НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ В МИРОВОМ ПРАВОСЛАВИИ. ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

12 октября нынешнего года состоялся внеочередной Собор иерархии Элладской Православной Церкви, главная тема которого была обозначена в названии доклада Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины».

Складывается впечатление, что на Соборе в обтекаемых, неоднозначных и неоконченных формах был сделан шаг в сторону поддержки Патриарха Константинопольского Варфоломея и (выразимся мягко) его «экспериментов» с каноническим правом касательно православной жизни в Украине.

Каждый из нас, каждый член Украинской Православной Церкви сейчас уязвлен сложившейся ситуацией. Стрелы врага рода человеческого летят в каждого. И каждый испытывает боль. Острую мучительную боль.

В груди поднимается океанской мощной волной огненное чувство несправедливости. И кажется: вот уж сейчас выскажу, напишу, сделаю!

Но Божьей милостью в памяти всплывают слова святых.

Преподобный Никодим Святогорец: «Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто-то принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит святитель Василий: “Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказания мужей преподобных”; внемли и тому, что вещает пророк Давид: ‟поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи” (Пс. 118:85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа и Сего распята (1 Кор. 2:2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его».

Преподобная Арсения Усть-Медведицкая: «Не ищите земной справедливости. Её нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту».

Наконец, хочется привести здесь слова святителя Феофана Затворника, которые, на мой взгляд, очень актуальны сейчас, чтобы из православного христианина не превратиться в революционера.

Вот они: «В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: ‟кто меня поставил судьею”? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях».

И далее мы выходим на еще более глубокий уровень. Слова Самого Бога: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «А свои глубины мы должны познать – да, дерзновенным уходом вглубь». Хочется также вспомнить преподобного Серафима Саровского, который говорил, что главная задача христианина – это стяжание Духа Святого. Не переделывание мира, но борьба со злом в самом себе и через то стяжание Духа Святого. Главное во внешних бурях – не потерять своего внутреннего человека, ведь его развитие является для православного христианина важнейшей задачей.

Вся эта история с Константинополем, с Элладской Православной Церковью и с ситуацией, когда начинает маячить призрак раскола мирового Православия, имеет, кроме всего прочего, еще один очень опасный эффект. Через нее диавол пытается вселить в сердца людей беспокойство, так как мир и покой – это питательная среда для духовного развития. И их-то нам нужно не потерять.

Разве впервые в истории христианства целые Церкви и народа отпадали от православия? Не впервые. Неоднократно это было. Так чему нам удивляться? Церковь, как Жена, облеченная в солнце, будет преследуема врагом до Второго пришествия Христова. Но врата ада не одолеют Ее. Так чего нам бояться? А бояться стоит самих себя, чтобы мы не отпали от православия. Не греки, не Патриарх Варфоломей, а МЫ, каждый из нас. Чтобы свято, как зеницу ока хранили Священное Писание, Священное Предание, догматы и каноны. Враг в первую очередь нападает на них. Он пытается сделать все, чтобы в наших глазах они потеряли ценность, чтобы низвести их до уровня земных законов, которые во многом, нам известно, «как дышло, куда повернешь, туда и вышло». Но не так со словом Божьим – с Библией, Преданием, догматами и канонами. Мы должны свято верить, что они не слово человеческое, но слово Божие, в котором наше спасение. Их мы должны свято хранить и не продавать их за понюшку табаку, как в свое время писал о традициях Василий Макарович Шукшин.

Священным Писанием, Преданием, догматами и канонами жили святитель Василий Великий, преподобный Максим Исповедник, святитель Марк Эфесский. И их времена были не лучше, чем наше. Но, вглядываясь в догматы, в каноны, в Священное Писание и Предание, они видели вечное Царство Божие. И свет Христов просвещал земную тьму, указывая, где добро, а где зло. Вот и мы, наученные правильно славить Бога, должны устоять в этой традиции. В первую же очередь важно устоять в самих себе, внутри самих себя: устоять беззлобно, смиренно, любя, однако твердо и бескомпромиссно.

Не потому, что «греки плохие», а мы хорошие. Нет. А потому, что, как говорил святитель Василий Великий: конец исполнения заповеди Божией – вечная жизнь, а конец нарушения заповеди Божией – вечная смерть.

Священное Писание, Предание, догматы и каноны – Божественные каналы, по которым течет живительная драгоценнейшая вода благодати Святого Духа, оживотворяющая нашу грешную землю, сотворяющая ее цветущей, плодоносной. А если кто-то в себе, в народе, в Церкви попытается изменить этот канал по своему человеческому усмотрению, у того живая жизнь превратится в мертвый песок, «в прах, возметаемый ветром» (Пс. 1:4).

Будем же, дорогие братья и сестры, хранить в себе жизнь с любовью и смирением, с детской наивной непосредственной верой в Божественный Промысл-Попечение о мире Отца нашего Небесного. И пусть нам в этом поможет Бог!

https://pravlife.org/ru/content/nyneshnyaya-situaciya-v-mirovom-pravosla...