Известно, большие стихии всегда безмолвны. Горная река мелководна, но быстра и шумная, а впадая в море и океан, растворяется в молчании. В безмолвии внемлют небу высокие горы, леса и степи. Безмолвие хранит пустыня. Человек, стажавший благодатное небо, становится окрылен духовно, мысленно возносится горе, не разменивается на трескот и щебетание мелких пернатых, но подобно парящему орлу приближается к солнцу. Кто из человек может уподобиться тому, о ком сказано «чего ходили в пустыне видеть?
Трость ли ветром колеблему, человека в мягкие ризы облечена? Пророка ли? Говорю вам: и больше пророка. Сей же есть, о нем писано: посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,который уготовит путь Твой пред Тобою. Истино говорю вам не востал среди рожденных женами более Иоанна Крестителя» (Мф.11:8-11). Так говорит Спаситель о Предтече и Пророке Иоанне, родившемся от престарелых пророка Захарии и Елизаветы — родителей, которых одного Господь погружает в безмолвие, другую возводит в пустыню. Теснит мир враждебный еще не воплотившегося Господа, ищет умертвить и того, кто уже разрешает узы безмолвия отеческого бесгласия, кто прозябает нераждающую пустыню. Уже слышен «глас вопиющего в пустыне», «глас Словесе, светильник Света, Денница Солнца — Предтеча в пустыни — покайтеся, всем вопиет людем и предочиститеся, се бо предстоит Христос от тли мир избавляяй». Уже слышны те слова, которые скажет и Сам Господь: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное».
Мы слышим слово, исшедшее из недр безмолвия, пустынного овча-Предтечи о Том, Кто и Сам есть Слово изшедшее из Отеческих недр пакибытия, Кто Сам указующим перстом пророка станет Агнцем Божьим, вземлющим грехи мира. Человек становится небесным гражданином и земным ангелом. Благовествует об Иоанне Захария, которого разверзаются узы немоты: «И ты, отроча, пророк Вышнего наречешися, предидеши бо пред лицем Господнем, уготовати пути Его» (Лк.1:76). Слова пророков не бывает напрасными. Ибо сказаны Тем, от Кого произошли и к Кому направлены. Архангел Гавриил благовествует Захарии об этом. И в достоверность лишает его ветхозаветного пустословия и многоглаголания. Лишает ради нашего назидания, мы становимся «как рыбы бесгласные, недоумеваем происнести». Что наши слова? Детский лепет и возрастное словоблудие. Ведь сказано в Законе «всякое слово ложь есть». И отцы учат, что лучшее слово есть не высказанное слово. Святитель Григорий Богослов наставляет: «говори, если у тебя есть нечто большее молчания». Вот и Пророк Иоанн учит говорить о Том, Кто есть более его словом, вышедшим из кроткого и молчаливого Духа, посылаемого от любящего Отца, почивающего во славе воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.