Новое язычество от ПЦУ, или Как стать членом «небесной Украины». Константин Шемлюк
«Иерарх» ПЦУ сформировал новое богословие, где молитва УПЦ вредна, в Небесном Царстве существует «духовная Украина», воины которой борются с «духовной РФ».
В начале сентября Харьковский и Полтавский «архиепископ» Афанасий Шкурупий написал на своей странице в Facebook о видении, которое он прозрел «духовным зрением» и надиктовал на диктофон. Шкурупий узрел множество «мертвецов в белых сорочках», всех, кто когда-либо жил и сражался за Украину с княжеских времен. «Иерарх» осознал, что все эти люди сейчас живут в «небесном государстве Украина» и сражаются с «небесной Россией». На стороне Украины – Бог, за «небесной Россией» стоит диавол.
Что это – духовное прозрение или нечто другое?
Конечно, видения «простого» человека – это сфера профессиональных интересов психиатра. Но если речь о том, кого в некоторых Поместных Церквах считают епископом, то анализ его текстов имеет несомненный богословский интерес. Этот интерес усиливается еще фактом полного отсутствия какой-либо реакции со стороны представителей и руководства ПЦУ. А ведь, как известно, молчание – это знак согласия. Потому мы вправе считать, что публикация Афанасия Шкурупия – это не просто частное мнение одного человека, но богословская концепция, против которой нет никаких возражений у его коллег по ПЦУ. Скажем больше – ее должны принять в Константинопольской, Элладской, Александрийской и Кипрской Церквах. Потому предлагаем разобрать ее подробно и выяснить, есть ли у нее что-то общее с христианством.
Новый «катехизис» от ПЦУ
Анализировать каждое предложение из текста Шкурупия не имеет смысла, так как он часто заговаривался, повторялся и подыскивал нужные слова. Поэтому выделим основные тезисы:
- На небесах, в некой духовной реальности, существует держава Украина, которая включает в себя также некоторые территории современных нам Беларуси, Молдовы и РФ: «Там, на небесах, сформировалось украинское государство во всех его этнических землях».
- Над Украиной Бог «распростер руки и держит». Также Украину опекает Христос и Богородица.
- Эта «небесная», или «духовная», Украина состоит исключительно из тех, кто в свое время воевал за Украину земную. По словам Шкурупия, это «Хмельницкий, Выговский, Сагайдачный, Дорошенко, советские солдаты со звездами, 150 000 воинов УПА, татары и крымчаки, которые воевали на стороне Хмельницкого».
- Все они «воюют сейчас за Украину в духовном мире» (в том числе крымчаки и татары, то есть мусульмане). Благодаря их духовной защите украинцам удалось «выиграть Майдан и первую военную интервенцию на Донбассе».
- «Духовная Украина» – на стороне света, ее поддерживает Бог. Там же, на Небе, ей противостоят «черные силы под названием российские, они тоже духовные». Ими руководит сатана.
- Для связи с «духовной Украиной» земным украинцам нужно молиться. Но молитва подойдет не всякая. Молитва верующих УПЦ, по словам Шкурупия, сравнима с диверсионными отрядами и «наносит очень большой вред всем нам».
- Чтобы победить эту вредную молитву верующих УПЦ, нужно, чтобы «количество молящихся ПЦУ и сознательных украинцев других конфессий» стало равным, а еще лучше – большим, чем число молитвенников УПЦ.
Что говорит Церковь о посмертной судьбе человека?
Итак, согласно учению Шкурупия, в Небесном Царстве находится некий филиал земной Украины, населенный погибшими героями. Насколько это соответствует учению Церкви о загробном мире?
Учение христианства о посмертной судьбе вполне определенно. Из многочисленных повествований отцов Церкви и житий святых следует, что человек после смерти проходит через воздушные мытарства, то есть частный суд, определяющий, достойна ли душа обитать на Небе. Серафим Роуз в книге «Душа после смерти» утверждает, что «души, обвиненные в нераскаянных грехах, ввергаются падшими духами в ад, а успешно прошедшие испытания на мытарствах свободно восходят на небо, руководимые Ангелами». И те и другие находятся в ожидании Страшного суда.
О том, как и где происходит это ожидание, говорит святитель Марк Эфесский: «Первые – в совершенном покое и свободными находятся на Небе с Ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам; вторые же, в свою очередь, заключенные в аду, пребывают во рве преисподнем, во мраке, в бездне (Пс. 87, 7), как говорит Давид и затем Иов.
И первые – пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага; а вторые, напротив, пребывают во всякой тесноте и безутешном страдании; как некий осужденные, ожидающие приговора Судии и предвидящие оные мучения.
И ни первые не восприняли еще наследие Царства и тех благ, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Kop. 2, 9), ни вторые еще не преданы вечным мукам и горению в неугаснущем огне. И это учение мы имеем переданным от Отцов наших из древности и легко можем представить из самих Божественных Писаний».
Другими словами, люди, ожидая Страшного суда, могут находиться лишь в двух местах – или в раю, или в аду.
И уж, конечно, никто из святых отцов не говорит, что кроме рая и ада могут существовать некие «духовные государства», повторяющие земные политико-территориальные образования. Об этом совершенно определенно сказал и апостол Павел в своем знаменитом призыве сбросить с себя ветхого человека и облечься в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос» (Кол. 3:10-11).
Никто из святых отцов не говорит, что кроме рая и ада могут существовать некие «духовные государства», повторяющие земные политико-территориальные образования.
Если адаптировать эти слова к Шкурупию, можно сказать, что в Царстве Небесном нет и быть не может ни украинца, ни татарина, ни россиянина, ни воина УПА, ни советского солдата. Все это осталось в «ветхом человеке», в новом же деление возможно только одно – ты или со Христом, или нет.
«Небесная Украина» – это наша Вальгалла?
Как видим, существование на Небе политических земных государств противоречит и Священному Писанию, и самим основам христианства. Но что же тогда это за «небесная Украина», насельники которой ведут «духовную битву» за интересы Украины земной?
В германо-скандинавской мифологии существует вера в Вальгаллу, которая представляет собой некое небесное пространство, куда попадают после смерти павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь. Правит Вальгаллой бог Один. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, к обеду их раны затягиваются, а погибшие оживают. За свои подвиги они удостаиваются ласк богини Фрейи и прекрасных дев. Вера в Вальгаллу очень популярна и сегодня, особенно в некоторых праворадикальных кругах. Собственно, лозунг «Герои не умирают» имеет свои корни именно в этой идеологии.
Нельзя не заметить, что богословие Шкурупия очень напоминает эту мифологию. И Вальгаллу, и «духовную Украину» населяют воины, которые погибли на земле. И там и там они продолжают свои ратные подвиги. Также нетрудно заметить, что ни Вальгалла, ни «духовная Украина» совершенно не вписываются в рамки христианства.
И тут нужно отметить важный момент. На «украинских небесах» находятся не только христиане, но и мусульмане (татары и крымчаки). То есть для «иерарха» ПЦУ вероисповедание «небесных украинцев» не играет никакой роли. А единственным критерием святости является не исповедание Христа, не праведная жизнь, а смерть за государственные интересы. И такая позиция – не нова в богословии. Правда, исламском, а не христианском.
Так, в исламе существует понятие «шахид», которое применяется в отношении верующих, принявших смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру и родину.
Если молитва УПЦ «вредна», то с кем же Бог?
Наверное, центральная часть богословия Шкурупия – это его отношение к молитве, в частности – тезис о «вредности» молитвы Украинской Православной Церкви: «Молитва верующих УПЦ МП – представителей РПЦ в Украине, это как диверсионные отряды или военные подразделения в тылу, внутри Украины в духовном мире, и они наносят очень большой вред всем нам».
Что на это можно сказать?
УПЦ – это часть Вселенской Христовой Церкви, в храмах которой Дух Святой на Евхаристии сходит на хлеб и вино, где прощаются на исповеди грехи, совершаются таинства Венчания, Миропомазания и т. д. В Евангелии сказано: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). Христиане знают, что наш мир еще стоит только благодаря молитве праведников. В том числе и праведников из УПЦ. Потому говорить, что молитва в Украинской Православной Церкви «вредная», – это признак какой-то серьезной духовной болезни.
Говорить, что молитва в Украинской Православной Церкви «вредная», – это признак какой-то серьезной духовной болезни.
А вот утверждение, что для духовного щита над Украиной молитве УПЦ нужно противопоставить «объединенную молитву» ПЦУ и «сознательных украинцев» из других конфессий (очевидно, католиков, униатов и мусульман), – это уже даже не болезнь, это нечто, что к христианству никакого отношения не имеет.
Проповедуя «войну молитв», Шкурупий, по сути, выражает языческое мировоззрение, согласно которому воюют боги, а побеждает тот народ, чей бог оказывается сильнее. Исходя из этого мироощущения язычники принимали чужую для них веру, подчинялись властям тех народов, которые имели «сильнейшего бога». Какая-то своя, языческая логика у них была. Но какое отношение эта логика имеет ко Христу, Евангелию и Церкви? Ровным счетом никакого.
«Кому Церковь не мать, тому Бог – не отец»
Появление «небесной Украины» в богословской мысли ПЦУ – вовсе не неожиданность. Сакрализация Украины, ее символов и героев происходит в этой организации очень давно, а Шкурупий просто возвел эту тенденцию в абсолют.
Фраза Киприана Карфагенского «Кому Церковь не мать, тому Бог – не отец» здесь не популярна. Просто потому, что здесь и мать, и отец выглядят иначе.
«Иерарх» ПЦУ Матфей Шевчук еще в 2016 году заявлял, что «Наша мать – это наша земля». А в 2021 году клирики и «иерархи» ПЦУ многократно и с упоением исполняли песню «Батько наш Бандера, Україна мати». В ПЦУ «служат» в облачениях цвета украинского флага и с картой Украины, перед храмом крепят флагштоки c украинским флагом к кресту с распятием.
«Священник» ПЦУ Сергей Ткачук перед своим храмом в Киеве
И эти примеры – не попытка как-то «уколоть» думенковцев. Таков внутренний настрой очень у многих и клириков, и верующих данной структуры.
Выводы
Христос сказал нам: «Царство Мое не из этого мира… Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Богословие Шкурупия декларирует обратное: украинское государство из этого земного мира существует и в Царстве Небесном. И насельники этого «украинского царства» – не праведники, угодившие Богу, а солдаты, погибшие во славу земной Украины. Бог, Его Любовь и Его Жертва за грехи всего мира никакого значения не имеют, потому что в мире есть «темная» территория, где даже проблеска света не видно. Это означает, что спасение – это не результат веры во Христа, принадлежности к Его Церкви и благочестивой жизни, а результат рождения на определенной территории или борьбы за ее независимость.
И сложно даже сказать, чего больше в этой солянке – язычества, христианства, национализма или грубого материализма. Да и вряд ли это так уж важно.
Многие в Украине рассказывают, что никакой разницы между ПЦУ и УПЦ не существует, что думенковцы после признания их Фанаром – такая же часть Христовой Церкви. Однако время от времени мы получаем от ПЦУ шокирующие факты, что все это неправда.
Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что рано или поздно всякий раскол превращается в ересь. И богословие Афанасия Шкурупия эту мысль святителя блестяще подтверждает.
И тем прихожанам ПЦУ, для которых вера в Христа все же дороже веры в нацию, стоит об этом очень серьезно задуматься.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/90523-novoje-jazychestvo-ot-pcu-ili-k...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии