О благодарности Богу и человеку. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исцеление прокажённых

 (Евангелие от Луки, 85 зачало, глава XVII, стихи 12-19)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Господь наш Иисус Христос, как повествует Евангелие, входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали» (ст. 12). Проказа – это страшная, неизлечимая болезнь, которая заживо разъедает тело человека, и он еще при жизни как бы разлагается. К счастью, в наших краях она редко встречается, но в южных странах весьма распространена. Проказа проедает тело до самых костей, плоть отпадает кусками, сама кость разлагается. Человек может испытывать такие страдания на протяжении многих лет. Иногда он терпит при этом мучительную боль, а иногда наступает омертвение плоти, и человек, пораженный проказой, видя разложение своего собственного тела и уже не чувствуя никакой боли, ждет приближения смерти. Во времена земной жизни Спасителя такие нечастные люди скитались вдали от человеческих поселений, только изредка приближаясь к ним, чтобы попросить пищи у милосердных людей, потому что сами прокаженные не имели возможности зарабатывать каким-либо трудом. Из евангельского повествования мы узнаем, что девять прокаженных были иудеями, а один – самарянином, хотя эти племена не общались друг с другом, так как иудеи гнушались самарянами как еретиками и полуязычниками. Но тут их объединила общая беда, и они уже не обращали внимания на различия в вере. Несчастье их было столь велико, страдания столь мучительны, что все остальное уже было для них несущественно.

Десять прокаженных, видя Господа Иисуса Христа, «громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (ст. 13). Что они имели в виду и чего просили, из этого повествования непонятно, но можно догадаться, что они просили исцеления или хотели только получить милостыню. Для нас важен следующий момент: именно иудеи, скорее всего, привели этих несчастных людей, включая самарянина, к Господу Иисусу Христу. В то время Он уже считался иудейским пророком, необыкновенным учителем, святым. Самарянин, будучи еретиком, пренебрегал иудейскими нравами, обычаями и верованиями, но, тем не менее, в данном случае подчинился. Может быть, по той причине, что надеялся получить какую-то пользу от этого иудейского Пророка.

«Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (ст. 14). По Моисееву закону, больной должен был показаться священнику, чтобы тот освидетельствовал его, посмотрел, есть ли на нем проказа. Когда человек исцелялся, он также должен был прийти к священнику, чтобы исцеление было засвидетельствовано, и после некоторых обрядов считался здоровым и мог жить с прочими людьми. Вот какой смысл имело приказание Спасителя. По дороге вдруг произошло очищение. Видимо, в этих людях была крепкая вера. Вспомним другое евангельское повествование о неком прокаженном, который, подойдя к Спасителю, требовал Его прикосновения, чтобы очиститься (см. Мф. 8, 2; Мк. 1, 40; Лк. 5, 12). Но эти десять прокаженных понимали, что исцеление возможно и на расстоянии. Тем не менее, только один из них, как повествует Евангелие, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (ст. 15–16). К сожалению, и в нашей жизни бывает такое: получив пользу от человека, мы в дальнейшем пренебрегаем им. Желаем прославить Бога и не замечаем того, что Бог действовал через определенного человека. В особенности это касается христианской жизни – жизни духовной, когда речь идет об исцелении нашей души от греховной проказы. Получив пользу от духовника, наставника, мы забываем о нем и продолжаем свой путь, подобно этим девяти исцеленным иудеям, думая, что мы исполняем закон. Но когда мы пренебрегаем тем человеком, который исцелил нас от греховной проказы, мы не получаем дальнейшего исцеления. А получить некоторую пользу – это еще не значит быть спасенным.

Самарянин прославлял Бога, но он понимал, что Бог действовал через Господа Иисуса Христа. Едва ли в нем уже появилась вера в то, что Господь Иисус Христос – Бог, но он понимал, что слава Божия явилась через этого иудейского Пророка. «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?» (ст. 17). Этим Он показал, что самарянин поступил правильно, возвратившись и воздавая славу Богу перед Господом Иисусом Христом, Который его исцелил. «Как они не возвратились воздать Славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (ст. 18). Значит, настоящее прославление Бога бывает тогда, когда мы испытываем благодарность к человеку. Если же мы, получив пользу от человека в духовной жизни или даже в житейских обстоятельствах, Бога прославляем, а к человеку не испытываем благодарности – то это лицемерное, неискреннее прославление Бога. Ибо мы должны благоговеть не только перед Промыслом Божиим, но также и перед орудием, через которое этот Промысел Божий в отношении нас свершился.

«И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (ст. 19). Итак, мы видим, что, придя благодарить Бога перед Господом Иисусом Христом, этот человек получил нечто большее, чем исцеление от проказы, – он получил спасение. Ибо слова Спасителя не могут быть ошибочными или праздными, ничего не значащими. Если спасение самарянина и не совершилось в тот же момент, то он получил такую благодать, что она, безусловно, к концу жизни привела его к спасению.

Каждый из нас желал бы быть твердо уверенным в том, что он будет помилован Богом, что он будет спасен, но мы живем в неведении в отношении этого определения. Неведение это чаще всего бывает нам полезно, чтобы мы не впадали в нерадение. Те же редчайшие люди, которые сподобляются такого уведомления от Бога, являются великими избранниками Божиими. Самарянин сподобился такого уведомления: «Вера твоя спасла тебя». И обратите внимание: иудеи привели его к Господу Иисусу Христу еретиком, имеющим неправую веру, а он, получив исцеление, вернулся к Господу и обрел веру истинную, спасительную, тогда как эти несчастные люди такой веры не имели и не сумели правильно возблагодарить Бога. Формально они исполнили закон Моисеев, однако на самом деле оказались чужды закона Божия. Так бывает и в нашей жизни: мы помогаем некоторым людям прийти к вере, а они потом оказываются лучше нас. Мы должны помнить, что помочь нашим друзьям и близким прийти к Богу, к Церкви – это не значит стать их спасителями, потому что они могут пойти дальше нас, могут преуспеть больше, быть более последовательными и ревностными. А мы останемся в своем обычном тепло-хладном состоянии.

Какой вывод можно сделать из этого евангельского повествования? Можно рассуждать о благодарности и неблагодарности человеческой. Можно видеть всемогущество Божие, ибо тот, кто исцелил от проказы, может исцелить и нашу прокаженную душу. Но главным образом, когда читаем это или любое другое евангельское повествование, мы должны помнить, что все это было на самом деле. Ибо если бы ничего этого не было, то повествование Евангелия не имело бы никакого значения, оно не оказало бы никакого влияния на нашу душу, но представляло бы собой просто интересный рассказ или прекрасную сказку. Но мы должны знать, что десять прокаженных людей действительно встали вдали от Господа и взывали к Нему, и Он сказал им идти к священникам. И действительно, отойдя немного, они вдруг увидели, что их тела совершенно очистились и стали здоровыми. Надо думать, что они отошли на небольшое расстояние от селения, потому что самарянин, вернувшись, еще застал там Господа Иисуса Христа. Вернулся один из десяти! И только! Ученики Господа и народ увидели, что этот человек, прежде заживо гнивший, оказался совершенно очищенным.

Все это мы должны увидеть своим умственным взором. Увидеть, как бывший прокаженный, а ныне радостный духом и чистый телом человек упал к ногам Спасителя и с радостью благодарил Бога. И представьте себе, насколько бόльшая радость охватила этого самарянина, когда он услышал слова Спасителя: «Иди, вера твоя спасла тебя». Если и до того лицо его сияло радостью, то можно догадаться (судя по жизнеописаниям святых, получивших благодать Божию), каким внутренним светом озарилось оно от этих слов. И все изумились, глядя на этого человека, который только что заживо разлагался, был еретиком, чуждым истинной веры, – погибал как телесно, так и духовно. Теперь его увидели здоровым, право верующим, благодарящим Бога и получившим обетование спасения в вечности. Аминь.

20 декабря 1998 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/29/3/html_...