Сами они говорят о себе, как о каком-то широком движении. Ничуть. Речь идет лишь о нескольких самозваных «старцах», многие из которых, несмотря на свои седины, рукоположены в середине 90-х годов и, тем самым, являются совсем молодыми священниками. Вокруг них существуют определенные «группы поддержки» из их «чад», достигших определенного материального благополучия. Рядом стоит кучка светских людей, привыкших позиционировать себя в качестве «православных общественников». Последние неизвестно кого представляют, по сути – являются самозванцами, но повсюду говорят о себе, как о «православном народе», к которому необходимо прислушаться. Они выпускают несколько малотиражных газеток и поддерживают несколько интернет-ресурсов.
Этих людей совсем немного. И «старцы», и «общественники» что-то значат ровно до тех пор, пока они находятся в Церкви. Именно на Церкви они и паразитируют. Вне Церкви все эти «старцы» и «великие» «православные журналисты» - пустое место. Пример Диомида, который теперь не нужен абсолютно никому, очень в этом плане показателен.
Есть точка зрения, что всех их, дабы избежать «раскола», надо умиротоворять. Надо, мол, пытаться их разделить – скажем, отделить «Русскую народную линию» от Добычина. А еще лучше – вовлечь их во что-нибудь полезное, использовать, так сказать, их энергию в мирных целях.
Выскажу по этому поводу сугубо личную точку зрения. Я считаю, такое умиротворение бесполезным и даже опасным для Церкви. Опыт показывает, что так становится только хуже. Они наглеют. Более того, если их вовлекать в какое-либо движение, они вербуют в нем себе сторонников, начинают организовываться и т.д.
У них – параллельное Церкви мировоззрение. Они живут в мире своих мифов и не смогут уже стать нормальными православными христианами. Может быть – пусть уходят? Они мгновенно станут никому не нужными маргиналами. Никого они за собой не уведут. По сути, речь идет о нескольких десятках, от силы – сотнях человек. На всю нашу огромную Церковь.