Ныне отпущаеши… Марина Бирюкова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сретение — праздник многогранный, богатый смыслами. И первый из этих смыслов отражается самим словом «сретение» — «встреча». Это встреча человека, который очень ждал Христа, со Христом. И одновременно это граница эпох, встреча двух Заветов — Ветхого и Нового, двух миров — того, что был до Рождества Христова, и того, что существует после.

Итак, на сороковой день по рождении Богомладенца Иосиф и Мария приносят Его в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить требование ветхозаветного закона: посвятить Первенца Богу и принести за Него небольшую, но обязательную жертву (см.: Лк. 2, 22–24). И там, в Храме, Святое семейство встречает человека именем Симеон… муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева (Лк. 2, 25).

Что значит «чающий утешения»?.. Веками, тысячелетиями израильский народ ждал Мессию, Отрока Ягве, Сына Человеческого — таинственного, непостижимого, в Котором — счастье Израиля, к явлению Которого направлена вся его многотрудная и кровавая история. Его приход предчувствовали и предвосхищали святые пророки: Исаия, Даниил, Захария, Михей. Что же касается старца Симеона, евангелист Лука не говорит напрямую, что он был пророком, однако сообщает, что Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). И это заставляет нас вспомнить пророка Исаию: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное… (Ис. 61, 1–2). Пройдет три десятка лет, и именно эти слова древнего пророка прочитает вслух возмужавший Иисус в Назаретской синагоге. И закроет книгу, и отдаст ее служителю, и сядет, и в наступившей тишине заговорит: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами… И все будут удивляться: не Иосифов ли это сын? (Лк. 4, 21–22).

Но это еще впереди, а сейчас Симеон берет на руки Младенца Иисуса и произносит свое знаменитое: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля (Лк. 2, 29–32).

Да, Симеон, безусловно, из той же духовной семьи, что Исаия, Иеремия, Захария, и ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26) — того самого Мессию, Помазанника, которого Израиль ждет, а пророки предвозвещают издревле. И вот Симеон держит Его на руках.

Когда получил боговдохновенный старец это откровение, как долго ждал он своего дня? Позднее, средневековое уже, предание говорит: триста лет, с той минуты, когда, будучи в Александрии и переводя Священное Писание евреев на греческий язык для легендарной библиотеки царя Птоломея II, усомнился в истинности пророчества Исаии о рождении Сына от Девы. Библеисты подвергают «александрийскую» версию серьезному сомнению. Но, так или иначе, ясно, что ожидание было очень долгим и трудным.

Ждать всегда трудно, и мы не любим ждать, правда же?.. Особенно если не знаем, когда дождемся, и боимся, что не дождемся никогда. Ожидание нервирует как состояние собственного бессилия и вынужденной пассивности. Но это — если жить на плоскости, без вертикального измерения. В трехмерном пространстве — там, где есть вертикаль, есть измерение духовное — все иначе.

Там ожидание — не беспомощность, не пассивность, а подвиг. Подвиг терпения, смирения, надежды и несомненной веры — уверенности в том, что Бог как любящий Отец даст тебе то, что нужно, и тогда, когда будет нужно, то есть когда ты будешь готов это принять. Об этом писал святитель Феофан, затворник Вышенский, в одном из своих писем: «Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением…». Если мы «рвемся сами» — мечемся и ропщем, если терпения и доверия к Богу у нас не хватает или вовсе нет, это говорит о грехе уныния. А уныние — это не просто плохое настроение, как кому-то, может быть, кажется, — это фундаментальный грех отказа Богу в доверии, отрицания Божией любви и благости, это, по слову преподобного Иоанна Лествичника, «клевета на Бога, будто бы Он не милосерд и не человеколюбив».

Симеон знал, что Бог милосерд. Он умел ждать и потому дождался. Как говорил в своей проповеди на Сретение архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «старец Симеон жил ожиданием Мессии и носил Его, еще неведомого, в сердце своем. Тем и сподобился милости от Бога встретить Младенца Христа и стать Богоприимцем». Неслучайно песнь Симеона Богоприимца — «Ныне отпущаеши раба Твоего…» — поют в наших храмах по завершении вечерни, которая, как известно, посвящена Ветхому Завету, перед утреней, перед восходом чаемого Солнца — Христа.

Кроме Симеона, Богоматерь с Младенцем и Иосифа встретила еще Анна пророчица. Женщины-пророчицы были известны издревле: некоторые из них (Мариам, Дебора, Олдама) пользовались в Израиле таким же уважением и почетом, как пророки­мужчины. 84-летняя Анна тоже чаяла утешения Израилева; она тоже ждала; оставшись вдовой в ранней молодости, она с той поры не отходила от святых стен храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). И именно поэтому Бог утешил ее, исполнив ее терпение.

Но когда мы говорим, что Сретение — это праздник встречи человека с Богом, мы имеем в виду не только Симеона и Анну, конечно. С воплотившимся Богом встретилось человечество: первым — Израиль, за ним — остальные народы. И это не только радостная встреча, во многих случаях это, напротив, трагедия: именно о ней — слова боговдохновенного старца, обращенные к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35). О том же скажет впоследствии Сам Спаситель: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее… (Мф. 10, 34–35). Мария увидит людей, для которых Ее Сын стал врагом, подлежащим жестокой казни; Она будет стоять у Креста.

Как говорил в своей проповеди архимандрит Кирилл (Павлов), Христос «явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет… Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода… Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей…».

Встретиться с Богом призван каждый из нас. Что значит «встретиться»? «Вос­чувствовав сретение Бога, мы не на руки приемлем Его, но в самое сердце, которое ликует и играет духовной легкостью и теплом», — говорил в своей проповеди на Сретение архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Произошло ли это со мною, приняла ли я Христа в свое сердце? Каждому из нас необходимо изо дня в день честно отвечать себе на этот вопрос. И если когда-то мы сможем произнести «да» — то тогда возможно и наше «Ныне отпущаеши…».

Газета «Православная вера», № 03 (695), январь 2022 г.

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nyne-otpushhaeshi_