НУЖНО ЛИ РЕДАКТИРОВАТЬ МИНЕИ?
«Киевский патриархат» требует удалить из богослужебных текстов УПЦ слово «Российский».
Провести экспертизу богослужебных текстов Украинской Православной Церкви и удалить из них слово «Российский» – такое требование содержится в резолюции Международной научной конференции «Святой равноапостольный князь Владимир – творец украинского государства», которая 13-14 июня прошла в Киевской православной богословской академии УПЦ-КП.
«На основании докладов и поданных материалов… было установлено, что в богослужебных книгах («минеях») в храмах УПЦ (МП) древние жители Киевской Руси, ее правители и прославленные святые, города и земли до сих пор именуются не русскими, не украинскими, а российскими, что, конечно, не соответствует объективной исторической правде и духовным универсалиям Православной Церкви», – говорится в резолюции.
Конференция считает такую ситуацию недопустимой и призывает служителей Церкви и представителей государственных структур «создать специальную комиссию для проведения прозрачной экспертизы церковных текстов, применяемых в богослужении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата».
Прокомментировать данные призывы Pravlife попросил епископа Климента, председателя Синодального информационного отдела Украинской Православной Церкви.
– Богослужение, как особая форма общения с Богом, apriori всегда актуально. По этой же причине актуальным является все то, что наполняет и составляет богослужение.
Тема, затронутая к указанной резолюции, связана с некоторыми богослужебными текстами Миней. В этих книгах содержатся молитвы, которые поются и читаются в храмах один раз в год – в день памяти того либо иного святого. Как известно, святых в нашей Церкви большое множество. К сожалению, не всем из них составлены особые богослужения. А те последования, которые есть в Минеях, формировались на протяжении веков. К примеру, почитание святых князей Бориса и Глеба началось практически сразу после их мученической кончины. Точно не известно, но есть предположение, что и их отца – равноапостольного Князя Владимира – народ стал прославлять еще в XI веке. И поскольку жизнь и подвиг этих святых непосредственно связаны с тем государственным устройством, которое при них, собственно, и возникало, то термин Русь вошел и в богослужения, посвященные святым киевским князьям. Этот же термин содержат летописи, из которых мы можем почерпать сведения об их житии.
Что касается наименования Россия в богослужебных текстах, то оно попало в них позже, очевидно, после XVI века при издании новых редакций Миней. С того времени в богослужениях, посвященных некоторым нашим святым соотечественникам, встречается равнозначное использование терминов Русь и Россия. Безусловно, в этом случае употребление названия Русь исторически более обосновано. По этой причине в современном богослужении, посвященном русским князьям, названия Россия и российский заменяются на Русь и русский.
В 2013 году этот вопрос поднимался Святейшим Патриархом Кириллом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Тогда же было изменено название праздника «Всех святых в земле Российской просиявших» (таким оно было с 1918 года) на название «Неделя всех святых Церкви Русской».
В Минеях мы не встречаем названия Украина. Вопрос, почему это так, думаю, лучше обратить к авторам древних минейных текстов. Если бы это название имело всеобщее употребление в предыдущие века, оно бы обязательно нашло свое отображение в богослужении.
Что касается современных богослужебных текстов, то в них название Украина используется. Примером этого могут служить различные прошения и молитвы, которые в последнее десятилетие составлялись Украинской Православной Церковью. Да и не только. Год назад Священный Синод РПЦ благословил во всех храмах Русской Православной Церкви читать особую молитву о мире в Земле украинской.
Богослужение – это не митинг, не манифестация, где должны выдвигаться какие-то лозунги. Богослужение – это молитва. А молитва должна рождаться естественно. Если молящийся народ сегодня себя ощущает украинским, он так это и выражает в словах молитвы. А в минейных текстах более ранних исторических периодов отобразилась народная самоидентификация посредствам названия Русь. Думаю, было бы странно спорить, что святой равноапостольный Князь Владимир крестил Русь. По крайней мере, тем, кто не согласен, придется спорить с летописцами.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии