Новое исследование христианского дома в Дура-Европос полностью переосмысливает историю раннего христианства

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Новое исследование христианского дома в Дура-Европос полностью переосмысливает историю раннего Христианства
Здание, которое читалось примером «домашней церкви», вероятно, никогда не было ею

ДАМАСК. С момента своего открытия исследователями столетие назад древнее сооружение, известное как «христианское здание», стало широко считаться краеугольным камнем ранней христианской архитектуры. Построенное около 232 г. н. э. в древнем городе Дура-Европос, римском гарнизонном городе на территории современной восточной Сирии, здание является единственным примером «домашней церкви» или domus ecclesiae, домашнего пространства, которое было обустроено для богослужений христианами в то время, когда, как считается, открытая практика их веры сделала их объектом преследований.

Но новое исследование, опубликованное в Journal of Roman Archaeology, ставит под сомнение это общепринятое мнение, утверждая, что здание почти наверняка уже не было жилым по форме или функции после того, как оно подверглось реконструкции для проведения религиозных ритуалов. Результаты ставят под сомнение обоснованность категории domus ecclesiae в ее совокупности.

Тщательное сравнение более поздних архитектурных особенностей здания с особенностями других жилых построек в Дура-Европос, а также анализ того, как реконструкция повлияла на естественный световой поток внутри здания, дают весомые доказательства того, что это была вовсе не домашняя церковь, считает Камиль Леон Анджело, аспирант Высшей школы искусств и наук Йельского университета и один из исследователей.

«Диалоги в академических кругах, а также в массовой культуре создают впечатление, что до императора Константина христиане собирались и молились в псевдо-домашних помещениях», — сказала Леон Анджело, работающая на кафедре религиоведения Йельского университета.

«Но если это единственный достоверно датированный образец, который у нас есть, и на самом деле он не был ни особенно, ни даже в какой-то степени домашним, то почему мы сохраняем такое восприятие?»

Соавтором исследования является Джошуа Сильвер, аспирант-докторант Манчестерского университета, работающий в Манчестерской архитектурной исследовательской группе.

Во время 10-летних раскопок в Дура-Европос в 1920-х и 30-х годах группа ученых из Йельского университета и Французской академии надписей и письма обнаружила христианское здание, а также синагогу и Митреум. Их журналы раскопок и фотографии (вместе с тысячами артефактов) хранятся в Художественной галерее Йельского университета.

Считалось, что изначально это сооружение было частной резиденцией, но было отремонтировано около 234 г. н. э., чтобы сделать его пригодным для христианского богослужения. Ученые пришли к выводу, что это архитектурная ступенька — domus ecclesiae — соединяющая частные дома, используемые для христианского богослужения, которые упоминаются в Новом Завете (например, Деяния 12:12), с базиликами, построенными при св. Константине.

Дом использовался до 254–56 гг. н. э., когда Сасаниды осадили город, а римляне попытались укрепить западную крепостную стену города массивной земляной насыпью, которая изолировала многие здания. После того, как город был завоеван и заброшен, оставшаяся насыпь послужила для консервации сооружений на протяжении столетий, которые сохранились необычайно хорошо.

По словам Леон Анджело, христианское здание находилось на той же улице, что и синагога и Митреум, которые также изначально были частными домами, а затем были отремонтированы.

«Но мы не говорим «домашняя синагога» или «домашний Митреум». Мы позволяем им стоять самостоятельно», — сказала она. — «Так что если у нас есть здание, которое следует той же архитектурной траектории в городе, почему мы подчеркиваем внутреннее происхождение сооружения? Мы хотели узнать, насколько оно было внутренним и как бы его восприняло сообщество?»

Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи изучили все архивные отчеты о раскопках, чтобы понять, как выглядели дома в Дура-Европос, что они содержали и какие функции они выполняли. Получив полное представление о том, что составляло домашнее пространство для этого сообщества, они сопоставили его с особенностями христианского здания. И они обнаружили существенные различия.

Например, сохранившееся здание имело фигурные настенные росписи, лестницу во дворе и не имело цистерны для хранения воды. Ни один другой дом не имел такого сочетания характеристик.

Демонтаж сливного бачка, а также зоны приготовления пищи в здании также свидетельствует о том, что люди взаимодействовали с этим пространством иначе, чем со своими жилищами.

Его комнаты на первом этаже были переделаны так, что одна из них стала необычайно большой, а другая, используемая как баптистерий, оказалась необычайно маленькой по сравнению с другими домами в городе.

Кроме того, исследователи изучали изменения в том, как люди перемещаются по комнатам, а также использование различных поверхностей и посадочных мест, что предполагало отход от домашней обстановки. Они использовали моделирование изменения солнечного света, чтобы определить, что определенные обновления здания означают, что большая площадь комнат за пределами двора может использоваться много раз в течение дня без необходимости зажигать лампы или свечи.

«Христианское здание не имело ничего общего с жилым пространством в Дуре, и поэтому ставит под сомнение повествование о материальных истоках раннего Христианства», — сказала Леон Анджело.

Она заявила, что ожидает сопротивления такому смелому вызову устоявшихся представлений о том, как выглядело раннее Христианство.

«Эти понимания имеют большой вес и силу», — сказала она. — «Мы также глубоко интересуемся ранним Христианством. Но мы хотим отдать должное христианской общине Дура и ее истории и попытаться понять их на их собственных условиях, а не через предположения, которые ученые спроецировали на их пространство».

Научная работа вокруг Dura-Europos продолжается. Недавно запущенный международный (цифровой) архив Dura-Europos, или IDEA, направлен на сбор и предоставление цифрового доступа к артефактам и архивной документации, полученным в результате раскопок города и теперь хранящимся в различных музеях по всему миру. Инициатива была основана Энн Ханнелл Чен, бывшим постдокторантом Йельского университета, которая сейчас является доцентом кафедры истории искусств и визуальной культуры в Бард-колледже.

https://sedmitza.ru/text/10432940.html