О богатом улове. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Призвание апостолов Симона и Андрея
Равеннская мозаика. V в.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем послании апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит такие слова: «Кто сеет скупо, тот  скупо и пожнет». (2 Кор. 9,6).  И далее говорит, что  Господь, который всегда очень щедро сеет, способен обогатить нас всякою благодатью.

В этом послании говорится  не только о том, конечно,  что каждый христианин должен проявлять милосердие от сердца и  приносить себя в жертву служения ближнему своему; и не только о том, что  существует заповедь  десятины, которую  каждый верующий должен отдавать на храм; но, прежде всего, о том, что духовная жизнь складывается, как некое сеяние, как расточение самого себя. И там, где существует щедрость такого сеяния,  Господь посещает благодатью, которой очень много   у  человека,  не боящегося себя расточать, не цепляющегося за свои привязанности, которые становятся нашим существом,  ложным и ветхим.

Когда человек сам сознательно ограничивает свое общение с Богом, тогда  это и есть  – скудность сеяния. А как человек себя ограничивает? По разному. Он может  ограничивать свое общение тем, что не молится как следует, много и  регулярно.  Он может ограничивать свое общение с Богом тем, что причащается редко. Он боится  расточить себя  в молитве, боится  расточить себя в посте, боится расточить себя в  том, чтобы в храм ходить, как это Господь заповедал.

А иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, исповедуется и причащается  еженедельно,  и молится по утрам, но все равно и этим он ограничивает свое общение с Богом, даже этим. Даже за этими благочестивыми делами  все-таки может  стоять  подспудное желание сказать Богу:  «Это я Тебе отдал, а вот теперь я  позволю себе от Тебя на какое-то время отвернуться, пожить своим,  пожить для себя,  чтобы Ты мне сейчас не мешал, в этот момент меня не трогал».  Даже так можно ограничить свое общение с Богом.

И если существует такое  духовное состояние, если человек способен так Богу сказать,   то духовная жизнь   его –  очень скудная, как бы он ни старался, как бы он ни трудился, подобно Апостолам, которые  всю ночь трудились и ничего не поймали. Жизнь такого человека похожа на ночь. Она темна и беспросветна. Если человек сознательно скуп по отношению к Богу, скуп по отношению к Отцу своему небесному,  способен от Него на какое-то время убегать, прятаться и отворачиваться, жизнь его помрачается. Для того, кто отворачивается от солнца, для того, кто прячется от света,  вся жизнь – как ночь.

И вот Симон говорит: «Господи, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему я заброшу сеть». Когда Апостол поверил, уверился,  открыл Себя для Господа до конца, тогда совершилось  чудо, о котором говорит нам сегодняшнее Евангельское чтение. Рыбаки  стали тянуть сети, и рыбы оказалось так много, что они вынуждены были позвать на помощь еще одну лодку с братьями Иаковом и Иоанном, и  обе лодки стали тонуть. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание его быть с Богом,    не ограничивая себя в поиске Его воли,  а  наоборот,  постоянно взыскуя ее.  Если человек идет этим путем, как бы ни было это  абсурдно по отношению к собственной жизни, каким бы странным и невыгодным это ни казалось,  в ответ он получает такую милость Божию, такую безмерную благодать и одновременно просвещение глубокое.

Ведь ночь проходит. А когда проходит ночь, свет все показывает. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда вступает свет, происходит то же, что с   Петром, который сказал: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный». Свет воссиял для Петра. Он вдруг увидел, что с ним происходило все эти годы, каким он был в отношении к Богу, каким он был в отношении к ближним. И это – Апостол, благочестивейший человек, о котором нельзя было сказать, что он ограничивает свое общение  с Богом, который одним  из первых за Христом пошел! Но и он, увидев себя, сказал: «Выйди от меня, потому что я – человек грешный». Вот так свет воссиял от Бога для Апостола.

А Христос ему сказал: «Не бойся. Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что, наконец, свет для тебя воссиял, и тебе стало страшно от видения своих грехов.  Не бойся!»

И нам Господь так говорит, когда вдруг осветит наши души, когда луч света проникнет в нашу тьму, и мы видим весь ее ужас: какими и мы бываем по отношению к Богу  в своей  безумной, бессмысленной, такой  мелкой  и безблагодатной жизни, когда отворачиваемся от Бога, и, подобно скупому рыцарю, хотим  считать сундуки собранного добра. В такой момент хочется скрыться даже от самих себя, закрыть глаза и   сделать вид, что ничего не произошло.  Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень неприятно жить с этим. А Господь говорит: «Не бойся», – потому что  благодать, которую Он подает человеку,  делает его иным.

А потом Господь говорит Петру: «Отселе будешь уловлять людей». Через видение своих грехов,  своей немощи и помраченности ты сам становишься способным  просвещать других. И вот что делают  люди, которые слышали Его слова:  они бросают все свое, оставляют то,  что составляло смысл их существования, и идут за Христом. И нет уже никакой преграды между Апостолами и Христом, они сидят близко и рядом друг с другом.

И  нас в этот день Господь призывает сеять щедро, оставить все: свои дела, свои попечения, и быть вместе с Ним, потому что ночь…  она проходит,  день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня.  Да воссияет свет Христов в каждом из нас подобно тому, как он просветил апостола Петра, чтобы и нам Господь щедротами Своими послал Свою спасительную благодать, чтобы мы, подобно Апостолам, пошли за Ним в Царствие Небесное.

 Аминь.

2003 

http://trinity-church.ru/prior/outreach/o_bogatom_ulove