О благоразумном соблюдении поста. Схиигумен Авраам (Рейдман)
(Евангелие от Матфея, 17 зачало, глава VI, стихи 14-21)
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, мы вступаем на поприще Великого поста. Сегодня вечером будет совершаться первая постовая служба. По старинному православному обычаю, перед вступлением в пост мы испрашиваем друг у друга прощения. Этот обычай основан на сегодняшнем евангельском чтении, в котором сказано, что мы должны прощать ближним совершенные против нас грехи, чтобы иметь право с дерзновением просить у Господа о прощении собственных грехов. Каждый год мы просим друг у друга прощения в этот день и, казалось бы, должны были привыкнуть совершать этот общепринятый ритуал. Однако обычай просить прощения всегда трогает сердца людей. Это происходит оттого, что мы чувствуем, что согрешили не только против Бога, но и против наших близких — всех тех, с кем мы общаемся. Сознание грехов отягощает душу, и мы хотим от этого избавиться, испросив прощения у Бога. При этом мы понимаем, что можем просить у Бога прощения только тогда, когда сами простим другим. Много прекрасных слов сказано по этому поводу подвижниками благочестия. Самое главное, чтобы мы простили друг другу все, в чем мы виноваты, искренне, от всего сердца, потому что Господь взирает прежде всего на наше сердце. Нужно просить прощения не только за сознаваемые нами грехи, но и за те, которых мы, может быть, по своей немощи и не чувствуем. Мы можем даже не заметить, что обидели человека, вызвали в его душе подозрение или неприязнь. Нужно постараться и самим искренне всех простить.
В Евангелии много говорится о необходимости прощать друг друга. В этом и состоит истинное христианство. Молитва «Отче наш», которую мы повторяем каждый день по несколько раз, содержит в себе такие слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Таким образом, мы просим Господа простить нас при том условии, что сами прощаем. Поэтому тот, кто имеет зло на ближнего и не прощает его, тот, повторяя слова молитвы, как бы говорит следующее: «Не оставляй мне моих долгов, потому что я не оставляю моим должникам».
Как священнослужитель и духовник, я хочу исполнить свой христианский долг и с искренним сердечным чувством прошу прощения у всех, кого я своими человеческими недостатками, может быть, нечаянно обидел или соблазнил. Прежде всего у своих собратьев священнослужителей. Потом у своих самых близких духовных чад, которым иногда, может быть, кажется, что я к ним невнимателен и уделяю им мало времени. А в широком смысле я считаю своими духовными чадами всех прихожан, потому что через проповедь и наставления своих собратьев священнослужителей я вместе с ними окормляю всех вас. Прошу прощения у братии монастыря и у всех прихожан. Молитесь обо мне, грешном и немощном. Бог вас всех простит!
Мне хотелось бы сказать несколько слов о неправильном отношении некоторых людей к своим духовным отцам. Случается, что люди, движимые искренними благочестивыми чувствами, преувеличивают благочестие и праведность своих духовников. Когда мы общаемся с действительно духоносным старцем, имеющим явные признаки святости, то можем без преувеличений приписывать такому человеку истинную праведность и ревность. Но в подавляющем большинстве случаев духовники — это самые обыкновенные люди, не обладающие благодатными дарами, которые им иногда приписывает молва. Бывает, что христианин сначала безмерно возвеличивает своего духовного наставника, но, заметив в нем какую-нибудь слабость, испытывает разочарование и теряет к нему доверие. Таким образом он наносит вред своей душе. Поэтому давайте будем смотреть друг на друга просто, без всякой экзальтации или, напротив, подозрительности, чтобы не прельститься и не впасть в осуждение. Призываю всех искать прежде всего духовной пользы, научиться снисходить к недостаткам духовных наставников и испытывать к ним доверие. Без доверия трудно повиноваться и принимать наставления.
Теперь, братья и сестры, кратко скажу о соблюдении поста. Прежде всего, пост должен быть во всех отношениях благоразумным. Существуют уставные правила соблюдения поста, но, к сожалению, мы не можем следовать им во всей строгости. По русской пословице: нельзя всех стричь под одну гребенку. Один человек крепкий, как железо, а другой немощный, как солома. Для каждого человека есть свои границы поста. Если человек выходит за одну границу, то пост перестает быть постом. Если за другую, пост становится самоубийством. Поэтому нужно посоветоваться с духовником и найти для себя золотую середину.
В нашем монастыре братия будет поститься так: первую седмицу — сухоядение, то есть трапеза без масла, кроме субботы и воскресенья, когда масло разрешается. В прочие седмицы, кроме Крестопоклонной и Страстной, — сухоядение в среду и пятницу, а в остальные дни — с маслом. На Крестопоклонной и на Страстной седмицах также сухоядение. На Страстной седмице разрешается вкушать масло в четверг, когда вспоминается установление Господом Таинства Евхаристии.
Вы можете поститься строже, а кто-то, может быть, нуждается в послаблении. Живущим в миру, скорее, необходимо послабление, потому что поездки в общественном транспорте, работа и заботы о семье утомляют и изнуряют человека. Но молочное есть нельзя — это уже не пост. Пост с рыбой — это пост очень ослабленный. Постоянное употребление пищи с маслом — несколько ослабленный, но допустимый пост.
Строгость соблюдения поста можно рассматривать в трех отношениях: в отношении качества, количества и времени принятия пищи. Есть, например, люди с больным желудком, которым необходимо вкушать пищу через каждые несколько часов, а здоровые могут есть один или два раза в день. Мы должны быть благоразумными, чтобы не стать самоубийцами. Нужно иметь в виду, что и подвижники постились по-разному. Например, один подвижник вкушал каждый день только молоко оленихи: другой пищи у него не было. Каждый день к нему приходила олениха и чудесным образом давала себя доить. Пост это был или не пост? Казалось бы, он вкушал молоко, но пусть кто-нибудь попробует так попоститься!
Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Духовная сторона поста состоит в покаянии, частом посещении богослужений и усиленной домашней молитве. Например, к обычному молитвенному правилу можно добавить чтение покаянного канона или акафиста Иисусу Сладчайшему, можно читать Псалтирь или проводить больше времени в уединении, чтобы молиться Иисусовой молитвой. Нужно выбрать то, что приносит вам бόльшую пользу. Один подвижник сказал: «Лучше я в церкви один раз скажу: “Господи, помилуй”, чем дома всю Псалтирь прочитаю». Только великие подвижники, безмолвники достигали такого духовного преуспеяния, что могли молиться в уединении с большей пользой, чем во время церковного богослужения. Для мирян, вероятно, усиление молитвы должно выражаться в более частом посещении богослужений. При этом нужно воздерживаться общения, многословия, от встреч, если их можно отложить. В особенности это касается первой седмицы поста, в течение которой желательно посещать все службы. Если это очень трудно, то нужно посещать храм хотя бы в первые четыре вечера поста, потому что будет читаться Покаянный канон Андрея Критского, и, по благочестивому обычаю, на этих службах нужно обязательно помолиться. В течение первой недели нужно исповедоваться и причаститься в субботу или воскресенье. Можно причаститься в среду или в пятницу, когда совершается Литургия Преждеосвященных даров. Вообще, в течение поста нужно стараться причащаться чаще, чем обычно, желательно приступать к Таинству каждую неделю. Если такой возможности нет, то постарайтесь причаститься хотя бы на первой седмице, затем приблизительно в середине поста и на Страстной седмице. Конечно, можно причащаться и чаще, чем раз в неделю, особенно в праздничные дни: например, на Благовещение или в день установления Тайной вечери.
Итак, братья и сестры, с Божией помощью за время Великого поста постараемся очистить свое сердце и душу! Приблизимся к вечности в это благоприятное для покаяния и спасения души время, которое Церковь выделила из всего времени года для спасительного и очистительного подвига поста. Аминь.
21 февраля 1999 года
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/pod_vp/05/1/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии