – безумный, безумный и безумный!, – потому что,  если человечество таково, как этот богач, то тогда в нем нет никакого смысла. Если вот это главное, если ради этого мы живем, если ради этого мир существует, тогда вообще в человеке ничего нет человеческого, ни одного человеческого смысла. Безумие, полное безумие… 

А человек   же не таким сотворен Богом,  не ради этого сотворен. Господь зовет нас на небо,  Господь призывает нас к Себе, для нас открыты двери Царства Небесного. Это Царство Небесное благословляется каждую литургию, а сердце наше даже здесь, в храме Божием, даже когда к Богу мы устремляем наши сердца,  просит этого – земного, земного, земного, побольше земного. Дай нам тут устроиться на долгие годы, дай нам здесь жить в покое и радости, дай нам здесь вот так пожить, чтобы мы могли все время говорить: «Нам больше ничего не нужно, кроме этого богатства».

А Господь открывает нам совсем другие врата, Он совсем другие житницы для нас готовит. Он действительно хочет, чтобы мы богатели, раскрывает наши души и  дает нам это богатство. И человек, который стремится к настоящему богатству в Боге,  тоже поступает подобно этому богачу: он все время разрушает свои старые житницы. Все время обновляется, все  старое, мелкое, узкое и гнилое обязательно должно разрушиться. Человек должен себя разобрать,  расширить для истинного богатства в Боге, чтобы наши внутренние амбары  восприняли хлеб Божественный,  когда принимаем Тело и Кровь Его, чтобы это в  нас жило, чтобы это нас питало, чтобы это стало нашим истинным достоянием и богатством.

 Евангелие дает нам образ богатства в Боге неоскудевающего,  когда Господь в пустыне, в самом безжизненном, казалось бы, и бесполезном месте, питает и кормит толпы людей пятью хлебами. И  эти пять маленьких хлебов в  страшной безжизненной пустыне  оказываются хлебом насущным для тысяч людей и не оскудевают, а умножаются. Это другой образ богатства,  богатства в Боге,  – умение  себя расточать,    раскрывать,  свою скорлупу,  в какой-то момент расколоть, как орех, и стать доступным для Бога и для человека.

 Наша душа все время ищет полноты, она нам не дает покоя, мы все время стараемся ее чем-то наполнить. Нам без полноты плохо, мы чувствуем свою скудость.

Но когда эта полнота в Боге, когда эта полнота в Его любви, в Его радости - это совсем иная полнота, чем у евангельского богача. Да, он тоже говорит слова, которых жаждет наше сердце: «Наконец-то на сердце покой, наконец-то на сердце полнота, наконец-то можно ни о чем не думать!» Это хочет сказать наше сердце, но в Боге, когда можно в Боге ни о чем не думать, когда можно в Боге ни о чем не беспокоиться, когда можно в Боге  даже не молиться, потому что если ты в Боге, ты можешь ни о чем Бога не просить, потому что Он и так все знает, Он и так все тебе подает.

И вот этой полноты, вот этого богатства человек может достигнуть только одним путем – когда он способен внутри себя разрушить старые житницы,  когда он способен себя расколоть, когда он способен треснуть перед Богом по-настоящему и стать доступным для Его любви. И вот к этому Господь призывает нас сегодня собравшихся.

Апостол Павел сегодня нам говорит: «Проснись, спящий, восстани, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос!» Мы пришли сюда спящие, мы пришли сюда, чтобы клониться долу, чтобы думать и просить о земном:  «Господи, дай нам земного, дай нам земного, дай нам земного!»  А на литургии мы молимся совсем другими словами: «Господи дай нам вместо земных небесная, вместо временных  – вечное, вместо тленных нетленная». Давайте приходить сюда за этим, и вот этого у Бога просить, и  открывать для Бога свои сердца, и желать в Него богатеть. Аминь.

                                                                                                                                                      2012

http://www.ww.trinity-church.ru/prior/