Новозаветное время и действие Ветхозаветного закона сегодня. Иеромонах Евтихий (Довганюк)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Библия

Святейший Патриарх Кирилл Российский в своей речи в Украине,  на Почаевской горе, в 2010 году, говоря о духовных причинах нынешнего кризиса, сказал: «...Но с этой святой горы я хотел бы обратиться и к Европе. Здесь она совсем рядом. Почаев - один из великих духовных центров русского Православия. И с этой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения мира и общества без Бога. Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы кровью своею, страданиями своими поняли, что такое жить с Богом. И когда сегодня в Европе отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку. Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни".

Эти слова актуальны и применимы сегодня к Северной Америке, как Новозаветной земле, как ее представляют все иммигранты мира в поиске свободы и справедливости. Сейчас в отношениях людей торжествует, можно сказать, неоязыческая законность или Ветхозаветное право, конечно же сильно талмудизированное и обновленное, напоминающее скорее отход библейского народа от традиций поклонения и прославления Бога Саваофа или Элоима или Пресвятой Троицы, что есть одно и тоже имя Бога. Христианская эпоха Римской империи, в развитии человечества, - было время восстановления законности в жизни людей, Законности полной, окончательной для человека, то есть Новозаветной или Торжество Православия. В соответствии с этим, чем бы люди ни занимались, какую бы область для своей деятельности ни выбирали, эта деятельность имела свой высший смысл как пространство практического исполнения Закона (Нового и Ветхого). Субъективные же цели и результаты человеческой деятельности, если они отличаются от таящегося в них высшего смысла, всегда будут лишь преходящим, временным опытом для приобретения необходимого опыта познания Закона жизни или отношений между Богом и человеком, то есть Закона Божиего.

Божий Закон и высшая цель человека совпадают, так как Закон состоит в том, чтобы любить Бога и людей, причем Бога - "всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим", а людей - "как самого себя" (Мф. 22:37-40) и так же истинно, как Бог любит людей, вспомним, например: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." (Иоан. 15:12)

Заповедь любви есть откровение человеку о Законе его жизни, то есть об обязательном порядке его развития и развития собственно бытия или жизни на земле. Любовь как христианская добродетель (в Новом Завете греческое слово «агапэ», греч. αγάπη, лат. Caritas), любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из трёх главных добродетелей христианства; вера, надежда, любовь, но любовь из них большая, вот то, что должно быть, и должно быть уже сейчас. Кстати сказать, - истощение любви между людьми и к Богу и приведет к мировой катастрофе. Массмедиа показывает нам цепь событий, землетруса, цунами и ураганов, насилие не сходит с экранов телевидения, нет покоя человечеству на этой планете. Трагедия человека состоит в том, что он отделен грехом, в котором рожден, от Закона жизни, в том смысле, что грех и есть это отделение, и тем самым человек отделен от той области бытия, где только и возможна его истинная жизнь. Так Закон жизни человека неизбежно становится для него целью, тем, что должно быть достигнуто, но еще не достигнуто или не вполне достигнуто. Вместе с тем, эта цель является и высшей целью, так как при ее достижении человек обретает область своего истинного бытия, истинной Жизни, не даром богатые и сильные мира сего всегда хотели познать бытийные законы и управлять ими, а может быть уже управляют ими или некоторыми из них, такие как например, страх.

Сегодняшнее состояние человека характеризуется именно ветхозаветным состоянием "познания добра и зла". Человек, благодаря Библии, знает Закон своей жизни и пытается следовать ему, а с другой стороны забывает о нем и удаляется от него, то есть идет по закону смерти. Эта внутренняя раздвоенность человека создает проблему выбора пути. Или познание зла прекращается, и человек обретает временно утерянное царство Жизни то есть полноценная церковная жизнь с Исповедью и Причастием, или познание добра прекращается, и тогда человек окончательно попадает в царство смерти суеты сует.

В Православной Церкви выбор вечной жизни, вечного спасения совершается человеком сознательно, при ясном понимании как условий самого выбора (покаяние, православная вера в Спасителя Господа Иисуса Христа, соединение с Богом посредством Причастия и других Таинств Церкви), так и его последствий (земной путь церковного нравственного совершенствования и богоугодных дел, посмертный суд и вечная Жизнь). В силу богооткровенного характера христианства православный человек знает, в чем смысл его земной жизни и что надлежит делать для того, чтобы спастись и многовековой духовный опыт христиан неоспоримо подтвердил истинность учения Христа-Спаса. Вера в Господа Иисуса Христа прежде всего следование Закону Божественной Любви, раскрытому во всей его силе земной жизнью самого Спасителя и последующей церковной историей. И в этом Законе есть само спасение людей, так как Бог есть любовь, и Закон любви есть поэтому закон Бога как непреложное выражение его Воли и Силы, описанное в Евангелии или Священном Писании Нового Завета.

Евангельский рассказ о вопросах законника к Учителю-Христу дает нам урок: "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить."( Лк., 10:25-28).

Выполнение ветхозаветных десяти заповедей (Исх., 20:3-17), являлось и является сейчас для человека праведностью, и в праведности заключалась основа любви к Богу. Праведность выражала единство двух общих заповедей Любви, подчеркивала невозможность выполнения первой, наибольшей заповеди без выполнения второй, подобной ей. Тем самым в праведности проявлялся единый, всеобщий Закон Любви. Бог любит людей, и через ответную любовь к Богу человек возводится силой Божией любви в пространство своего истинного бытия, -Жизнь вечную. Любовь это то, чем Бог влечет нас к Нему, и то, что в нашем сердце влечет нас к Богу. Закон любви освящает такой порядок жизни человека во вселенной как всеобщий, обязательный на всех стадиях развития и существования человека в земном мире. Отказ или неспособность выполнять этот Закон ведет к изоляции от бытийного пространства или вечной Жизни , к смерти и тлению или забвению от Бога, то есть к Аду или как модно говорить к черной дыре.

Ветхозаветный законник хорошо знал из Священного Писания, какое тяжелое наказание получает человек, когда отступает от заповедей Божиих и покидает пространство бытия.Но он знал также, что выполнить заповеди полностью и на протяжении всей жизни не согрешить, не удавалось даже пророкам. В отношении же большинства людей положение как тогда, так и сейчас было просто катастрофическим. Бог еще до прихода евреев в землю обетованную открыл святому пророку Моисею, что "станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним" (Втор., 31:16.). Согласно Божественному откровению народ израильский будет так поступать и поступает и сейчас. Что-то было в словах Господа Иисуса Христа еврейскому законнику такое, смысл чего сам по себе не открывался ему, так как Господь требовал исполнения Закона, который иудеи сплошь и рядом не выполняли и не могли выполнить.

Тайна раскрывалась в словах Иисуса Христа "не нарушить Я пришел, но исполнить" (Мф., 5:17). Из этих слов следовало, что Тот, кто пришел исполнить то, что не под силу было исполнить людям, должен был иметь власть и силу превосходящие человеческие и не просто превосходящие, но имеющие Божественную Власть и Силу. Так нам теперь понятно, что недостаток любви человека к Богу мог быть восполнен лишь только избытком любви Божией к человеку. В Ветхом Завете человеку был дан Закон любви, конкретизированный в десяти заповедях, и путь спасения через праведность, то есть верность заповедям, их безусловное исполнение. В Новом Завете требование праведности, верности Богу и Его заповедям как основы любви к Нему не устраняется, но вместе с ним дается возможность нахождения в пространстве бытия вопреки греху, что и проповедует и дает здесь на земле нам Церковь Христова.

Путь спасения или путь перехода в область истинного бытия, или Жизнь вечную, данную Господом Иисусом Христом людям, действителен даже при наличии у человека тяжких грехов. Спасение Христово совершается даже тогда, когда человек продемонстрировал, казалось бы, полную неспособность достичь пространства бытия, имеющего в качестве измерений, - заповеди Божии. Человек своей жизнью, а сейчас это повсеместно, не верит Богу, иногда по вине самих людей служащих в Церкви, человек показал неспособность любить Бога, неспособность ответной любви к Богу, которая является условием истинного бытия, - Жизни вечной. Встает вопрос, как спастись человеку от греха? Такой вопрос себе задает каждый христианин и Господь Иисус Христос ради этого и пришел на землю и ответил людям, что приблизилось Царство Небесное. Приблизилось расстояние, на которое грех удалил людей от пространства бытия, это расстояние преодолено движением самого Царства Небесного к земле, то есть созданием Церкви Христовой с Ее Таинствами.

Грех есть расстояние, отделяющее человека от пространства бытия и если это расстояние есть грех, то исчезновение расстояния есть исчезновение греха. Прощаются тебе твои грехи - говорил Господь Иисус Христос многим пришедшим к Нему за помощью, то же и делает Церковь в таинстве Исповеди. Исчезновение греха заключается в его прощении и прощает грехи человеку Тот, пред кем они совершены - Бог. Откровение Бога-Сына Иисуса Христа, как и ветхозаветное откровение Бога-Отца, начинается с открытия людям имени Бога, которое определяет основное отношение людей к Богу. В имени Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - раскрыто единое, но троичное отношение Бога к человекам, которое в христианстве становится основным. Бог есть Отец людей, и Его праведность и святость нерушимо должны совершиться в детях Его. Бог есть Сын, в котором истина богосыновства стала нерушимой от начала, и Который имеет власть от Отца прощать грехи людей и преображать верующих в Него к Жизни вечной в богосыновстве, в Себе Самом. Бог есть Дух Святой, Царь сего века и Дух Истины свидетельствующий об Отце и Сыне и о Себе. Так сегодня необходимо непрестанно творить молитву Царю Небесному.

Многие люди задают себе вопрос как происходит спасение христиан? Вероятнее всего, Святой Дух свидетельствует в сердце человека, что учение Христа-Спаса, слово Его, истинно. Принявший свидетельство Святого Духа и самого Бога-Святого Духа принимает и Бога-Сына, верует в Него, полностью доверяется Ему. Принявший Бога-Сына через Таинство Причастия Тела и Крови Христа, через преображение в богосыновстве (обожение члевеческого естества, то есть своего тела) властью Сына отвечает правде Божией, - принимает Бога-Отца. Все три действия в человеке есть действие Единого Бога, совершение правды и святости Его в человеке. Полнота спасения осуществляется в воцарении Бога-Пресвятой Троицы в сердце человека и соединение в Нем жизненных центров своего тела. Пространство истинного бытия познается таким образом как троичное, в котором Православные Таинства, Вера и Жизнь является обязательным условием, благодаря которому, Сила Божия соблюдает человека ко спасению от смерти и вечного забвения, и помогает сердцем распознавать происходящее вокруг него.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан., 3:16).

Iеромонахъ Еvтvхiй (Довгань)

Нью-Йорк. 2013

Источники:

Библия М. 1989

Г.В.Фридрих Гегель.Эстетика.М.1969

Кандалинцев В. Политическая Экономия Библии М. 2007

http://nycathedralofsign.org/vremya.html