О богатом урожае (Лк 12:16-20). Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Послал Господь одному человеку богатый урожай. Обрадовался человек и подумал: «Что же мне делать? Некуда мне это богатство вместить. Разорю-ка я свою прежнюю житницу и построю новую, которая вместит все это богатство. И скажу себе: «Душа моя, много у тебя блага, пей, ешь, веселись». А Господь сказал ему: «Безумный, ночью от тебя душу твою заберут. Кому все это останется?». Вот такая коротенькая притча, которую Господь рассказал своим ученикам.
В этой притче раскрывается некий духовный закон: чтобы заполнить себя чем-то новым, надо прежнее разорить.
Если на эту притчу посмотреть с духовной стороны, то можно увидеть совершенно замечательные вещи. Если богатый человек – благочестивый, желающий умножить свои духовные дарования, в ответ на его желание Господь посылает ему Свои духовные богатства, но сразу вместить их человек не может. Сначала надо разорить все прежнее, грешное, старое. Не вместить духовное богатство в старую житницу. И тогда человек разоряет старые житницы, становится иным, внутренне преображается, и постепенно богатство духовное становится главным в его жизни, и оно будет угодно Богу, когда Он такого человека призовет. Этим богатством человек оправдается. Вот так должно быть с людьми, живущими по Богу.
И так же бывает с нами, когда мы живем не по Богу, потому что для нас действуют те же духовные законы, они непреложны, только приносят они совершенно другие результаты. Господь к нам приходит со своими дарами, их можно вкладывать в житницы, а можно уделить для погибели, можно духовно обогатиться, а можно совершенно себя разорить. Вот об этом сегодняшняя притча.
А какие у Бога дары? Вот вы сегодня слышали: любовь, мир, долготерпение, благость, скромность, воздержание, – вот все, что Господь нам приносит. Но оказывается, что мы не можем принять эти духовные дары, пока своих прежних житниц не разорим, пока не сделаем себя духовно умнее, пока не станем таким вместилищем, житницей новой не станем для Бога. Мы должны преобразиться, мы должны чего-то из прежнего своего разорить, разломать, разбросать для того, чтобы освободить в себе место богатствам Господним, чтобы милость, которую Господь нам посылает, нашла место в нас.
Когда мы живем для мира, у нас все получается, когда приходит земное, мирское богатство, мы поступаем правильно, как этот безумный богач поступил.
Я говорю сейчас о всех явлениях нашей жизни, когда ее заполняет наше мирское счастье, или благополучие, или успех в науке или в искусстве. Как легко мы расстаемся с прежним, как легко мы разоряем прежние наши устроения, для того чтобы вместить это новое устроение мирское, которое к нам приходит – устроение счастья. Да, для осуществления своей мечты мы способны разорить прежнее, и принять новое.
А какая у нас всех мечта? Та самая, которую высказал богач в простоте сердечной: как было бы хорошо, чтобы настал когда-нибудь такой момент, когда можно было бы сказать: «Душа моя, ну наконец-то у тебя все хорошо, наконец-то ты можешь ни о чем не беспокоиться, есть, пить, веселиться во многая лета». Ради этой мечты мы готовы пойти на разорения, готовы что-то сломать в своей жизни.
А вот когда Господь к нам со Своим богатством приходит, когда Господь нам плоды Духа Своего вручает, нам становится себя очень жалко. Вот здесь мы как раз разорить себя очень боимся, здесь-то как раз всякий раз, когда Он приходит, мы действительно чувствуем, что с нас, как говорил Феофан Затворник, кожу дерут. Никак мы не хотим себя внутренне разорять для того, чтобы к нам милость Божья пришла, богатство духовное явилось.
Во всех остальных случаях мы поступаем правильно, потому что наше устроение таково, что для того, чтобы получить богатство, надо житницы свои разорить. Почему-то в греховном смысле мы поступаем правильно, а в духовном смысле мы так поступить не можем. И вот об этом то и идет речь. В Бога богатеет тот человек, который умеет богатеть правильно, который умеет разорять свои старые житницы и вмещать в себя духовные дары.
Много добра, – говорит о себе этот человек, у тебя, душа. То, что он называет добром, на самом деле, мы обычно называем барахлом. Много у тебя барахла. Где столько барахла-то нахватал? Кто-то называет это барахлом, кто-то называет это добром.
Что же есть истинное добро, ради чего разоряются наши житницы? Об этом сегодня говорит апостол Павел в своих чтениях. «Братья, яко чада света ходите. Плод духовный есть во всякой благостыне, и правде, и истине» (Еф. 5:8-9). И дальше: «Испытывайте времена, потому что дни от лукавого» (Еф. 5:16). И эти лукавые дни нам все время пытаются навязать мысль о том, что добро и благо – это не то, что лежит в руках у Христа, это не то, что лежит в сокровищницах Церкви Христовой, это не то, что Евангелие нам проповедует, а то, что нам мир сейчас дает. Вот это главное: его свобода, его права, его возможности, его устроение, когда человек может во всякий день свою мечту осуществлять – пить, веселиться, радоваться жизни.
Вот какой принцип – радоваться жизни во что бы то ни стало. И ради этого давайте все разорим: Церковь разорим, мораль разорим, духовные законы разорим, самые лучшие традиции наши, потому что они мешают вместить то благо, которое мир сей предлагает. И вот безумные разоряют все, что мешает веселиться во всякий день, мешает жить в свое удовольствие. Так мир разоряется и разрушается до того дня, когда Господь придет и этому миру скажет: «Безумный! Безумный мир! Суд пришел. Что ты ему покажешь?»
И мы должны очень хорошо понять, что если мы сейчас себя внутри по-настоящему духовно не разорим, то этот мир разорит нас. Этот мир нас подомнет под себя, сломает так, что от нас самих ничего не останется. Господь в Своем Евангелии говорит о том, что когда придет Антихрист, будут такие явления разорения, чтобы соблазнить даже и избранных. Речь идет о разорении мира ради идеи всеобщего блага, ради идеи всеобщих свобод, радости жизни, возможности пить, гулять, веселиться и радоваться. Даже избранных попытаются соблазнить этой идеей разорения. И поэтому мы должны сейчас очень хорошо подумать, в чем естественное наше благо и к чему мы должны стремиться, как разорять себя таким образом, чтобы наши житницы старые разрушались, а новые для Бога созидались.
Аминь.
1998
http://ww.trinity-church.ru/prior/outreach/o_bogatom_urozhae
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии