НУЖНО ЛИ ОСВЯЩАТЬ МАК НА ПРАЗДНИК МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ? Протоиерей Андрей Ухтомский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В околоцерковной среде имеет место освящение мака на праздник мучеников Маккавеев, 14 августа. Осознание этой необходимости подкрепляется не только созвучием слов «мак» и «Маккавеи», но также и тем, что мак цветет красным цветом, и священники якобы именно поэтому совершают служение в облачениях красного цвета. Между тем как это цветовое и филологическое совпадение.

Праздник мучеников Маккавеев получил свое название за стойкость как молот (евр. маккава) семи братьев, их матери, учителя Елеазара и Иуды Хасмонея, поднявшего восстание иудеев в 160 г. до Р. Х. против греческого владычества. Мученики Маккавеи это семь братьев, — Авим, Гурий, Евсевон, Елеазар, Антонин, Маркелл и Алим, — их мать Соломония и учитель Елеазар, выступили против эллинизации навязанной правителем Сирии Антиохом Эпифаном, поставившем в 166 г до Р. Х. в Иерусалиме статую Зевса Олимпийского. Может и не было никакой реакции среди иудеев, если бы эта статуя была единым вмешательством сирийского владыки в иудейский менталитет. Однако, Антиох вводил греческие языческие обычаи во всей Иудее и эта статуя была поставлена для того, чтобы ей покланялись иудеи. Последнее обстоятельство и возмутило монотеистическое мировоззрение иудеев, несмотря на то, что они привыкли к обособлению и охранению своей религии, ввиду плена под которым находились уже более как 4 столетия.

Мученики Маккавеи и девяностолетний старец Елеазар, «из первых книжников», их учитель, мужественно отказались отречься от Моисеевого закона, приносить жертву языческим богам, за что и были судимы и бесстрашно приняли казнь. Первым, после изощренных пыток был умерщвлен старший из братьев, который от их имени первым дал ответ царю о нежелании оставить истинную веру, и поклонится языческим богам. Остальные пять также приняли казнь. Последнего из братьев, еще отрока, Епифан пытался склонить к отречению через его мать Соломонию, чтобы у нее остался хотя бы один сын. Однако, мать мужественно укрепляла сына, увещая не уклонятся от истинной веры и он также мужественно претерпел мучения как и его братья. Мать, после смерти детей воздев руки к небу, скончалась. Подвиг святых братьев Маккавеев описан в Библии в 2 Макк. 6:18 – 7:42. Здесь изложена также беседа, увещание матерью ее младшего сына, который даже не понимал языка, на котором говорил царь Епифан: «Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя.Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея» (2 Макк. 7:25–30).

Что же случилось со старцем Елеазаром? Мученика Елеазара принуждали есть свиное мясо, однако он отказался. Тогда ему предложили, ввиду почтенного возраста, не желая умерщвлять его, притворится и съесть приготовленное им самим мясо. На что старец ответил: «… Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение… И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели» (2 Макк. 6:24–28, 31).

Нам православным христианам зная об умерщвлении языческой императорской властью мучеников-христиан за христианскую веру, что явилось к сожалению бесповоротным следованием Господу (ведь дарование жизни предполагалось только через принесение языческих жертв и уклонение от Христа) понятно страдания именно за Христа. Однако мученики Маккавеи пострадали за свои убеждения, веру в истинного Бога до пришествия Иисуса Христа и его воплощение. Это важно отметить, поскольку действительно, этими убеждения ми человек и жил, верой и благодарностью Богу, которого не видел.

А где же здесь национально-освободительная борьба и причем тут вера и страдание семи человек? События казни были публичными и поэтому стойкость, мужество, бесстрашие и вера в Бога, которая вплелась в иудейский менталитет и выразилась в мученической смерти Маккавеев, воодушевила на восстание против Антиоха Епифана Иуду Маккавея, сына ревностного священника Маттафии Хасмонея. Последний, принявший предсмертную волю отца, возглавил восстание и после нескольких поражений, нанесенных войску Антиоха Епифана восстановил чистоту поклонения в Иерусалимском храме. «Маккавеи разрушили греческие алтари в деревнях, обрезали мальчиков и вынудили эллинизированных евреев объявить вне закона»[1]. В начале восстания Иуда получил прозвище «Маккавей», что в переводе с арамейского означает «молот» или «кузнечный молот» в ознаменование той отваги и мужества, которую он имел в битвах. По другой версии, слово «маккавей» является акронимом полного имени отца Иуды (Маттитьягу Коген Бен Йоханан).

В память обновления и освящения Иудейского храма был установлен праздник Ханука. «Согласно раввинистической традиции, победившие Маккавеи смогли найти только небольшой кувшин с маслом, который оставался чистым и незагрязненным благодаря печати, и хотя в нем было достаточно масла, чтобы оставлять зажженной Менору в течение одного дня, оно чудесным образом не иссякало на протяжении восемь дней, время за которое можно было пополнить запасы масла»[2].

Иуда Маккавей погиб в одном из сражений. Его дело было продолжено его братьями, — Ионафаном и Симоном, — которых также стали называть Маккавеями.

Восстание Иуды Маккавея положило начало серии национально-освободительных войн иудеев против греческого Селевкидского царства (166–142 г до Р. Х.), которые закончились независимостью иудеев, большинство которых поддержали в свое время Иуду, были преданы своей культуре, религии и традициям.

Память мучеников Маккавеев, выразивших свою стойкость в вере истинному Богу перед лицом страданий, отмечается Православной Церковью 1 августа по юлианскому календарю. В этот день мы воспоминаем описанные выше исторические события и почитаем людей за их стойкость и мужество в вере. Красный мак с этим праздником, кроме филологического сходства, никак не связан и его освящение не имеет ни религиозного смысла, ни здравой основы.

Примечания:

1. Nicholas de Lange. The Illustrated History of the Jewish People. London: "Aurum Press", 1997. Р. 56.
2.  Талмуд. Трактат Шаббат.

https://pravlife.org/ru/content/nuzhno-li-osvyashchat-mak-na-prazdnik-mu...