О богатом улове. Протоиерей Алексий Уминский
Призвание апостолов Симона и Андрея Равеннская мозаика. V в. |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем послании апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит такие слова: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет». (2 Кор. 9,6). И далее говорит, что Господь, который всегда очень щедро сеет, способен обогатить нас всякою благодатью.
В этом послании говорится не только о том, конечно, что каждый христианин должен проявлять милосердие от сердца и приносить себя в жертву служения ближнему своему; и не только о том, что существует заповедь десятины, которую каждый верующий должен отдавать на храм; но, прежде всего, о том, что духовная жизнь складывается, как некое сеяние, как расточение самого себя. И там, где существует щедрость такого сеяния, Господь посещает благодатью, которой очень много у человека, не боящегося себя расточать, не цепляющегося за свои привязанности, которые становятся нашим существом, ложным и ветхим.
Когда человек сам сознательно ограничивает свое общение с Богом, тогда это и есть – скудность сеяния. А как человек себя ограничивает? По разному. Он может ограничивать свое общение тем, что не молится как следует, много и регулярно. Он может ограничивать свое общение с Богом тем, что причащается редко. Он боится расточить себя в молитве, боится расточить себя в посте, боится расточить себя в том, чтобы в храм ходить, как это Господь заповедал.
А иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, исповедуется и причащается еженедельно, и молится по утрам, но все равно и этим он ограничивает свое общение с Богом, даже этим. Даже за этими благочестивыми делами все-таки может стоять подспудное желание сказать Богу: «Это я Тебе отдал, а вот теперь я позволю себе от Тебя на какое-то время отвернуться, пожить своим, пожить для себя, чтобы Ты мне сейчас не мешал, в этот момент меня не трогал». Даже так можно ограничить свое общение с Богом.
И если существует такое духовное состояние, если человек способен так Богу сказать, то духовная жизнь его – очень скудная, как бы он ни старался, как бы он ни трудился, подобно Апостолам, которые всю ночь трудились и ничего не поймали. Жизнь такого человека похожа на ночь. Она темна и беспросветна. Если человек сознательно скуп по отношению к Богу, скуп по отношению к Отцу своему небесному, способен от Него на какое-то время убегать, прятаться и отворачиваться, жизнь его помрачается. Для того, кто отворачивается от солнца, для того, кто прячется от света, вся жизнь – как ночь.
И вот Симон говорит: «Господи, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему я заброшу сеть». Когда Апостол поверил, уверился, открыл Себя для Господа до конца, тогда совершилось чудо, о котором говорит нам сегодняшнее Евангельское чтение. Рыбаки стали тянуть сети, и рыбы оказалось так много, что они вынуждены были позвать на помощь еще одну лодку с братьями Иаковом и Иоанном, и обе лодки стали тонуть. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание его быть с Богом, не ограничивая себя в поиске Его воли, а наоборот, постоянно взыскуя ее. Если человек идет этим путем, как бы ни было это абсурдно по отношению к собственной жизни, каким бы странным и невыгодным это ни казалось, в ответ он получает такую милость Божию, такую безмерную благодать и одновременно просвещение глубокое.
Ведь ночь проходит. А когда проходит ночь, свет все показывает. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда вступает свет, происходит то же, что с Петром, который сказал: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный». Свет воссиял для Петра. Он вдруг увидел, что с ним происходило все эти годы, каким он был в отношении к Богу, каким он был в отношении к ближним. И это – Апостол, благочестивейший человек, о котором нельзя было сказать, что он ограничивает свое общение с Богом, который одним из первых за Христом пошел! Но и он, увидев себя, сказал: «Выйди от меня, потому что я – человек грешный». Вот так свет воссиял от Бога для Апостола.
А Христос ему сказал: «Не бойся. Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что, наконец, свет для тебя воссиял, и тебе стало страшно от видения своих грехов. Не бойся!»
И нам Господь так говорит, когда вдруг осветит наши души, когда луч света проникнет в нашу тьму, и мы видим весь ее ужас: какими и мы бываем по отношению к Богу в своей безумной, бессмысленной, такой мелкой и безблагодатной жизни, когда отворачиваемся от Бога, и, подобно скупому рыцарю, хотим считать сундуки собранного добра. В такой момент хочется скрыться даже от самих себя, закрыть глаза и сделать вид, что ничего не произошло. Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень неприятно жить с этим. А Господь говорит: «Не бойся», – потому что благодать, которую Он подает человеку, делает его иным.
А потом Господь говорит Петру: «Отселе будешь уловлять людей». Через видение своих грехов, своей немощи и помраченности ты сам становишься способным просвещать других. И вот что делают люди, которые слышали Его слова: они бросают все свое, оставляют то, что составляло смысл их существования, и идут за Христом. И нет уже никакой преграды между Апостолами и Христом, они сидят близко и рядом друг с другом.
И нас в этот день Господь призывает сеять щедро, оставить все: свои дела, свои попечения, и быть вместе с Ним, потому что ночь… она проходит, день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня. Да воссияет свет Христов в каждом из нас подобно тому, как он просветил апостола Петра, чтобы и нам Господь щедротами Своими послал Свою спасительную благодать, чтобы мы, подобно Апостолам, пошли за Ним в Царствие Небесное.
Аминь.
2003
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии